Правовые основы учета и регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.11.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мусихина, А. М. Правовые основы учета и регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду / А. М. Мусихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85656/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье раскрывается значимость и необходимость учета и регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Проанализированы положения законодательства, отмечены особенности осуществления учета и регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Ключевые слова: негативное воздействие на окружающую среду, экология, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, окружающая среду, реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В современном мире наблюдается рост числа предприятий промышленности различной направленности, которые, несомненно, влияют на экологическую обстановку в каждом регионе и в целом в России. Осуществление любой экономической деятельности связано с оказанием отрицательного воздействия на окружающую среду. Некоторые отрасли отличаются нанесением существенного вреда природе, другие несколько меньшим.

Вместе с тем в ст. 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого: на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Им корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации [1].

Негативное воздействие на окружающую среду — это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды [2].

Основной целью экологической безопасности страны в отношении предприятий является минимизация негативного воздействия, вследствие природных и природно-антропогенных факторов. Для реализации этой цели осуществляется учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, оценка их влияния на экологию через систему критериев, установленных законодательством, а также особый контроль за деятельностью таких объектов и соблюдение ими требований экологического законодательства.

Правовые основы учета и регистрации природных ресурсов и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, закреплены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 4.2 этого закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории:

— объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

— объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;

— объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;

— объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории [2].

Под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, данный закон подразумевает объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков [2].

Анализ данного термина позволяет выявить пробел в законодательстве в части разъяснения дефиниций «физическая связь», «технологическая связь» и «или другой объект». Затруднительно понять, что имел в виду законодатель, употребляя такие сочетания. Следовательно, существует проблема отсутствия корректного разъяснения понятия объекта негативного воздействия, так как отсутствуют нормативные толкования, которую законодателю необходимо решить, дополнив соответствующую статью закона разъяснением используемы терминов.

Важно, что учет ведется с момента государственной регистрации объекта с присвоением ему соответствующей категории негативного воздействия.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» вступившие в действие с 1 января 2021 года позволили детализировать процедуру присвоения категории к объектам, оказывающим негативное воздействие. Поправки были осуществлены на предмет уточнения количественных и качественных показателей, что устранило неточное толкование и замешательства при процедуре присвоения категории к соответствующему объекту негативного воздействия [3].

В целях упрощения процедуры, Правительство Российской Федерации дало толкования по поводу ситуации, в которой основным вопросом может стать отнесение одного предприятия к нескольким категориям. При возникновении такой ситуации, объект стоит относить к категории, степень опасности которой выше участков [4].

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Стоит отметить, что он включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Формой осуществления учета является ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему. Ознакомиться с данными реестра в сети «Интернет» может любой авторизованный пользователь на сайте https://onv.fsrpn.ru [5].

Таким образом, информация о воздействии конкретного объекта на экологическую обстановку в виде количественных показателей выбросов загрязняющих веществ размещении отходов производства и потребления, является открытой для ознакомления.

Исключение составляет информация, которая относится в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя подробную информацию об объекте. К ней относится:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;

сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;

сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора и др. [2]

Для удобства ведения реестра используются коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Это уникальный номер, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении учета, который подлежит сохранению вплоть до ликвидации этого объекта.

Стоит отметить, что реестр включает: 1. федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; 2. региональные государственные реестры объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При постановке на учет и дальнейшем контроле за деятельностью объектов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выдаются специальные свидетельства: о постановке на государственный учет, об актуализации учетных сведений, о снятии с государственного учета объектов [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что учет и регистрация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду является одним из наиболее важных мероприятий по защите окружающей среды и представляет собой деятельность государства в лице его органов в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления экологического контроля и надзора.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства. — 2002. — N 2. — ст. 133.
  3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» // Собрание законодательства. — 2021. — N 2 (Часть II). — ст. 447.
  4. Тарунова С. В. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 3–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-obektov-okazyvayuschih-negativnoe-vozdeystvie-na-okruzhayuschuyu-sredu (дата обращения: 08.11.2021).
  5. Сведения из Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду [Электронный ресурс]. URL: https://onv.fsrpn.ru/ (дата обращения: 10.11.2021 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, негативное воздействие, Российская Федерация, государственный учет, III, атмосферный воздух, достоверная информация, категория, сведение, государственная регистрация.


Ключевые слова

Экология, негативное воздействие на окружающую среду, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, окружающая среду, реестр объектов
Задать вопрос