Развитие учебной автономии обучающихся на уроках иностранного языка в довузовских образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 24.08.2023

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Павлова, О. В. Развитие учебной автономии обучающихся на уроках иностранного языка в довузовских образовательных учреждениях / О. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105611/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассмотрены основные принципы развития учебной автономии в процессе обучения иностранному языку в довузовских образовательных учреждениях. Особое внимание уделено использованию современных технологий, таких как онлайн-платформы и приложения, а также методикам самооценки и саморегуляции.

Ключевые слова : учебная автономия, довузовские образовательные учреждения, иностранный язык, информационные технологии.

В современном информационном обществе знание иностранного языка становится все более важным и востребованным. Обучение иностранным языкам в довузовских образовательных учреждениях приобретает особую актуальность, поскольку в школе обучающиеся только начинают свой путь к профессиональной карьере. Однако, чтобы достичь успеха в изучении иностранного языка, необходимо развивать учебную автономию — способность самостоятельно организовывать и контролировать свой процесс обучения.

Учебная автономия является одним из ключевых аспектов в процессе обучения иностранному языку. Она предполагает способность обучающихся самостоятельно контролировать обучение, принимать решения и осуществлять действия, необходимые для достижения успеха в учебной деятельности [2, c.12].

Значение учебной автономии заключается в развитии навыков самостоятельного изучения языка. В современном мире, где информация доступна практически каждому, умение находить и использовать необходимые материалы для обучения становится все более актуальным. Обучающиеся, обладающие высокой степенью автономности, могут самостоятельно выбирать методы и приемы работы над языком, подбирать материалы с учетом своих интересов и потребностей. Это позволяет им быть более эффективными в процессе обучения и достигать лучших результатов.

Кроме того, развитие учебной автономии способствует формированию ответственного отношения к своему образованию. Обучающийся становится активным участником образовательного процесса, осознает свою роль и ответственность за достижение поставленных целей. Это помогает развить самодисциплину, настойчивость и научиться преодолевать трудности.

Однако развитие учебной автономии необходимо осуществлять при поддержке преподавателя. Именно преподаватель должен создавать условия для развития автономности обучающихся, предоставлять им возможность выбора методов работы или тем изучения языка [2, c.52].

Рассмотрим основные принципы, которые помогают развивать учебную автономию обучающихся в довузовских образовательных учреждениях.

  1. Индивидуализация обучения. Каждый обучающийся имеет свои индивидуальные потребности, интересы и способы обучения. При разработке программ обучения необходимо учитывать эти особенности и предоставлять возможность выбора тех методик и материалов, которые наилучшим образом соответствуют потребностям.
  2. Постепенное увеличение ответственности обучающегося за свое обучение. Начиная с первого года обучения, ученикам следует предоставлять возможность принимать активное участие в планировании своей учебной программы, выборе курсов и методик обучения. Постепенно обучающимся предоставляется больше свободы и ответственности за обучение, что помогает развивать их учебную автономию.
  3. Развитие навыков саморегуляции и самооценки. Обучающиеся должны научиться определять индивидуальные цели, планировать время и контролировать свой прогресс в обучении. Они также должны быть способными анализировать свои ошибки и уметь оценивать успех. Для этого необходима система регулярной обратной связи с обучающимися, а также проведение тренингов по развитию навыков саморегуляции.
  4. Поддержка со стороны преподавателей. Преподаватели играют важную роль в развитии учебной автономии, и они должны создавать условия для активного участия обучающихся в процессе обучения, поддерживать дискуссии и проводить индивидуальные консультации, а также предоставлять возможность для самостоятельной работы.
  5. Использование современных информационных технологий. Современные информационные технологии могут быть очень полезными инструментами для развития учебной автономии. Данные технологии позволяют получать доступ к различным источникам информации, общаться с носителями языка и самостоятельно выполнять задания, осуществляя при этом регулярный самоконтроль [1, c.100].

Как уже ранее упоминалось, учебная автономия предполагает способность обучающегося самостоятельно планировать свое обучение, контролировать свои успехи и прогресс, а также принимать активное участие в процессе обучения. Для достижения этих целей необходимо использовать различные методы и приемы.

Один из методов, который может быть использован для развития учебной автономии, — формирование навыков саморегуляции. Саморегуляция предполагает способность обучающегося контролировать свое поведение и действия, чтобы достичь поставленных целей. В рамках изучения иностранного языка это означает осознанное планирование времени для занятий, определение приоритетных задач, а также регулярный самоконтроль за достижением поставленных целей.

Другим методом, способствующим развитию учебной автономии, является использование активных форм работы на занятиях. Активные формы работы предполагают вовлечение обучающихся в процесс обучения посредствам выполнения различных практических заданий. Например, это может быть работа в группах, дискуссии, проектная деятельность и т. д. Такие формы работы помогают получить практические навыки использования языка в реальных ситуациях и развить навыки самостоятельного общения [4, c.33].

Одним из ключевых приемов развития учебной автономии является использование инновационных технологий. Современные технологии позволяют создать интерактивные задания и игры, которые мотивируют обучающихся к самостоятельным занятиям и помогают им применять полученные знания на практике. К примеру, это может быть использование онлайн-платформ для изучения языка или специальных приложений для мобильных устройств.

Говоря о самостоятельной работе обучающихся, стоит отметить, что данный вид работы предполагает выполнение заданий и упражнений без непосредственного участия преподавателя. В рамках этого приема обучающиеся могут самостоятельно выбирать задания, определять темп и объем работы, а также контролировать свои результаты. Такой подход позволяет развивать навыки самоорганизации, самоконтроля и самостоятельности.

Любая учебная деятельность предполагает осуществление качественной оценки. Оценка эффективности развития учебной автономии в процессе обучения иностранному языку в довузовских образовательных учреждениях позволяет определить, насколько успешно обучающиеся осваивают навыки самостоятельного изучения иностранного языка, а также оценить их готовность к дальнейшим образовательным задачам.

Основными инструментами оценки эффективности развития учебной автономии могут быть тестирование, анализ выполненных обучающимися заданий, а также наблюдение за их активностью и интересом к самостоятельной работе. Кроме того, можно использовать методику самооценки обучающимися своего прогресса в развитии учебной автономии [3, c.318].

Тестирование позволяет проверить знания по конкретным темам или навыкам изучаемого языка и может проводиться как в формате выбора правильного ответа, так и с использованием открытых ответов. Тестирование позволяет не только оценить знания, но и выявить те области, в которых обучающимся требуется дополнительная поддержка или обучение.

Анализ выполненных заданий позволяет оценить качество самостоятельной работы. Важно обратить внимание на то, насколько обучающиеся справляются с поставленными перед ними задачами, как они применяют полученные знания и навыки в практических ситуациях. Анализ выполненных заданий также помогает выявить проблемные места в изучении языка и разработать индивидуальный подход к каждому.

Наблюдение за активностью и интересом обучающихся к самостоятельной работе является одним из ключевых факторов при оценке эффективности развития учебной автономии. Если обучающиеся проявляют интерес к предмету, активно участвуют в занятиях и выполняют дополнительные задания, это говорит о том, что они успешно развивают свою учебную автономию.

Самооценка обучающимися своего прогресса в развитии учебной автономии также играет важную роль, и навыки и знания могут быть оценены по шкале от 1 до 10 (или могут быть использованы другие методики самооценки).

Оценка эффективности развития учебной автономии может проводиться как на этапе обучения, так и после его завершения. Важно отметить, что она должна быть объективной и сбалансированной. Оценка не должна быть только числовой — важно также учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и его потенциал для развития учебной автономии.

Таким образом, учебная автономия играет важную роль в процессе обучения иностранному языку, поскольку она позволяет развивать навыки самостоятельного изучения языка, формировать ответственное отношение к своему образованию и развивать личностные качества. При этом необходима поддержка со стороны преподавателя, который должен создавать условия для развития автономности и помогать обучающимся осознавать возможности и потенциал.

Литература:

  1. Крутоус, А. В. Развитие учебной автономии учащихся школы посредством использования электронных ресурсов современных английских словарей (средний этап) / А. В. Крутоус, О. В. Фрезе. — Текст: непосредственный // Новые технологии в обучении иностранным языкам. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. — С. 99–103.
  2. Милютинская, Ю. Н. Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика) / Ю. Н. Милютинская. — Ижевск: Удмуртский университет, 2011. — 266 c. — Текст: непосредственный.
  3. Насонова, Е. А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е. А. Насонова. — Текст: непосредственный // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. — 2009. — № 4. — С. 318–322.
  4. Broughton, G. Teaching English as a Foreign Language / G. Broughton. — London: University of London Institute of Education, 2015. — 257 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная автономия, иностранный язык, процесс обучения, обучающийся, самостоятельная работа, задание, изучение языка, методика самооценки, обучение, оценка эффективности развития.


Ключевые слова

информационные технологии, иностранный язык, учебная автономия, довузовские образовательные учреждения

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным средством обучения, средством формирования активности обучаемых.

Самостоятельная учебная деятельность при обучении...

В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.

Самооценка и понимание ошибок в процессе изучения...

При изучении иностранного языка самооценка является важным моментом как для мотивации, так и для прогрессирования обучения языку, для ответственности изучения данного языка.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности.

Развитие самостоятельности и формирование ценностной...

Модель процесса развития самостоятельности учащихся юношеского возраста как ценностной ориентации стала основой для разработки программы экспериментального обучения. Этапами реализации программы стали мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный этапы.

Из европейского опыта формирования полилингвистической...

В течение года студенты регулярно возвращаются к портфелю, так как проводятся срезы знаний и умений по всем видам речевой деятельности, что даёт возможность преподавателю и студенту вести мониторинг продвижения в изучении иностранного языка.

Обучение иностранному языку | Статья в сборнике...

 Обучение иностранному языку — взаимосвязанная система на начальной, средней и старшей ступени обучения, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом.

Индивидуализированное обучение младшего школьника...

Изучение английского языка в начальной школе – сложный процесс формирования новой речевой системы, которая существует и взаимодействует с системой родного языка.

Европейский языковой портфель как средство организации...

Европейский языковой портфель, иностранный язык, автономная работа учащихся, учебный процесс, Россия, тип портфеля, уровень владения, язык, языковой портфель.

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Оценочно-результативный блок данной модели основывается на экспертной оценке результатов организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в форме тестирования, в сочетании с беседой направленной на самооценку обучаемых.

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным средством обучения, средством формирования активности обучаемых.

Самостоятельная учебная деятельность при обучении...

В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.

Самооценка и понимание ошибок в процессе изучения...

При изучении иностранного языка самооценка является важным моментом как для мотивации, так и для прогрессирования обучения языку, для ответственности изучения данного языка.

Развитие самостоятельности в процессе обучения...

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности.

Развитие самостоятельности и формирование ценностной...

Модель процесса развития самостоятельности учащихся юношеского возраста как ценностной ориентации стала основой для разработки программы экспериментального обучения. Этапами реализации программы стали мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный этапы.

Из европейского опыта формирования полилингвистической...

В течение года студенты регулярно возвращаются к портфелю, так как проводятся срезы знаний и умений по всем видам речевой деятельности, что даёт возможность преподавателю и студенту вести мониторинг продвижения в изучении иностранного языка.

Обучение иностранному языку | Статья в сборнике...

 Обучение иностранному языку — взаимосвязанная система на начальной, средней и старшей ступени обучения, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом.

Индивидуализированное обучение младшего школьника...

Изучение английского языка в начальной школе – сложный процесс формирования новой речевой системы, которая существует и взаимодействует с системой родного языка.

Европейский языковой портфель как средство организации...

Европейский языковой портфель, иностранный язык, автономная работа учащихся, учебный процесс, Россия, тип портфеля, уровень владения, язык, языковой портфель.

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Оценочно-результативный блок данной модели основывается на экспертной оценке результатов организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в форме тестирования, в сочетании с беседой направленной на самооценку обучаемых.

Задать вопрос