Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного статьей 285.1 УК РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.09.2023

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Калижникова, С. Э. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного статьей 285.1 УК РФ / С. Э. Калижникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105738/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует вопросы уголовно-правовой характеристики составов преступления, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств.

Ключевые слова: бюджет, Уголовный кодекс Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных средств, объект преступления, субъект преступления, объективная сторона, субъективная сторона.

Бюджет Российской Федерации — часть бюджетной системы Российской Федерации, которая предназначена для обеспечения задач и функций государства. Важность корректного и целевого распределения и расходования денежных средств, поступивших в бюджет страны, сложно преувеличить.

Согласно статистическим данным за 2004–2008 года нецелевое расходование бюджетных средств составило 13 321, 5 млн. руб., [1] за 2016 год из-за нецелевого расходования бюджетных средств бюджет страны потерял 19 млрд. рублей. [2] Вместе с тем, председатель Счетной палаты

А. Л. Кудрин в свое докладе президенту Российской Федерации Путину В. В. о результатах работы Счетной палаты Российской Федерации за 2020 год указал, что нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бухгалтерского учета составило около 50 млрд. рублей. [3] Приведенная статистика является не только ужасающей, но и ставящая вопрос правового регулирования и охраны бюджетных правоотношений крайне острым, поскольку под угрозой находится национальная безопасность страны.

На протяжении длительного времени государство в лице законодательных и правоохранительных органов, а также судебной системы боролось и продолжает бороться с нарушениями, возникающими при расходовании бюджетных средств.

Так, Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплен один из основополагающих принципов бюджетного права России — принцип адресности и целевого расходования бюджетных средств. [4] Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств в соответствии с целями их использования.

Помимо закрепления указанного принципа в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в 2003 году законодатель путем дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) ст.ст. 285.1 УК РФ криминализирует нецелевое расходование бюджетных средств.

Примечательно, что до введения указанной выше стати в Уголовный кодекс Российской Федерации квалификация преступлений, связанных нецелевым использованием бюджетных средств. осуществлялась по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против собственности либо должностные преступления.

Общественная опасность такого преступления очевидна, поскольку подрывает авторитет государственной власти, а также наносит экономический вред государству, обществу, который выражается в недофинансировании государственных проектов и программ в сфере строительства социального жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, здравоохранения, образования и так далее.

Начиная уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, стоит обратить внимание на коллизию права, возникшую в связи с разной трактовкой понятия «нецелевое использование бюджетных средств», закрепленное законодателем в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, а также в Уголовном кодексе Российской Федерации. Такое положение дел нередко вводило правоприменителя в затруднительную ситуацию, поскольку законодателем в определении понятия «нецелевое использование бюджетных средств» очерчивается круг лиц, подлежащих уголовной ответственности, то есть субъект преступления, предусмотренный ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. [5]

Указанную коллизию разрешает определение Конституционного суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 2776-о [6], согласно которому определение понятия «нецелевое использование бюджетных средств», закрепленное в ч. 1 ст. 285.1 УК РФ применяется в нормативном единстве с положениями бюджетного законодательства.

Таким образом, положения ст. 285.1 УК РФ трактуются расширительно, что позволяет говорить об уголовной ответственности не только должностных лиц получателей бюджетных средств, но и должностных лиц бюджетных и автономных учреждений.

В связи с указанным, нецелевое использование бюджетных средств становится преступным, если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, должностным лицом бюджетных и автономных учреждений осуществляется на цели, не соответствующие условиям их получения, определенных утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств совершенное либо в крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору

в крупном размере, либо в особо крупном размере.

Примечанием к ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации определено, что крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающих один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей. [7]

В связи с указанным выше, уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств возникает при наступлении обязательных и в тоже время квалифицирующих признаков, указанных в диспозиции статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Помимо крупного и особо крупного размера суммы бюджетных средств, квалифицирующим признаком состава преступления также является такой признак как совершение указанного преступления группой лиц по предварительному сговору.

Родовым объектом преступления являются отношения в сфере государственной власти, а непосредственным объектом является ненадлежащие исполнение функции и задач, связанных с использованием бюджетных средств.

Из диспозиции ч. 1 ст. 285.1 УК РФ следует, что объективная сторона преступления характеризуется действием в виде расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Субъективная сторона, рассматриваемого состава преступления, характеризуется прямым умыслом, то есть должностное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий.

Субъект изучаемого преступления — специальный, о чем указано выше.

Таким образом, введение законодателем указанной статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации является не только карательной мерой, но и предупредительной мерой, направленной на пресечение совершения преступлений, предусмотренных ст. 285.1 УК РФ.

Литература:

1. Ефремов Р. С. К вопросу о пределах криминализации отдельных общественно опасных посягательств на бюджетные правоотношения // Пенитенциарная наука. 2010. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-predelah-kriminalizatsii-otdelnyh-obschestvenno (дата обращения: 16.05.2023).

2. Лисенкова Наталья Александровна Нецелевое расходование бюджетных средств // Проблемы науки. 2018. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netselevoe-ras (дата обращения: 16.05.2023).

3. Российская газета «Путину доложили о расходовании бюджетных средств». URL: https://rg.ru/2020/08/19/putinu-dolozhili-o-necelevom-ispolzovanii-biudzhetnyh-sredstv.html (дата обращения: 16.05.2023).

4. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Информационно-правовая система «КонсультатПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 16.05.2023).

5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Информационно-правовая система «КонсультатПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10609/ (дата обращения: 16.05.2023).

6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 № 2776-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сучкова А. А. на нарушение его конституционных прав пунктом «б» ч. 2 ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-o (дата обращения: 16.05.2023).

7. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Информационно-правовая система «КонсультатПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10609/ (дата обращения: 16.05.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Уголовный кодекс, средство, нецелевое использование, УК РФ, крупный размер, нецелевое расходование, Бюджетный кодекс, уголовная ответственность, Счетная палата.


Похожие статьи

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) К вопросу нецелевого использования...

Так, в целом по России, по данным ГНЦ МВД РФ, по ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) (нецелевое расходование бюджетных средств), приведены в таблице 2.

Направления оптимизации законодательства для увеличения...

Так, в новой ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств определяется как направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации...

Совершенствование уголовного законодательства об...

Анализ ст. 174 УК РФ показал, что законодатель дифференцирует уголовную ответственность за легализацию преступных доходов в зависимости от субъекта.

Влияние коррупционных преступлений на нецелевое...

Данные мероприятия обеспечивают решение такой актуальной проблемы в современной бюджетной системе России, как нецелевое использование бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств как основание...

Приведем несколько наиболее распространенных видов мер ответственности, применяемых в Российской Федерации за нецелевое использование бюджетных средств.

Меры бюджетного принуждения и административной...

Так, в новой ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств определяется как направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации...

Уголовная ответственность за хищения бюджетных средств...

В данной статье исследована уголовная ответственность за хищения бюджетных средств в соответствии с современным уголовным законодательством Российской...

О проблеме введения юридической ответственности за...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

Основные черты преступной деятельности в бюджетной сфере

В 2021 году Счетная палата завершила 346 мероприятий. По итогам этих проверок выявлено 4253 нарушения и недостатка на общую сумму 1 541,4 млрд рублей.

Похожие статьи

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) К вопросу нецелевого использования...

Так, в целом по России, по данным ГНЦ МВД РФ, по ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) (нецелевое расходование бюджетных средств), приведены в таблице 2.

Направления оптимизации законодательства для увеличения...

Так, в новой ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств определяется как направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации...

Совершенствование уголовного законодательства об...

Анализ ст. 174 УК РФ показал, что законодатель дифференцирует уголовную ответственность за легализацию преступных доходов в зависимости от субъекта.

Влияние коррупционных преступлений на нецелевое...

Данные мероприятия обеспечивают решение такой актуальной проблемы в современной бюджетной системе России, как нецелевое использование бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств как основание...

Приведем несколько наиболее распространенных видов мер ответственности, применяемых в Российской Федерации за нецелевое использование бюджетных средств.

Меры бюджетного принуждения и административной...

Так, в новой ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств определяется как направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации...

Уголовная ответственность за хищения бюджетных средств...

В данной статье исследована уголовная ответственность за хищения бюджетных средств в соответствии с современным уголовным законодательством Российской...

О проблеме введения юридической ответственности за...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

Основные черты преступной деятельности в бюджетной сфере

В 2021 году Счетная палата завершила 346 мероприятий. По итогам этих проверок выявлено 4253 нарушения и недостатка на общую сумму 1 541,4 млрд рублей.

Задать вопрос