Тенденции современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.09.2023

Статья просмотрена: 1897 раз

Библиографическое описание:

Андриянова, И. В. Тенденции современного образования / И. В. Андриянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106060/ (дата обращения: 03.05.2024).



В процессе своего исторического развития институт образования постоянно менялся для того, чтобы оставаться актуальным и востребованным для общества. Данные изменения могли вызываться самим обществом или являться следствием процессов, которые протекают в остальных сферах жизнедеятельности людей.

Примечательно, что современное образование с одной стороны является консервативным институтом, который сохраняет и воспроизводит традиционные формы и отношения, однако с другой стороны зачастую именно образование выступает источником воспроизводства наиболее передовых новаций и практик, которые определяют дальнейшее развитие общества.

На данный момент можно фиксировать, что современное образование заточено на обучающимся. Данный факт обуславливает смену методов и форм обучения в современном образовательном процессе.

Среди тенденций развития современного образования можно отметить гуманизацию, гуманитаризацию, непрерывность образования, междисциплинарный подход в обучении и информатизацию.

Тенденция гуманизации образования подразумевает, что оно должно быть направлено на совершенствование личности.

Следует согласиться с мнением ученых, что гуманизация современного образования требует более тщательного внимания к развитию личности, позитивному и более человечному восприятию других людей. Для достижения этого необходимо осуществлять учебный процесс не только с учётом условий окружающей среды, но и с учётом переживаний жизненных ситуаций и индивидуального опыта обучаемых. Это влечет за собой внедрение новых подходов к созданию оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса и адекватных педагогических технологий их реализации [3, с. 5]

Гуманитаризация образования заключается в том, что основу образования закладывается гуманитарный фундамент, поскольку гуманитарный аспект можно обнаружить в любой сфере профессиональной деятельности. Таким образом, преодолевается разрыв между естественнонаучными, техническими и гуманитарными знаниями.

Следует согласиться с мнением, что гуманитаризация достигается не только посредством увеличения доли гуманитарного знания и организации процесса его освоения обучающимися. Для гуманитаризации образования не меньшее значение имеет гуманистическая позиция педагога, субъектность обучающихся, межличностное взаимодействие в учебном коллективе, применяемые педагогические технологии, проектируемое образовательное пространство [5, с. 88].

С. Н. Шашкова и Н. А. Кондратенко отмечают, что одной из основных тенденций современного образования выступает формирование системы непрерывного образования (образования в течение всей жизни) как принципиально новой модели, адекватной постиндустриальному обществу. Образование на долгосрочную перспективу стало выступать в качестве социального процесса поддержки развития человека на всех этапах его жизни. Потребность в непрерывном образовании вызвана как стремительно развивающимися технологическими и информационными процессами, так и особенностями демографической ситуации и социально-экономического развития. Процесс институционализации непрерывного образования происходит на разных уровнях: на вертикальном — как образование по уровням в течение всей жизни, на горизонтальном — как параллельное обучение по программам разного уровня и самообразование [6, с. 105].

Кроме того, следует согласиться с мнением П. М. Алексеевой, что вопрос непрерывного обучения является особо актуальным для высшего профессионального образования, которое направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов [1, с. 105].

Фрагментарность современного образования, недиалогичность его многочисленных контекстов противостоит усилению междисциплинарности как основы для постановки задач развития, как материала для проектирования будущего. Очевиден запрос на обретение целостности образования как проектируемого пути и его содержания как для отдельного взятого человека, так и приемлющего его общества.

Междисциплинарность подразумевает, что идеи, средства и методы исследования переносятся из одной научной дисциплины в другую при исследовании схожих предметных областей. Данная тенденция ведет к расширению научного мировоззрения обучающихся и способствует к приобретению ими знаний в других сферах, которые сопряжены с основной специальностью.

Отдельно следует отметить, что глобализация затрагивает все сферы жизни — экономическую, политическую, культурную и социальную, и в этих условиях особую важность приобретает владение иностранными языками. Высокую степень интеграции иностранного языка в преподаваемые дисциплины, поскольку реализация одной из основных задач вуза — дать качественное высшее образование, чтобы выпускник смог занять достоянное место на рынке труда, невозможна без глубокого внедрения иностранного языка в процесс преподавания. [2, с. 41–42].

Информатизация образования вызвана всеобщей компьютеризацией и развитием самих информационных процессов. На данный момент происходит повсеместное создание единого глобального научно-образовательного пространства при помощи постоянно обновляющихся средств информационных и телекоммуникаций, а также внедрение различных образовательных программ в дистанционной форме. Это значительно меняет как скорость получения нужной информации, так и характер самого образовательного процесса, делая его более интерактивным.

Разворачивающаяся в последнее время технологизация образования вылилась в «цифровую революцию» и представляет собой одну из главных тенденций развития современного образования. Прежде всего, сперва информационные, а после и цифровые технологии радикальным образом поменяли конфигурацию образовательного пространства, обусловили появление новых сущностей в образовании, которое из межличностного коммуникативного процесса, по сути, превратилось в процесс технологический, который зависит от внедрения стремительно развивающихся информационных технологий [6, с. 101].

Перечисленные тенденции развития института образования определяют общий контекст, в котором происходят основные изменения в современном образовании. Знакомство с данными тенденциями, выявление их позитивных и негативных аспектов даёт возможность для более взвешенного реформирования образовательной политики.

Литература:

  1. Алексеева, П. М. Непрерывное профессиональное образование: современные подходы к определению / П. М. Алексеева. — Текст: непосредственный // Современные методы и новации в науке. — Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. — С. 10–12.
  2. Алексеева, П. М. Тенденции развития преподавательской деятельности в современном вузе / П. М. Алексеева // Закон. Право. Государство. — 2021. — N 1(29). — С. 40–42.
  3. Бондин, В. И. Актуальные аспекты гуманизации современного образования / В. И. Бондин, М. В. Марченко // Мир науки. Педагогика и психология. — 2017. — N 4. — С. 1–7.
  4. Гончарова, В. А. Тенденции современного образования: от проблем к возможностям / В. А. Гончарова // Проблемы современного образования. — 2021. — N 5. — С. 101–115. (110)
  5. Петрусевич, П. Ю. Гуманитаризация как одно из ведущих направлений развития современного образования / П. Ю. Петрусевич // Наука и школа. — 2023. — № 1. — С. 83–91. (88)
  6. Шашкова, С. Н. Современные тенденции развития института образования / С. Н. Шашкова, Н. А. Кондратенко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2021. — N 3. — С. 98–107.
Основные термины (генерируются автоматически): современное образование, непрерывное образование, образование, иностранный язык.


Похожие статьи

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на...

иностранный язык, школьное образование, коммуникативный подход, язык, процесс обучения, современный учитель, учащийся, формирование, ценностное отношение, коммуникативная компетенция.

Реализация концепции непрерывного экологического...

Это значит, что экологическое образование должно охватить все ступени образования и проникнуть во все учебные предметы от физики и математики до географии, литературы и иностранного языка.

Возможности электронного обучения в непрерывном образовании

Непрерывное образование, электронное обучение, иностранный язык, образовательный процесс, процесс обучения, смешанное обучение, студент, жизнь, непрерывное профессиональное образование, учебный материал.

Преподавание иностранных языков в современной России...

До сих пор речь шла об основополагающих принципах оптимизации преподавания иностранных языков в ближайшем будущем. В числе других перспектив развития направлений языкового образования в мире и в нашей стране наиболее продвинутыми являются

Изучение иностранного языка: проблемы и перспективы

Возрастает значимость владения иностранным языком, умений практически пользоваться им. Все это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе как основной стратегии образования и воспитания [2, 2].

Современное положение и перспективы развития...

Государственные образовательные стандарты системы профессионального образования включают в качестве обязательной дисциплину «Иностранный язык», целью которой является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности...

Современные методологии в изучении иностранного языка

В меняющейся образовательной парадигме роль языкового образования постоянно возрастает. Так как иностранный язык считается инструментом, позволяющим человеку не только освоиться в современном мире, но и выполнять свои профессиональные обязанности.

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

смешанное обучение, электронное обучение, студент, электронный курс, компьютерный класс, обучение, профессиональный иностранный язык, высшее образование, долгое время, Очное обучение.

Использование инновационных технологий в обучении...

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Похожие статьи

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на...

иностранный язык, школьное образование, коммуникативный подход, язык, процесс обучения, современный учитель, учащийся, формирование, ценностное отношение, коммуникативная компетенция.

Реализация концепции непрерывного экологического...

Это значит, что экологическое образование должно охватить все ступени образования и проникнуть во все учебные предметы от физики и математики до географии, литературы и иностранного языка.

Возможности электронного обучения в непрерывном образовании

Непрерывное образование, электронное обучение, иностранный язык, образовательный процесс, процесс обучения, смешанное обучение, студент, жизнь, непрерывное профессиональное образование, учебный материал.

Преподавание иностранных языков в современной России...

До сих пор речь шла об основополагающих принципах оптимизации преподавания иностранных языков в ближайшем будущем. В числе других перспектив развития направлений языкового образования в мире и в нашей стране наиболее продвинутыми являются

Изучение иностранного языка: проблемы и перспективы

Возрастает значимость владения иностранным языком, умений практически пользоваться им. Все это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе как основной стратегии образования и воспитания [2, 2].

Современное положение и перспективы развития...

Государственные образовательные стандарты системы профессионального образования включают в качестве обязательной дисциплину «Иностранный язык», целью которой является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности...

Современные методологии в изучении иностранного языка

В меняющейся образовательной парадигме роль языкового образования постоянно возрастает. Так как иностранный язык считается инструментом, позволяющим человеку не только освоиться в современном мире, но и выполнять свои профессиональные обязанности.

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

смешанное обучение, электронное обучение, студент, электронный курс, компьютерный класс, обучение, профессиональный иностранный язык, высшее образование, долгое время, Очное обучение.

Использование инновационных технологий в обучении...

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Задать вопрос