Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 10198 раз

Библиографическое описание:

Леер, Е. И. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет / Е. И. Леер, С. В. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 310-318. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6120/ (дата обращения: 10.12.2024).

Согласно имеющимся в литературе сведениям, каждое музыкальное направление зарождалось и развивалось именно в ту эпоху и время, когда потребность человека в данном музыкальном направлении доходила до некоего максимума. Таким образом, популярность того или иного музыкального направления, стиля или жанра отражала потребность и настроение человечества в целом на тот момент времени [10, с. 12; 12;15].

Согласно современным представлениям, музыка разных направлений, благодаря ритму и звуку, способна оказывать неоднозначное влияние на все живые организмы, в том числе и на человека [13]. Так, классическая музыка оказывает благотворное влияние на человека (успокаивает, снимает мышечное напряжение, тонизирует, способствует снижению тревожности) [9, с. 35; 10, с. 24; 12;16]. Во второй половине XX века — начале XXI века, в 60–70 гг. зародилось и активно развивалось такое музыкальное направление как рок — музыка, которая оказывает негативное влияние на человека; в частности, вызывает агрессию и агрессивные действия, способствует возникновению депрессивного состояния, ослабляет самоконтроль, формирует социальную отчужденность [5, с. 34; 6 с. 79; 7 с. 257; 10 с. 20;12;14]. Духовное музыкальное направление, согласно современным исследованиям, оказывает благоприятное влияние на развитие творческих способностей, концентрирует внимание, снимает мышечное напряжение, способствует повышению активности коры головного мозга, нормализует эмоциональное состояние [4 с. 37]. В начале XXI века сформировалась и прогрессивно развивается такое музыкальное направление, как электронная музыка, основным «потребителем» которой является молодое поколение. В силу недостаточной изученности влияния данного музыкального направления на настоящий момент времени сложно оценить степень влияния электронной музыки на человека. Но существует предположение, что влияние электронной музыки на человека неоднозначно [5, с. 23; 6, с. 80].

Подростковый возраст охватывает период 14–16 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни человека. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период, которые проявляются в эмоциональной неустойчивостью с резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Меняется форма общения, теряется авторитет взрослого, все большее значение приобретает общение и мнение сверстников, растет социальная активность, формируются собственные вкусы, в том числе и музыкальные [9, с. 342; 11, с. 143].

Согласно литературным источникам, сердце, как один из самых чувствительных органов человека, способно непосредственно реагировать на воздействие и/или изменение окружающей среды. В современных психофизиологических исследованиях метод кардиоинтервалометрии является наиболее популярным, поскольку позволяется оценить особенности системных процессов обеспечения текущей деятельности [1, с. 70; 2, 105; 3, с. 53].

В связи с вышесказанным исследование влияние музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца у юношей и девушек 14–16 лет представляет особый интерес.

Цель данного исследования: изучить особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца у юношей и девушек 14–16 лет.

В исследовании принимали участие 44 юноши и 36 девушек из средней общеобразовательной школы № 181 города Санкт — Петербурга.

В данном исследовании использовались следующие методики.

  1. «Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена (черно — белый вариант), направленные на оценку невербального и общего интеллекта испытуемых.

  2. Анкета — опросник «Сведения о продолжительности обучения учащихся в музыкальных школах и студиях». Разработка Леер Е. И.

  3. Анкета — опросник «Предпочтения юношей и девушек после прослушивания музыкальных произведений различных направлений». Разработка Леер Е. И.

  4. Методика «Инверсия эмоционального отражения», направленная на оценку предрасположенности к невротическим состояниям и проявлениям. Разработка Николаевой Е. И., Леутина В. П.

  5. Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте (в модификации Каменской В. Г.) направленная на исследование особенностей психологических защит личности и общей напряженности защит.

  6. Метод нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (Музалевская Н. И., Урицкий В. М.). В качестве анализируемых признаков выступали: RR — показатель частоты сердечных сокращений; согласно Р. М. Баевскому [1;2;3] ударный объем характеризуется энергетической ценой, поэтому RR (мс) отражает энергетические затраты организма; CO RR — стандартное отклонение средних значений кардиоинтервалов; So (индекс кортиколизации) — показатель, который отражает функциональную активность кортикальных отделов регуляции; β (фрактальный индекс) — позволяет оценить качество интеграции функциональных связей кортикальных отделов регуляции.

Регистрация кардиоинтервалов проводилась 5 раз по 5 минут. Первая регистрация осуществлялась в состоянии оперативного покоя, а четыре последующие — в процессе прослушивания таких музыкальных произведений как «Симфония № 40» В. А. Моцарта, «Purification by fire» группа Cannibal Corpse, духовная песня «Славословие великое» в исполнении Валаамского хора и музыка в стиле хаос, исполнитель dj Yuriy.

Полученные данные обрабатывались с помощью следующих статистических подходов:

  1. Подсчет среднегрупповых значений и среднеквадратического отклонения признаков.

  2. Оценка достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента.

По результатам анкеты — опросника «Предпочтения юношей и девушек после прослушивания музыкальных произведений различных направлений» все обследованные юноши и девушки были разделены на подгруппы. Первую подгруппу составили 25 % юношей, которые отдали свои предпочтения классической и духовной музыке. Вторую подгруппу составили 48 % юношей, которые предпочли различные музыкальные направления (смешанные предпочтения). В третью подгруппу вошли 27 % юношей, которые предпочли такие направления, как «рок» и «хаос».

Первую подгруппу девушек составили 30 % испытуемых, предпочитающих классическое и духовное музыкальные направления. Вторую подгруппу составили 28 % испытуемых, которые предпочли различные музыкальные направления. В третью подгруппу девушек вошли 42 % испытуемых, которые предпочли «рок» и «хаос». Группы юношей и девушек с неопределёнными музыкальными предпочтениями в рамках данной статьи не рассматривались.

Сравнительный анализ результатов исследования общего и невербального интеллекта позволил установить, что достоверно более высокие показатели интеллектуального развития отмечаются у юношей, которые предпочитают «рок» и «хаос», и у девушек, которые предпочитают классическую и духовную музыку (различия статистически значимы при p<0,05) (см. рисунок 1).


Рис. 1


Среднегрупповые показатели по анкете-опроснику «Сведения о продолжительности обучения учащихся в музыкальных школах и студиях» позволили констатировать, что у юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, и у юношей, предпочитающих «рок» и «хаос», количество лет обучения в музыкальных школах и студиях практически одинаково. Таким образом, обучение в музыкальных школах и студиях никак не влияет на музыкальные предпочтения юношей обеих подгрупп. В подгруппе девушек, предпочитающих классическое и духовное музыкальные направления, количество лет обучения в музыкальных школах и студиях больше, чем в подгруппе девушек предпочитающих «рок» и «хаос» (p<0,05), что, несомненно, может оказывать влияние на их музыкальные предпочтения.

Стоит отметить, что девушки, предпочитающие как классическое и духовное музыкальные направления, так и «рок» и «хаос», имеют большее количество лет обучения в музыкальных школах и студиях, нежели юноши обеих подгрупп (см. рисунок 2).

Рис. 2


Среднегрупповые результаты по методике «Инверсия эмоционального отражения» показали, что во всех подгруппах юношей и девушек количество инвертируемых ответов укладывается в диапазон значений, типичных для практически здоровых испытуемых, что дает основание говорить о благополучном состоянии, уравновешенности и внутреннем комфорте в каждой подгруппе (см. рисунок 3).

Рис. 3


Согласно представленным данным в таблице 1, в иерархии психологических защит у юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, ведущими психологическими защитами являются проекция, рационализация и отрицание, что является типичным для данной возрастной группы. В подгруппе юношей, предпочитающих «рок» и «хаос», ведущими психологическими защитами, наряду с проекцией и рационализацией, является и вытеснение. Это позволяет считать, что юноши данной подгруппы предпочитают «забывать» неприятную или травмирующую их информацию (см. таблица 1). Компенсация, как наиболее эффективная защита зрелой личности, в данной подгруппе, находиться на последнем месте в иерархии психологических защит. Подобные особенности иерархии психологических защит в группе юношей, предпочитающих рок и хаос, свидетельствуют о наличии эмоционально-личностных проблем.

Таблица 1

Юноши, предпочитающие классическую и духовную музыку

Юноши, предпочитающие

рок и хаос

1

Проекция — 50,7 %

1

Проекция — 53,2 %

2

Рационализация — 50,0 %

2

Рационализация — 47,9 %

3

Отрицание — 46,1 %

3

Вытеснение — 42,3 %

4

Вытеснение — 38,6 %

4

Замещение — 37,1 %

5

Компенсация — 29,1 %

5

Гиперкомпенсация — 34,2 %

6

Замещение — 26,8 %

6

Регрессия — 32,7 %*

7

Гиперкомпенсация — 24,5 %

7

Отрицание — 32,6 %

8

Регрессия — 23,2 %*

8

Компенсация — 24,2 %

Знаком * отмечены различия, статистически значимые при p<0,05.


Сравнение частоты использования отдельных психологических защит у девушек обеих подгрупп (см. таблицу № 2), позволило установить, что как в подгруппе девушек, отдающих предпочтение классической и духовной музыке, так и в подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос», чаще всего используется проекция, как единственная возможная защита. Подобная особенность может указывать на наличие акцентуаций характера у девушек сопоставляемых подгрупп независимо от их музыкальных предпочтений. Такая защита, как гиперкомпенсация чаще используется девушками, предпочитающими классическую и духовную музыку. Соответственно, девушек данной подгруппы можно охарактеризовать как более пластичных в мотивационном отношении. В подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос», в иерархии психологических защит одно из ведущих мест занимает отрицание, являющаяся примитивной психологической защитой (см. таблица 2). Однако высокая частота использования данной защиты типична для девушек данной возрастной группы.

Таблица 2

Девушки, предпочитающие классическую и духовную музыку

Девушки, предпочитающие

рок и хаос

1

Проекция — 67,1 %

1

Проекция — 70,7 %

2

Регрессия — 47,4 %

2

Отрицание — 45,1 %

3

Рационализация — 45,8 %

3

Регрессия — 43,3 %

4

Гиперкомпенсация 44,5 %

4

Рационализация –41,6 %

5

Компенсация 40,9 %

5

Компенсация 41,3 %

6

Замещение 39,1 %

6

Замещение 39,9 %

7

Отрицание 37,0 %

7

Гиперкомпенсация 38,0 %

8

Вытеснение 22,6 %

8

Вытеснение 32,2 %


Сравнительный анализ среднегрупповых значений RR — интервалов позволил установить, что подгруппа юношей, предпочитающих такие музыкальные направления, как «рок» и «хаос», характеризуется более высокими значениями среднегрупповых величин RR — интервалов во всех без исключения сериях эксперимента. Следовательно, юноши данной подгруппы характеризуются более высокими функциональными ресурсами организма, нежели их сверстники, предпочитающие классическую и духовную музыку.

Стоит обратить внимание, что прослушивание различных музыкальных произведений практически никак не влияет на среднюю величину RR — интервалов у юношей сопоставляемых подгрупп (см. рисунок 4).

Рис. 4


Сравнительный анализ среднегрупповых значений RR-интервалов в подгруппах девушек выявил обратную закономерность: наиболее высокие значения усредненных RR-интервалов наблюдаются у девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку. Следовательно, девушки данной подгруппы характеризуются более высокими функциональными возможностями организма. Стоит обратить внимание, что, в отличие от юношей, в подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку, прослушивание различных музыкальных произведений сопровождается статистически значимыми изменениями величины RR-интервалов. В частности, максимальные значения RR-интервалов наблюдаются во время прослушивания В. А. Моцарта, тогда как прослушивание рока приводит к уменьшению величины RR-интервалов (p<0,05). В подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос», также наблюдается максимальное значение RR-интервалов во время прослушивания духовной музыки и достоверное уменьшение во время прослушивания хаоса (см. рисунок 5).

Рис. 5


Сравнение среднегрупповых значений юношей по величине CO RR позволило установить, что наиболее высокие показатели данного признака отмечаются в подгруппе юношей, предпочитающих «рок» и «хаос». Подобные различия подтверждают более высокие функциональные ресурсы организма у юношей данной подгруппы. В подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, наблюдаются статистически значимые изменения величины CO RR в процессе прослушивания музыкальных произведений. В частности, во время прослушивания «рока» данные значения повысились, а во время прослушивания духовной музыки — достоверно понизились (p < 0,05) (см. рисунок 6).

Рис. 6


Сравнительный анализ среднегрупповых показателей девушек по значению CO RR позволило установить, что наиболее высокие показатели данного признака отмечаются в подгруппе девушек предпочитающих классическую и духовную музыку. Подгруппа девушек предпочитающих музыкальное направление «рок» и «хаос» по величине CO RR характеризуются более низкими показателями в сравнении со своими сверстницами.

Рис. 7


Сравнительный анализ среднегрупповых показателей юношей по величине So (индекс кортиколизации) позволил установить, что в подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, во всех без исключения сериях эксперимента наблюдаются более высокие значения данного индекса.

Однако стоит отметить, что изменения среднегрупповых значений So у юношей сопоставляемых подгрупп в процессе прослушивания различных музыкальных произведений являются сходными. Максимальные значения So отмечаются во время прослушивания «рока» и «хаоса», а минимальные — во время прослушивания классической и духовной музыки. Таким образом, у юношей, независимо от их музыкальных предпочтений, вклад функциональной активности коры головного мозга существенно возрастает во время прослушивания деструктивных и хаотичных музыкальных произведений (p<0,05) (см. рисунок 8).

Рис. 8


Сравнительный анализ среднегрупповых значений подгрупп девушек по величине So (индекс кортиколизации) позволил установить, что, в среднем, несколько более высокие значения данного индекса отмечаются в подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку. Интересно отметить, что во время прослушивания данных музыкальных произведений у девушек этой подгруппы отмечаются и наиболее высокие значения величины So.

В свою очередь, в подгруппе девушек, отдающих предпочтение року и хаосу, изменения индекса So сходны с таковыми в подгруппах юношей; наиболее высокие значения данного индекса отмечаются во время прослушивания «рока» и «хаоса», а наиболее низкие — во время прослушивания классической и духовной музыки (p<0,05). Таким образом, вклад функциональной активности кортикальных отделов регуляции в подгруппах девушек находится в непосредственной взаимосвязи с их музыкальными предпочтениями (см. рисунок 9).

Рис. 9


В подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, максимальные значения фрактального индекса β наблюдаются в процессе прослушивания «рока» и «хаоса», а минимальные — во время прослушивания духовной и классической музыки. Подгруппа юношей, предпочитающих рок и хаос музыку, характеризуется максимальными значениями фрактального индекса в процессе прослушивания «рока» и «духовной» музыки» (p<0,05) (см. рисунок 10).

Рис. 10


Сравнительный анализ среднегрупповых значений индекса β в подгруппе девушек показал, что наиболее высокие его значения независимо от музыкальных предпочтений испытуемых отмечаются во время прослушивания классической и духовной музыки. Стоит также отметить, что никаких принципиальных различий по данному признаку между девушками сопоставляемых подгрупп установить не удалось (см. рисунок 11).

Рис. 11


Выводы:

  1. Оценка общего и невербального интеллекта позволила установить, что юноши, предпочитающие классическую и духовную музыку, имеют достоверно более низкие показатели развития интеллектуальных способностей. У девушек, наоборот, наиболее высокие показатели интеллектуального развития отмечаются в подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыкальных произведений.

  2. Исследование психологических защит личности позволило установить, что у юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, ведущими защитами являются проекция, рационализация и отрицание. В свою очередь, у юношей, предпочитающих «рок» и «хаос», ведущими защитами являются проекция, рационализация и вытеснение. В обеих подгруппах девушек ведущей психологической защитой является проекция как единственно возможная защита.

  3. Наиболее высокие функциональные ресурсы организма отмечаются у юношей, предпочитающие «рок» и «хаос», тогда как их сверстники, отдающие предпочтение классической и духовной музыке, характеризуются снижение функциональных ресурсов организма. В подгруппе девушек наблюдается противоположная закономерность — наиболее высокие функциональные возможности организма отмечаются у девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку.

  4. Вклад функциональной активности коры головного мозга существенно возрастает у юношей в процессе прослушивания музыкальных произведений «рок» и «хаос». Стоит обратить внимание на тот факт, что, независимо от музыкальных предпочтений, данная особенность наблюдается в обеих подгруппах юношей. Немаловажно отметить, что, среднее значение индекса кортиколизации выше в подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку.

  5. Вклад функциональной активности кортикальных отделов регуляции у девушек оказался непосредственно взаимосвязан с их музыкальными предпочтениями. Девушки, предпочитающие такие музыкальные направления, как классическая и духовная музыка, равно как и девушки, предпочитающие «рок» и «хаос», характеризуются наиболее высокими значениями индекса кортиколизации во время прослушивания именно предпочитаемых музыкальных произведений.

  6. В подгруппе юношей, предпочитающих классическую и духовную музыку, наиболее высокие показатели качества интеграции функциональных связей на уровне центральных систем регуляции отмечаются в процессе прослушивания «рок» и «хаос» музыки. В подгруппе юношей, предпочитающих «рок» и «хаос» музыку, показатели качества интеграции функциональных связей на уровне центральных систем регуляции достоверно снижаются во время прослушивания классического произведения.

  7. В подгруппе девушек, предпочитающих классическую и духовную музыку, качество интеграции функциональных связей на уровне ЦНС значительно возрастает во время прослушивания духовного музыкального произведения. В подгруппе девушек, предпочитающих «рок» и «хаос» музыку, показатели качества интеграции функциональных связей на уровне ЦНС незначительно возрастают во время прослушивания духовного музыкального произведения и незначительно снижаются во время прослушивания музыки направления «хаос».


Литература:

  1. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 2. С. 70–82.

  2. Баевский Р. М., Берсенова Е. Ю. (2001) Медленные волны сердечного ритма как индикатор возрастного развития детей и подростков // Медленные колебательные процессы в организме человека. Теоретические и прикладные аспекты нелинейной динамики в физиологии. Сборник материалов III Симпозиума и Школы: Изд –во: НИИ КПГ СЩ РАМН. Новокузнецк. С. 105–109.

  3. Вариабельность сердечного ритма. (1999) Стандарты измерения, физиологической интерпретации и клинического использования // Вестник аритмологии. № 11. С. 53–78.

  4. Макарова К. В. Развитие духовных способностей: на примере младших школьников: диссер. док. псих. наук: Москва. 2007. 305 с.

  5. Маляренко Т. Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функции сердца и мозга: диссер. док. мед. наук: Пятигорск. 2005. 328 с.

  6. Новицкая Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 6. С. 79–86.

  7. Полозова А. В. (2011) Проблема формирования музыкальных предпочтений школьников — подростков // Знание. Понимание. Учение. № 1 С. 257–261.

  8. Полякова В. Б. (1967) К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека // Экспериментальные исследования по физиологии, боифизике и фармакологии. № 7. С. 111–114.

  9. Реан А. А. (2008) Психология подростка. Изд.: Прайм-ЕВРОЗНАК, Москва 512 с.

  10. Самсонова Г. О. (2002) Системные психофизиологические механизмы афферентно-эфферентного воздействия музыки: автореф. дис. … кан. биолог. наук. — Тула, 189 с.

  11. Ф. Райс. (2000) Психология подросткового и юношеского возраста: СПб:Питер, 624 с.

  12. Булатова Н. С. Музыкальные жанры и их влияние на психику. http://aziaros.narod.ru/muzika/stati/bulatovaf1.html

  13. Воздействие звука, музыки на организм человека — плюсы и минусы. http://sozvezdieoriona.ru/publ/vozdejstvie_zvuka_muzyki_na_organizm_cheloveka_pljusy_i_minusy/5–1-0–44

  14. Влияние музыки на организм человека http://prosvetlenie.net/show_content.php?id=75

  15. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека. http://www.yuqzone.ru /brainmusic / articles / anqeliqht_1.htn

  16. Основные принципы воздействия музыки на человека http://www.vuima.ru/musicinf.html

Основные термины (генерируются автоматически): духовная музыка, подгруппа девушек, время прослушивания, подгруппа юношей, рок, хаос, юноша, девушка, музыкальное направление, процесс прослушивания.


Похожие статьи

Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся различными видами спортивной деятельности

Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Похожие статьи

Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся различными видами спортивной деятельности

Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Особенности состояния функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Задать вопрос