Развитие детского технического творчества в рамках проекта «ТехноМир: развитие без границ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.09.2023

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Марусина, М. А. Развитие детского технического творчества в рамках проекта «ТехноМир: развитие без границ» / М. А. Марусина, Т. Ю. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105749/ (дата обращения: 05.05.2024).



О развитии технического творчества в современном дошкольном образовании говорят очень часто. В эпоху компьютеризации наши дети легко справляются с гаджетами практически «с пеленок». Многие будущие студенты выбирают такие профессии как: маркетолог, IT-специалист, интернет-коуч, копирайтеры, архитектор виртуальной и дополненной реальности, менеджер маркетплейсов и т. д.; не говоря уже о любимом занятии молодежи — блогерстве. Все эти профессии предполагают знание компьютера, программирования и интернет-пространства. Каким же образом привлечь работать молодых специалистов на производство, где ощущается острая нехватка рабочих с профессиями: инженер-конструктор, фрезеровщик, токарь, монтажник, технолог, оператор и т. д.

Каждый ребенок — потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в человеке генетически. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Федерального государственного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество.

«Техническое творчество» — это вид деятельности, результатом которой является продукт, обладающий пользой и новизной. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей. Основными компонентами технического творчества являются:

– техническое мышление;

– пространственное воображение и представление;

– конструкторская смекалка;

– умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность дошкольников, является конструирование. Игры по конструированию долго не надоедают, т. к. обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Особенность конструирования в том, что этот вид деятельности, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:

– планировать предстоящую работу;

– анализировать собственные действия;

– делать выводы;

– исправлять ошибки;

– составлять из отдельных частей целое;

– сравнивать и обобщать.

На сегодняшний момент, разработано и выпущено огромное количество самого разнообразного конструктора для того, чтобы каждый ребенок мог развивать в себе творческие способности. Это кубики, строительные наборы, конструкторы с простыми блочными и болтовыми соединениями, магнитные, электронные, решетчатый конструктор и, любимый всеми детьми, LEGO. Кроме того, для развития технического творчества педагоги в детском саду используют разнообразный бросовый материал: коробки, втулки, палочки, резинки, губки и т. д.

Каким же образом, используя огромную базу самого разнообразного конструктора и материала в детском саду, направить творческие способности каждого воспитанника в нужное русло, чтобы в дальнейшем вырос высококвалифицированный специалист в области производства, так необходимый нашему обществу?

Наш детский сад № 4 г. Сызрани участвует в проекте «ТехноМир: развитие без границ» в рамках работы инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста». Наш город является промышленным, и одним из градообразующих предприятий Сызрани является завод тяжелого машиностроения «ТЯЖМАШ». Именно изучение последнего и стало темой долгосрочного проекта «Наш завод Тяжмаш- наша гордость», который также нуждается в квалифицированных кадрах.

Целью проекта является знакомство детей старшего дошкольного возраста с производством завода «ТЯЖМАШ» посредством конструирования и моделирования. В проекте принимают участие дети 5–7 лет. В ходе реализации проекта решались такие задачи:

– знакомство с понятием «тяжелое машиностроение»;

– освоение названий профессий, необходимых на производстве: слесарь, токарь, сварщик, инженер-конструктор, фрезеровщик, кузнец, оператор, крановщик, электрик;

– освоение понятий «продукты производства завода — детали»: конвейерные ленты, стартовая площадка, шаровый затвор, радиотелескоп, мостовой кран;

– включение опыта теоретических знаний детей к созданию технических устройств посредством конструирования из разного конструктора;

– воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Понятие «завод тяжелого машиностроения» для юных воспитанников в начале проекта было абсолютно абстрактным. Это не фабрика, где выпускают мороженое или шоколад. Не увидел, не потрогал — не понял. В рамках проекта педагоги знакомили детей со сложными понятиями через различные игры и игровые формы понятным для детей языком.

Наша работа началась с освоения материала самими педагогами, в результате которого была выстроена поэтапная работа по освоению столь сложной темы.

Знакомство воспитанников с заводом началось с посещения музея «Тяжмаш», коим завод располагает, ведь история насчитывает уже восьмидесятилетнюю жизнь завода в нашем городе. Из всех многочисленных отраслей производства для детей в плане изучения дальнейшего моделирования была выбрана космическая отрасль. В интерактивных беседах и презентациях были показаны многочисленные ролики производства, и того, как необходима продукция данного завода в масштабах нашего общества. Для проекта были придуманы, разработаны и изготовлены дидактическая дидактические игры «Логическая цепочка Тяжмаша», «Профессии и орудия труда», «Строительство ракеты», в ходе которых дети закрепляли названия профессий, орудия труда, виды деятельности этих специалистов на заводе, этапы производства.

Наиболее яркая работа и запоминающаяся работа шла в сюжетных играх по конструированию различных деталей, производимых заводом. Причем работа велась в последовательной деятельности: заказ космодрома на производство завода «Тяжмаш» стартового комплекса, доставка столь габаритного груза на космодром, установка, запуск ракеты и т. д. В группе с самого начала проекта велась стенгазета, показывающая этапы проекта — все в наглядных материалах. Затем для закрепления детьми в группе был изготовлен коллаж, в котором отразилась история завода, виды производства, профессии, этапы изготовления.

Родители воспитанников не остались в стороне, ведь они сами являются работниками завода и не в одном поколении. Благодаря семейным фотоархивам была создана фотокнига, иллюстрирующая историю преемственности семейного поколения.

На завершающем этапе работы ребятами и педагогами был изготовлен настольный масштабный макет завода, выполненный руками детей из бросовых материалов и конструктора. На макете были представлены основные цеха производства, проходные, котельная, музей, трансформаторная будка, пожарная служба и т. д.

Затем был организован игровой «технический батл» между воспитанниками, на котором ребята соревновались в конструировании и знаниях особенностей завода «Тяжмаш».

Дети, родители и педагоги учувствуют в данном проекте с большим интересом, несмотря на некоторые сложности. Проект еще развивается, а вместе с ним развиваются наши дошколята, становясь активнее, инициативнее, самостоятельнее. Играя и конструируя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий, которые сейчас так востребованы. Кроме того, в детском коллективе формируется очень важное умение — работать в команде. Мы считаем, что, благодаря нашему проекту, в сознании наших воспитанников укрепиться мысль, что любая профессия и нужна, и хороша, главное, чтобы «с душой».

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В.. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.
  2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001–88 с.
  3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — Москва: ТЦ Сфера, 2017–136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, ребенок, техническое творчество, детский сад, завод, профессия, дошкольное образование, дошкольный возраст, самый разнообразный конструктор, тяжелое машиностроение.


Похожие статьи

От дошкольника до инженера | Статья в журнале «Образование...»

− оценка результативности системы работы по приобщению детей к техническим наукам средствами игрового оборудования. Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное.

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках...

Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это новый подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании, имеющая методическое сопровождение.

Информационные технологии как средство ознакомления старших...

В своей педагогической деятельности использую разнообразный иллюстративный материал, который дает возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми.

Развитие технического творчества детей дошкольного...

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития- знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.

Особенности развития инженерного мышления детей...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие детей, маленький кусочек глины.

Растим будущих инженеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Выявляем технические наклонности дошкольников и развиваем их в этом направлении, тем самым выстраиваем модель преемственного обучения для всех возрастов — от воспитанников детского сада до студентов.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, белый халат, дидактическая задача, дошкольный возраст, медицинский кабинет.

Формирование интереса к программам технической...

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках... − Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах. ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Похожие статьи

От дошкольника до инженера | Статья в журнале «Образование...»

− оценка результативности системы работы по приобщению детей к техническим наукам средствами игрового оборудования. Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное.

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках...

Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это новый подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании, имеющая методическое сопровождение.

Информационные технологии как средство ознакомления старших...

В своей педагогической деятельности использую разнообразный иллюстративный материал, который дает возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми.

Развитие технического творчества детей дошкольного...

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития- знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.

Особенности развития инженерного мышления детей...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие детей, маленький кусочек глины.

Растим будущих инженеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Выявляем технические наклонности дошкольников и развиваем их в этом направлении, тем самым выстраиваем модель преемственного обучения для всех возрастов — от воспитанников детского сада до студентов.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, белый халат, дидактическая задача, дошкольный возраст, медицинский кабинет.

Формирование интереса к программам технической...

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках... − Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах. ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Задать вопрос