Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 27.08.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Шукурова, Л. Ш. Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов / Л. Ш. Шукурова, К. Ш. Кочанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105677/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье исследуются особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Результаты исследования указывают на то, что использование видеоматериалов учителем должно учитывать ряд особенностей современных детей, которые с рождения очень близки к информационному пространству. Данная статья будет полезна тем, кто обучает вышеобозначенную категорию детей, а также тем, кто просто желает усовершенствовать свои профессиональные навыки как учителя английского (или иного иностранного) языка.

Ключевые слова: образовательный процесс, иностранный язык, видеоматериал, средние классы, учитель, говорение, интерес.

This article investigates the peculiarities of using video materials in teaching speaking to pupils of 7–8 grades. The results of the study indicate that the teacher's use of video materials should take into account a number of features of modern children, who are very close to the information space from birth. This article will be useful for those who teach the above-mentioned category of children, as well as for those who simply want to improve their professional skills as a teacher of English (or other foreign) language.

Keywords: educational process, foreign language, video material, middle school, teacher, speaking, interest.

Образовательный процесс — это набор взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, которые направлены на то, чтобы ученики получили знания в полной мере, не теряли интереса к знаниям и желали познавать новое даже без подачи учителя. Пожалуй, именно для обеспечения вышеуказанных целей, процедура обучения детей должна постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем. Доказательством данным словам может выступить аналогия с технологиями. Образовательный процесс, который не осовременивается, можно сравнить с использованием кнопочного телефона в 2023 году — в целом, он выполняет свои основные функции, однако даже взаимодействие с этими «кнопками» создаёт у пользователя ощущение старины и отсталости. В целом, при помощи устаревших образовательных методик можно обучить детей азам иностранного языка, однако об углублении в изучение тонкостей языка и речи быть не может. Довольно популярным методом, который применяют современные учителя при обучении детей, является использование видеоматериалов во время обучения учеников говорению. Тема данной статьи обязывает описать особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Поэтому, анализом вышеописанной процедуры мы далее и займёмся.

Изложение основного материала: Прежде, чем перейти к процедуре использования видеоматериалов, необходимо более подробно разобрать особенности группы детей, которая сейчас обучается в 7–8 классах. В данную категорию входят мальчики и девочки, от 12 до 14 лет. На момент 2023 года, учениками 7–8 классов являются дети 2009–2011 годов рождения. Главной особенностью детей данного поколения является то, что с самого детства это поколение погружено в крайне информативный мир Интернета. Они учатся воспринимать огромные объёмы информации с самых малых лет. Наверняка, сейчас не будет удивительным то, что 4–5 летний ребёнок уже владеет основными навыками пользования со смартфоном. В данном факте кроется одна из главных особенностей восприятия современных детей — современное поколение с самого детства осваивает большое количество информации визуально-аудиальным путём. Речь идёт о мультфильмах, познавательных или развлекательных видео и т. п. Поэтому, использование видеоматериалов для того, чтобы обучить детей иностранному языку может быть чуть-ли не беспроигрышным вариантом для учителя. Однако, и здесь есть свои нюансы.

С одной стороны, внимание учеников 7–8 классов характеризуется высокой переключаемостью, что поможет легко перейти от грамматики к говорению, а с другой — неспособностью удерживать внимание на одном предмете более чем на 10–15 минут. Данная особенность является проявлением клипового мышления современных детей, и её должен учитывать каждый учитель, который желает научить ребёнка иностранному языку [1, c.24]. Поэтому, видеоматериалы не должны быть слишком продолжительными, иначе это вызовет у обучающихся скуку, а это уже сильно ослабит восприятие информации.

Следующее, что необходимо обсудить — выбор тематики видеоролика, который будет демонстрироваться детям во время обучения говорению. Здесь важно отметить тот факт, что 12–14 летние дети уже не так сильно восприимчивы к сильно «детским» видеороликам. Речь идёт о детских мультфильмах и других различных видеороликах, которые мало того, что не дают 7–8-классникам новых знаний (так как полагается, что они это изучили ранее), так и воспринимаются не настолько радушно, как среди младшей школьной группы. Имеется ввиду то, что ученик средних классов имеет несколько повзрослевшее восприятие. В данном возрасте ребёнок вырастает из «базовых» моральных тематик, которые преподносят детям в раннем возрасте (темы «добро и зло», «семья», «совесть», «дружба» и т. п.). В 12–14 лет у детей появляются новые интересы — например, спорт, история, обществознание, психология и т. п.

Одним из наиболее удачных жанров, который может дать детям возможность получить интересующие их знания в конкретных сферах является документалистика. Документальный фильм является жанром, который отображает реальные события, знакомит детей с настоящими людьми и обучает действительно применяемым словам и словосочетаниям из речи носителей языка. Дидактический потенциал документальных фильмов заключается в возможности визуализации теоретического материала, конкретизации модели для подражания за счет аутентичности видеоресурса, проведения интерактивных занятий, повышении мотивации к изучению теоретического компонента обучения предмету и организации продуктивной самостоятельной деятельности студентов для формирования устойчивых устно-произносительных навыков и устно-речевых умений [2] Следовательно, просмотр коротких документальных фильмов на интересующие детей темы может спровоцировать у них желание выучить тематическую терминологию и применять её в дальнейшем. Именно вышеописанные результаты и являются целью процедуры обучения говорению [3].

Также, помимо того, что ученики могут обучиться с интересующей их тематикой, они смогут подробно ознакомиться и с культурой иноязычных граждан. При помощи документальных фильмов можно показать детям различия в поведении и быте между нами и иностранцами. Это поможет не только в практическом освоении иностранного языка, но и ознакомит детей с иностранными порядками, что также крайне полезно. Констатируем, что использование видеоматериалов оптимизирует обучение иноязычному говорению. Видеосюжеты, содержащие социокультурную и лингво-страноведческую информацию, помогают как раскрывать особенности культуры, историю, обычаи и традиции страны изучаемого языка, так и сравнивать их с родной культурой; а также способствуют усвоению фоновым знаниям в объеме, близкому к фоновым знаниям носителя изучаемого языка и культур [4].

Результаты и выводы: Проведённым исследованием было установлено, что образовательный процесс в сфере использования видеоматериалов во время обучения учащихся 7–8 классов говорению должен учитывать некоторые обязательные особенности обучающихся. Первое, на что следует обратить внимание — это особый склад ума современных учеников. Последние характеризуются наличием у них клипового мышления, что говорит о том, что они с трудом воспринимают видеоряд продолжительностью более 10–15 минут. Впрочем, использование слишком продолжительных видеоматериалов является крайне невыгодным решением в целом — дети могут быстро заскучать и вообще утерять интерес к преподносимой информации.

Второе, на что следует указать — тематика видеоматериалов, применяемые учителем. Необходимо использовать уже более осмысленный материал, который будет понятен и интересен детям 12–14 лет. Ведь именно в это время дети входят в переходный возраст, у них меняются интересы. Поэтому крайне важно, чтобы демонстрируемые видеоролики были им интересны, иначе никакого запоминания новых слов не будет, а их использование не будет никоим образом мотивировано. В данном контексте выгодным вариантом будет использование документальных фильмов, которые покажут ученикам, как общаются реальные люди, какой у них лексикон, традиции и т. п.

В целом, применение видеоматериалов во время обучения детей говорению само по себе является современным способом подачи информации. Однако, к сожалению, данный метод используется не везде, ввиду отсутствия необходимого оборудования для комфортного просмотра видео или желания у учителя. Однако, тот факт, что использование видео во время обучения может дать сильный толчок для освоения иностранного языка учениками можно считать неоспоримым.

Литература:

  1. Кулешова А. В., Овчаренко А. В. Особенности восприятия информации современными школьниками //Социальные отношения. — 2018. — №. 2. — С. 22–31.
  2. Колесникова А. Н. Использование видеокастов в обучении практической фонетике английского языка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. No 1. С. 176–186.
  3. Ульянов С. С., Попова С. В. Использование документальных фильмов при обучении школьников старших классов иноязычному говорению //Наука и Образование. — 2021. — Т. 4. — №. 3.
  4. Нечволод Д. А. Использование аутентичных видеоматериалов для повышения мотивации при обучении говорению учащихся средней ступени общеобразовательной школы //Первые шаги в науке. — 2018. — С. 203–207.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, использование видеоматериалов, образовательный процесс, учитель, время обучения, говорение, говорение учащихся, особенность использования видеоматериалов, самое детство.


Похожие статьи

Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются особенности использования видеоматериалов на уроке иностранного языка. Автор подчеркивает, что использование видеоматериалов активизирует внимание и вызывает интерес учащихся к иностранному языку. В статье приводится пример...

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Задачи этапа условно речевой деятельности заключаются в выработке учениками навыков использования языковых средств иностранного языка, повышении речевой скорости и реакции, освоении особенностей интонации иностранной речи на данном этапе.

Роль киноискусства и видеоматериалов в обучении...

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты использования видео материалов в обучении английскому языку как иностранному. Использование видео в обучении иностранному языку открывает широкие возможности для преподавателя и обучающихся в...

Трудности в обучении говорению на уроках английского языка...

— Переход на использование родного языка при парных и групповых формах работы на уроке [11, с. 166]. В своей работе «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке» отечественный психолог И. А. Зимняя определяет следующие трудности

Использование видеоматериалов в методике преподавания...

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку.

Современные подходы к обучению иноязычному говорению

Таким образом, формирование умений говорения — приоритетное направление школы в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.

Учебный видеофильм как средство обучения говорению на...

китайский язык, процесс обучения, учебный видеофильм, речевая деятельность, учащийся, видеофильм, говорение, иностранный язык, использование видеоматериалов, урок.

Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства...

В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.

Образовательный потенциал обращения к искусству на уроках...

Существует большое количество методов, приемов внедрения и использования видеоматериалов, шедевров кинематографа на уроки иностранного языка. Это могут быть как фильмы в оригинале на английском, так и фильмы, переведённые на английский язык.

Похожие статьи

Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются особенности использования видеоматериалов на уроке иностранного языка. Автор подчеркивает, что использование видеоматериалов активизирует внимание и вызывает интерес учащихся к иностранному языку. В статье приводится пример...

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней...

Задачи этапа условно речевой деятельности заключаются в выработке учениками навыков использования языковых средств иностранного языка, повышении речевой скорости и реакции, освоении особенностей интонации иностранной речи на данном этапе.

Роль киноискусства и видеоматериалов в обучении...

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты использования видео материалов в обучении английскому языку как иностранному. Использование видео в обучении иностранному языку открывает широкие возможности для преподавателя и обучающихся в...

Трудности в обучении говорению на уроках английского языка...

— Переход на использование родного языка при парных и групповых формах работы на уроке [11, с. 166]. В своей работе «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке» отечественный психолог И. А. Зимняя определяет следующие трудности

Использование видеоматериалов в методике преподавания...

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку.

Современные подходы к обучению иноязычному говорению

Таким образом, формирование умений говорения — приоритетное направление школы в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.

Учебный видеофильм как средство обучения говорению на...

китайский язык, процесс обучения, учебный видеофильм, речевая деятельность, учащийся, видеофильм, говорение, иностранный язык, использование видеоматериалов, урок.

Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства...

В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.

Образовательный потенциал обращения к искусству на уроках...

Существует большое количество методов, приемов внедрения и использования видеоматериалов, шедевров кинематографа на уроки иностранного языка. Это могут быть как фильмы в оригинале на английском, так и фильмы, переведённые на английский язык.

Задать вопрос