Основные черты преступной деятельности в бюджетной сфере | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Финансовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Донгак, Д. Р. Основные черты преступной деятельности в бюджетной сфере / Д. Р. Донгак, А. А. Корпунова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8394/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы рассматривают результаты негативного влияния криминальных факторов на общественные отношения, связанные с распределением и перераспределением бюджетных средств, ставится под угрозу исполнение обязательств, взятых на себя государством. Основными проявлениями криминальных структур в финансово бюджетной сфере являются коррупция, нецелевое расходование бюджетных средств, злоупотребления должностных лиц ответственных за правомерность распоряжения бюджетными ресурсами. В статье раскрываются основные общие черты преступлений, совершаемых в бюджетной сфере.

Ключевые слова: бюджет, преступления в бюджетной сфере.

Формирование бюджета необходимо для выполнения публичных функций. Несмотря на то, что сам термин используется не только в отношении бюджетов публичных образований, например, для характеристики бюджета определенного проекта, применительно к уголовно-правовой ответственности дефиниция рассматривается в том понимании, которое присутствует в Бюджетном кодексе РФ [1].

Поэтому, анализируя преступную деятельность в бюджетной сфере, необходимо исходить из того, что речь идет о бюджетах трех уровней — федеральный, региональный и местный.

Не углубляясь в исследование общественной опасности преступлений в бюджетной сфере, можно отметить общий объем причиненного в результате нарушения бюджетного законодательства ущерба. Об этом свидетельствует годовой отчёт Счётной палаты РФ, согласно которому в 2019 году было выявлено около 4443 нарушений в бюджетной сфере на общую сумму 884,6 млрд руб. При этом, более 178 млрд. рублей приходится на нарушения, совершённые в процессе стадии исполнения бюджета. Основная доля правонарушений связана со сферой государственных закупок [7].

В 2021 году Счетная палата завершила 346 мероприятий. По итогам этих проверок выявлено 4253 нарушения и недостатка на общую сумму 1 541,4 млрд рублей. В структуре финансовых нарушений преобладают нарушения при ведении бюджетного учета и представления отчетности — 473 факта нарушений на сумму 571,3 млрд рублей (37 %), а также нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. За отчетный период в этой сфере выявлено 663 факта нарушений на сумму 416,3 млрд рублей (27 %) [8].

По данным Счетной палаты РФ в 2022 году был причинен ущерб на сумму 885,6 млрд. рублей [9]. Безусловно, часть ущерба причинена в результате иных, а не преступных правонарушений, однако значительная доля приходится на преступления, в свете чего исследование преступных деяний данной категории сохраняет свою актуальность.

На нормативном уровне круг преступлений, которые могли бы быть определены как преступления в бюджетной сфере, не конкретизируется. В Уголовном кодексе РФ нет отдельной главы, где присутствовали бы только деяния, определяемые как бюджетные преступления, а составы преступлений распределены по разным главам в зависимости от субъективных и объективных признаков состава преступления [2]. За основу при отграничении преступлений в бюджетной сфере от иных преступных деяний представляется возможным взять такой критерий, как причинение ущерба бюджету соответствующего уровня.

Можно согласиться с утверждением Д. Д. Зубкова, предложившего классификацию на основе указанного критерия. Данная классификация основывается также на субъективных признаках состава преступления, исходя из чего выделяют хищение, нецелевое расходование и иные преступные деяния, которые нельзя отнести к первым двум группам, но влекущие причинение бюджету ущерба [6, с. 317–318].

С учетом подобной классификации и определения средств бюджета соответствующего уровня как предмета преступного деяния, можно утверждать, что основной чертой преступной деятельности в бюджетной сфере является причинение ущерба бюджету. Вне зависимости от того, идет ли речь о хищении, то есть корыстном преступлении, о нецелевом расходовании или ином преступном деянии, причинение ущерба или риск его причинения являются важными признаками.

Э. О. Герцовская, анализируя признаки преступлений в бюджетной сфере, излагает интересную и заслуживающую внимания идею, а именно: по мнению данного автора присутствует прямая зависимость между выделением денежных средств в завышенном объеме напрямую предопределяет совершение преступления в отношении данных средств [5, с. 108].

Однозначно отвергать такую идею, как представляется, не стоит. Само по себе выделение денежных средств, исходя из презумпции добросовестности государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, которые так или иначе участвуют в системе распределения бюджетных средств, не предполагает, что будет совершено преступление. Тем не менее, при отсутствии финансирования, а, тем более, при завышенном по сравнению с объективной потребностью финансировании, риск злоупотреблений и совершения преступлений присутствует. Можно предположить, что особенно актуальной данная проблема является для сферы государственных и муниципальных закупок, несмотря на то, что государство в последние годы предпринимает максимум усилий для того, чтобы эта сфера стала прозрачной, а количество правонарушений и злоупотреблений снизилось.

Если исходить из того, как выстроена сама бюджетная система, то можно утверждать, что преступления в отношении нее совершаются на стадии расходования средств бюджета. Поступление средств бюджет в результате налоговых отчислений и иных платежей, согласно современным классификациям, определяется как совершение деяний в бюджетной сфере. Ущерб в случае неуплаты или частичной уплаты налогов, иных платежей и сборов, безусловно, возникает. Однако эта категория преступных деяний выделена в отдельную, хотя и смежную с бюджетными преступлениями группу по признаку способа совершения преступления.

Способ совершения преступлений значим и для преступлений в бюджетной сфере, где отсутствует полный контроль на стадии исполнения бюджета и сделан акцент на последующем контроле. Если рассматривать преступления в бюджетной сфере в части хищения, нецелевого расходования и присвоения средств, то можно предположить, что совершение всех этих действий преимущественно возможно в случае исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Особенно проблематична сфера строительства и выполнения разного рода работ, потому что повышение стоимости на стадии исполнения может быть объективным и обусловленным причинами, которые не зависят от подрядчика (исполнителя), а может иметь место и сговор, то есть искусственное повышение с целью присвоения денежных средств, полученных сверх того, что реально необходимо для исполнения обязательств.

В том случае, если расходование бюджетных средств осуществляется на цели субсидирования, признаком преступного деяния может выступать фальсификации документации, как основания для получения субсидии. Пример подобного способа описан, в частности, в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 за 2020 год — это внесение в документы информации, заведомо не соответствующей действительности для целей получения субсидии [3]. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подобные деяния квалифицируются как мошенничество, то есть специфическая разновидность хищений, относящаяся к категории наиболее сложной в доказывании.

Стоит отметить, что заведомое искажение документации, подлог документов используются и в случае совершения иных преступных деяний, в результате которых причиняется ущерб бюджету. Например, по делу, которое было предметом рассмотрения Верховного Суда Республики Карелия, осужденные фальсифицировали в полном объеме документы, которые являлись основанием для получения бюджетных денежных средств [4]. При этом третьи лица, то есть организации или физические лица, которые являются продавцами, подрядчиками или исполнителями, в процесс совершения преступного деяния не вовлекались.

Поэтому представляется, что вовлеченность третьих лиц, то есть иных, помимо государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных заказчиков в преступную деятельность не стоит рассматривать как ключевой способ совершения преступлений в бюджетной сфере. Описанный пример наглядно иллюстрирует, что способов совершения может быть много, а совершаться преступление может, например, только государственными служащими или сотрудниками бюджетной организации, которые наделены полномочиями отдавать распоряжения о расходовании бюджетных средств.

Резюмируя, можно утверждать, что признаком, который объединяет преступления в бюджетной сфере, является посягательство на средства соответствующего бюджета, причинение или наличие риска причинения ущерба. Специфика данных деяний проявляется в том, что ущерб причиняется на стадии расходования денежных средств, исполнения бюджетных обязательств. Утверждение основывается на том, что ущерб бюджету может быть причинен и применительно к стадии пополнения бюджета в результате налоговых и иных платежей, однако данные деяния не выделяются как преступления в бюджетной сфере, будучи определенными как налоговые преступления.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2021. № 5.
  4. Апелляционное постановление Верховного суда Республики Карелия от 27.10.2021 № 22–1701/2021 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  5. Герцовская В. О. Основные черты преступной деятельности в бюджетной сфере // Вопросы развития современной науки и техники. Сборник трудов конференции. 2021. С. 106–112.
  6. Зубков Д. Д. Способ совершения преступлений в бюджетной сфере как элемент их криминалистической характеристики // Цифровизация образования: теоретические и прикладные исследования современной науки. Материалы XXVII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. 2021. С. 316–322.
  7. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс]. Url: https://ach.gov.ru/promo/annual-report-2019/ (дата обращения: 07.05.2023).
  8. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году [Электронный ресурс]. Url: https://ach.gov.ru/upload/reports/2021.pdfpdf (дата обращения: 07.05.2023).
  9. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году [Электронный ресурс]. Url: https://ach.gov.ru/upload/iblock/a1c/ygyhwc502ubudozudfb6bp73i684e132.pdf (дата обращения: 07.05.2023).

Ключевые слова

бюджет, преступления в бюджетной сфере
Задать вопрос