Медицинская дипломатия как эффективный инструмент внешней политики Туркменистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.09.2023

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Овезова, А. А. Медицинская дипломатия как эффективный инструмент внешней политики Туркменистана / А. А. Овезова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105823/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются действенные приоритеты медицинской дипломатии как нового инструмента внешнеполитической стратегии Туркменистана. В период Возрождения новой эпохи могущественного государства мировое сообщество высоко оценивает принципиальные решения, реализуемые усилиями Президента в целях совершенствования отечественного здравоохранения. Медицинская дипломатия играет значительную роль в укреплении мира, безопасности и стабильности в мире.

Ключевые слова: медицинская дипломатия, Туркменистан, здоровье граждан, мировое сообщество, реформа Здравоохранения Саглык Здоровье.

«Защита здоровья человека, создание здорового общества, продление жизни человека являются одними из важнейших аспектов нашей государственной политики» [1], подчеркивает Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов. В этой связи разработана Государственная программа Туркменистана « Саглык (Здоровье) », которая учитывает передовой международный опыт в организации медицинского обслуживания населения, предусматривает коренное реформирование этой важной отрасли, внедрение передовых методов лечения и профилактики заболеваний, подготовку высококвалифицированных медицинских работников и развитие медицинской науки.

На сегодняшний день стихийные бедствия и возникающие экологические проблемы, изменение климата, а также пандемии, угрожающие здоровью человека, требуют принятия срочных решений со стороны мирового сообщества. В этих условиях, прежде всего, медицинская дипломатия выступает надежным инструментом обеспечения безопасности здоровья людей.

«Медицинская дипломатия» — это особая форма внешнеполитической деятельности по оказанию медицинской помощи другим странам, по выработке эффективных шагов в решении проблем охраны здоровья людей, по налаживанию научно-информационного обмена в области профилактики и борьбы с опасными заболеваниями [2]. Иными словами, медицинская дипломатия, или также называемая дипломатия здравоохранения, представляет собой деятельность по использованию знаний и опыта в области здравоохранения для достижения политических, внешнеполитических и гуманитарных целей. Её основная цель — взаимодействие и сотрудничество между странами в области здравоохранения, обмен опытом и информацией, а также совместное решение глобальных проблем здравоохранения.

Как отметил уважаемый Г.Бердымухамедов: «Сегодня медицинская дипломатия, призванная способствовать активизации конструктивного международного партнёрства и обмену практическими достижениями в сфере медицины, обретает особое значение как один из приоритетных факторов развития современной медицинской науки» [3].

В последние годы в результате роста проблем, связанных со здравоохранением в мире и его негативного влияния на политику и экономику государств, медицинская дипломатия стала более широким понятием глобальной медицинской дипломатии. История термина медицинской дипломатии и основы глобальной медицинской дипломатии начали формироваться во второй половине XIX — первой половине ХХ вв. Развитию этих понятий дали толчки несколько важных событий. Например, в 1851–1938 гг. были проведены ряд международных санитарных конференций, на которых выработались коллективные меры по борьбе с эпидемиями (желтой лихорадки, холеры, гриппа, чумы, тифа, натуральной оспы); с 1892 г. разработаны серии международных конвенций в области здравоохранения; созданы Международный Комитет Красного Креста (1863), Международное бюро общественной гигиены (1907), Организация здравоохранения Лиги Наций (1923); в 1946г. в Нью-Йорке (США) проведена Международная конференция здравоохранения, на которой принят Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Сам термин «медицинская дипломатия» возник в конце 1970-х гг., однако вошёл в активный научный и политический дискурс на рубеже XX–XXI вв. [4].

Одним из ключевых эпизодов в развитии медицинской дипломатии стал кризис «Чернобыль» в 1986 году. Взрыв энергоблока на Черноблской АЭС привелк значительному выбросу количества радиоактивных материалов в атмосферу. Международное сотрудничество и взаимодействие в области здравоохранения стали основным инструментом борьбы с последствиями ядерной аварии. Это показало важность медицинской дипломатии и привлекло внимание политических деятелей к этой области.

С тех пор медицинская дипломатия стала активно развиваться. Многие страны и международные организации создали отдельные подразделения и программы по развитию медицинской дипломатии. Если в прошлом самоуправления изолированного общества было достаточно, то в нынешних условиях важно объединить усилия мирового сообщества по борьбе с факторами, наносящими вред здоровью человека. То есть рост заболеваемости на земле, наличие природных катаклизмов и изменение погодных условий привели к глобализации медицинской дипломатии. Как известно, в 2009 году введение новой концепции под названием «Глобальная дипломатия здравоохранения» резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) № 63/33, 64/108, 65/95 и 66/115 является проявлением глобальной внешней политики и стимулировала научные исследования в области медицинской коммуникации [5, 6]. Илона Кикбуш, немецкий ученый, которая внесла весомый вклад в внедрение здорового образа жизни в мировое сообщество и совершенствование глобальной системы здравоохранения, подчеркивает, что глобальная медицинская дипломатия стала неотъемлемой частью внешней политики стран в XXI веке [7, с.7].

«Глобальная медицинская дипломатия» обхватывает понятия многосторонних договоров, соглашений, различные форумы международного масштаба и глобальному здравоохранению. Глобальная медицинская дипломатия включает в себя такие аспекты как выполнение медицинских миссий, обмен медицинским персоналом, поддержка развития здравоохранения в странах с низким уровнем развития, участие в глобальных инициативах по борьбе с инфекционными заболеваниями и поддержка регуляторных политик, связанных с международным здравоохранением. «Дипломатию в области глобального здравоохранения можно считать видом политической деятельности, позволяющим достигать двойной цели — улучшение здоровья населения и поддержание и укрепление международных отношений». [8]

Важное значение приобрело сотрудничество в области борьбы с инфекционными заболеваниями, такими как ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез и т. д., а также борьба с пандемией COVID-19. Так как COVID-19 внедрился в современную социально-политическую реальность, став ее неотъемлемой частью, сегодня стал актуален такой термин как «вакцинная дипломатия» и «масочная дипломатия».

В вопросе медицинской дипломатии Туркменистан, являясь активным участником международных, региональных и межгосударственных механизмов сотрудничества, вносит огромный вклад в развитие данного направления. К примеру, были проведены различные международные конференции и ряд научных встреч. Например, международная научная конференция «Медицинская дипломатия — основа здорового мира», октябрь 2021г.; Региональный форум «Единое здоровье» в Центральной Азии, июль 2022г.; Х Туркмено-германский форум, января 2023г.; «Общественная организация врачей Туркменистана», июль 2023г. и т. д.

Туркменистан придает большое значение сотрудничеству с крупнейшими мировыми международными организациями в реализации программ комплексного развития и совершенствования национальной системы здравоохранения и ведет эффективную работу в этой сфере. Большая работа проделана при установлении тесных и активных связей с ООН, ее специализированными учреждениями, а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Программой развития ООН, Детским фондом ООН, Фондом народонаселения ООН и т. д., связанных с важностью особой позиции Туркменистана в вопросах обороны и положительным опытом многолетнего эффективного сотрудничества.

В рамках работы на пути медицинской дипломатии была разработана система взаимоотношений между странами для совместного решения задачи ликвидации пандемии, которая стала набирать свои обороты в 2020 г. В свою очередь «Туркменистан выступил с международными инициативами, нацеленными на объединение международных усилий для выработки скоординированных решений в борьбе с коронавирусной инфекцией, и содействовал практической реализации на региональном уровне ряда конкретных мер в данном направлении» [9]. Туркменистан был одной из первых стран, принявших меры по борьбе с пандемией. На 75-й, 76-й и 77-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, которая является единственным крупнейшим платформам многосторонних переговоров, инициативы, выдвинутые Туркменистаном по борьбе с пандемией, получили большую поддержку мирового сообщества. Так, Правительство Туркменистана совместно с Постоянным координатором ООН подготовило и утвердило два специальных постановления, три Плана международного сотрудничества и солидарности в борьбе с пандемией COVID-19, а также Национальный план по борьбе с острыми инфекционными заболеваниями. Также, по инициативе уважаемого Г. Бердымухамедова была принята Резолюция «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития во время пандемии коронавирусной болезни (COVID-19) и в последующий период».

Кроме того, в Туркменистан активно участвует в мероприятиях, проводимых мировым сообществом. В нашем государстве создан многосторонний инструмент ВОЗ по борьбе с пневмонией, разработана специальная программа по изучению генома коронавирусной инфекции, создан методический центр по лечению и профилактике острых инфекционных заболеваний. Была создана инициатива по созданию Центра эпидемиологии, вирусологии и бактериологии, а также продвижение данной концепции в рамках «Дорожной карты» на период 2022–2025 гг. по продвижению здоровья и благополучия в Центральной Азии путем поддержки глобальной концепции «Единое здоровье», разработанной ВОЗ. Это вклад в защиту здоровья человека не только на региональном, но и на международном уровне.

Таким образом, медицинская дипломатия стала неотъемлемой частью современного международного сотрудничества в области здравоохранения Туркменистана. Медицинская дипломатия — это не только политическая практика; её фундаментом являются научные возможности страны, которая тем самым проецирует вовне свои достижения. Глобальная медицинскя дипломатия который ставит своей целью установление долгосрочных отношений между странами, национальными и региональными организациями, а так же научными и медицинскими сообществами для совместного решения проблем здравоохранения играя значимую роль в обеспечении мирового здоровья и безопасности, поскольку заболевания и проблемы здравоохранения не ограничиваются границами страны и требуют совместных усилий всех заинтересованных сторон.

Литература:

  1. Türkmenistanyň Prezidenti Serdar Berdimuhamedowyň «Adam saglygy jemgyýetimiziň we döwletimiziň iň ýokary gymmatlygydyr» atly çykyşy.15.04.2022. https://turkmenistan.gov.tm («Türkmenistan» gazeti № 97 (30383) 2022-nji ýylyň 16-njy apreli.)
  2. Чжао На. Роль «медицинской дипломатии» во внешнеполитической стратегии КНР, электронный журнал https://cyberleninka.ru/article/n/rol-meditsinskoy-diplomatii-vo-vneshnepoliticheskoy-strat, дата обращения 01.09.2023.
  3. https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/57659/uchastnikam-mezhdunarodnoj-konferencii-uchyonyh-vrachej-medicinskaya-diplomatiya-osnova-zdorovogo-mira, дата обращения 01.09.2023.
  4. Арсентьева И. И. Трансформация медицинской и вакцинной дипломатии в эпоху COVID-19. Вестник МГИМО-Университета. 2022. 15(5), с. 182
  5. United Nations. Resolution A/Res. Global Health and Foreign Policy. www.who.int/trade/events/UNGA_RESOLUTION_GHFP63_33.pdf (accessed November 30, 2011).
  6. United Nations. (2009) Resolution A/Res. Global Health and Foreign Policy. Available at daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N0946831. (accessed November 30, 2011).
  7. Kickbusch I. 21 st century Health Diplomacy: a New Relationship between Foreign Policy and Health. 21 st Century Global Health Diplomacy, 2013.
  8. Глобальное здравоохранение и дипломатия в интересах здоровья. Европейский региональный комитет, шестидесятая сессия. Москва, 13–16 сентября 2010 г.
  9. Бердымухамедов Г. Выступление на Международной конференции учёных-врачей «Медицинская дипломатия — основа здорового мира», https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/57659/uchastnikam-mezhdunarodnoj-konferencii-uchyonyh-vrachej-medicinskaya-diplomatiya-osnova-zdorovogo-mira, дата обращения 01.09.2023
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская дипломатия, мировое сообщество, Туркменистан, глобальная медицинская дипломатия, борьба, Генеральная Ассамблея ООН, глобальное здравоохранение, защита здоровья человека, международное сотрудничество, Центральная Азия.


Ключевые слова

мировое сообщество, Здоровье граждан, Туркменистан, медицинская дипломатия, реформа Здравоохранения Саглык Здоровье

Похожие статьи

ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир...

24 октября 1995 г. на специальном заседании Генеральной Ассамблеи по случаю пятидесятой годовщины ООН, Президент Республики Узбекистан И. Каримов внёс некоторые предложения по обеспечению региональной безопасности и сотрудничеству Центрально-азиатских государств.

Вопрос вступления Тайваня во Всемирную организацию...

В статье рассматривается политика Китайской республики, направленная на вступление во Всемирную организацию здравоохранения в XXI веке.

Проект конвенции ВОЗ по подготовке к пандемиям и реагированию...

В данной статье рассматривается проект «нулевого» договора по подготовке к пандемиям и реагированию на них в рамках «пост-ковидных» шагов, которые предпринимаются Всемирной организацией здравоохранения совместно со всеми заинтересованными сторонами.

Правовое регулирование международной экономической...

– «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (резолюция 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1984 г.); – «Международная экономическая безопасность» (резолюция 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1985 г.)

Основные причины и проблемы в реформировании ООН

Собственно глобальные проблемы характеризуются тем, что охватывают весь мир (касаются каждого человека), нерешенность имеет необратимые последствия и невозможность решить усилиями одной страны.

Международное сотрудничество в сфере здравоохранения...

укрепление и развитие сложившегося механизма сотрудничества в сфере здравоохранения, включающего в себя: регулярные встречи министров здравоохранения государств — участников БРИКС; деятельность Рабочей группы по вопросам здравоохранения [7, c.12].

Современное международное право и глобальный порядок: есть...

Защита, обеспечиваемая правом прав человека, продолжает действовать в условиях вооруженных конфликтов с учетом тех случаев, когда международное право применяется как «lex specialis».

Вакцинная дипломатия РФ как инструмент мягкой силы

 С возникновением коронавируса появился новый инструмент мягкой силы — вакцинная дипломатия, которая использовалась странами для распространения своего влияния и повышения статуса.

Защита прав человека в международном бизнесе

Важным документом, который содержит нормы, касающиеся прав человека в международном бизнесе, является Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.

Похожие статьи

ООН и Центральная Азия: региональная безопасность, мир...

24 октября 1995 г. на специальном заседании Генеральной Ассамблеи по случаю пятидесятой годовщины ООН, Президент Республики Узбекистан И. Каримов внёс некоторые предложения по обеспечению региональной безопасности и сотрудничеству Центрально-азиатских государств.

Вопрос вступления Тайваня во Всемирную организацию...

В статье рассматривается политика Китайской республики, направленная на вступление во Всемирную организацию здравоохранения в XXI веке.

Проект конвенции ВОЗ по подготовке к пандемиям и реагированию...

В данной статье рассматривается проект «нулевого» договора по подготовке к пандемиям и реагированию на них в рамках «пост-ковидных» шагов, которые предпринимаются Всемирной организацией здравоохранения совместно со всеми заинтересованными сторонами.

Правовое регулирование международной экономической...

– «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (резолюция 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1984 г.); – «Международная экономическая безопасность» (резолюция 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1985 г.)

Основные причины и проблемы в реформировании ООН

Собственно глобальные проблемы характеризуются тем, что охватывают весь мир (касаются каждого человека), нерешенность имеет необратимые последствия и невозможность решить усилиями одной страны.

Международное сотрудничество в сфере здравоохранения...

укрепление и развитие сложившегося механизма сотрудничества в сфере здравоохранения, включающего в себя: регулярные встречи министров здравоохранения государств — участников БРИКС; деятельность Рабочей группы по вопросам здравоохранения [7, c.12].

Современное международное право и глобальный порядок: есть...

Защита, обеспечиваемая правом прав человека, продолжает действовать в условиях вооруженных конфликтов с учетом тех случаев, когда международное право применяется как «lex specialis».

Вакцинная дипломатия РФ как инструмент мягкой силы

 С возникновением коронавируса появился новый инструмент мягкой силы — вакцинная дипломатия, которая использовалась странами для распространения своего влияния и повышения статуса.

Защита прав человека в международном бизнесе

Важным документом, который содержит нормы, касающиеся прав человека в международном бизнесе, является Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.

Задать вопрос