Авторы: Мелехина Е., Хлюпин А., Запорожец Елена Анатольевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Мелехина Е., Хлюпин А., Запорожец . Е. Исследование уровня конфликтологической компетентности у государственных и муниципальных служащих // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 319-321.

К государственным и муниципальным служащим предъявляются исключительно высокие требования, затрагивающие как профессиональный, так и личностный аспекты, а именно, требования к уровню их профессиональной подготовки, такие как фундаментальность знаний; способность обобщать и анализировать большой объем противоречивой информации; оценивать нестандартные ситуации и оперативно принимать правильные решения; умение устанавливать коммуникативные контакты; быть корпоративным, контролировать свои эмоциональные реакции, разрешать конфликтные ситуации ит.д.

Очевидно, что проблема формирования конфликтологической компетентности в профессиональной подготовке и деятельности государственных служащих в современных условиях является одной из приоритетных проблем, так как сфера профессионального труда государственных служащих неизбежно включает конфликтологическую составляющую, реализующуюся в необходимости глубокого понимания специалистом в области управления своего профессионального и человеческого долга, в умении предотвращать конфликты и разрешать их на справедливой основе, в высокой нравственной ответственности за качество процесса и результаты своей профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы нашего исследования заключается в необходимости поиска возможностей повышения уровня конфликтологической компетентности у муниципальных и государственных служащих.

В рамках гранта с июня по сентябрь 2012 года на базе Курганского филиала РАНХиГС было проведено эмпирическое исследование, целью которого было определение уровня сформированности конфликтологической компетентности у государственных и муниципальных служащих, обучающихся на курсах повышения квалификации.

Обследуемая совокупность основана на гнездовой выборке и составляет 80 респондентов (слушатели 2 групп курсов повышения квалификации, работающие в органах муниципальной и государственной власти).

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе определялся уровень конфликтности респондентов.

В группе профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих был проведен тест на определение уровня конфликтности. Общий средний показатель получился на уровне границы между достаточно конфликтными людьми и людьми тихими и миролюбивыми.

Если рассматривать по половым группам, то девушки относятся к конфликтным людям, но конфликтуют они лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны, они твердо отстаивают свое мнение, не думая о том, как это отразится на их служебном положении или приятельских отношениях, при этом не выходят за рамки корректности, не унижаются до оскорблений, что вызывает к ним всеобщее уважение. Молодые люди относятся к группе тактичных и миролюбивых, ловко уходят от споров и конфликтов на работе и дома.

На втором этапе, определялся доминирующий стиль поведения в межличностном общении. Для оценки межличностных отношений использовалась методика Т. Лири. Результаты по всей группе следующие:

  1. Вариант властный, лидирующий. 7 человек (19,4 % от общего числа), 3 из которых (8,3 % всех тестируемых) относятся к группе уверенных в себе, умеющих быть хорошим советчиком, наставником и организатором, обладающих свойствами руководителя. 2 человека (5,5 % всех тестируемых) нетерпимы к критике и переоценивают свои возможности. 2 человека (5,5 % всех тестируемых) имеют дидактический стиль высказываний, обладают чертами деспотизма, имеют потребность командовать другими.

  2. Вариант независимо-доминирующий. 9 человек (25 % от общего числа), 4 из которых (11,1 % всех тестируемых) имеют стиль межличностного общения от уверенного, независимого, склонного к соперничеству, до самовлюбленного, с выражением чувства собственного превосходства над окружающими. 5 человек (13,9 % всех тестируемых) имеют особое мнение, отличное от большинства, занимают обособленную позицию в группе.

  3. Вариант прямолинейный, агрессивный. 3 человека (8,3 % от общего числа). Обладают такими качествами как искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.

  4. Вариант недоверчивый, скептический. 1 человек (2,7 % от общего числа). Отношения с окружающими с выраженной склонностью критицизму, с недовольством и подозрительностью.

  5. Вариант покорно-застенчивый. 2 человека (5,5 % от общего числа). Люди скромные, уступчивые, эмоционально сдержанные, послушно и честно выполняющие свои обязанности.

  6. Вариант зависимый, послушный. 0 человек.

  7. Вариант сотрудничающий, конвенциональный. 3 человека (8,3 % от общего числа), 2 из которых (5,5 % всех тестируемых) склонны к сотрудничеству, кооперации; предпочитают гибкий и компромиссный подход при решении проблем. 1 человек (2,7 % всех тестируемых) любезный и дружелюбный, стремится «быть хорошим» для всех без учета ситуации.

  8. Вариант ответственно-великодушный. 4 человека (11,1 % от общего числа). Деликатные, мягкие, добрые, бескорыстные, отзывчивые.

6 человек (16,6 % всех опрошенных) нельзя отнести ни к одному из вариантов, т. к. имеют одинаковое количество баллов по нескольким вариантам. Они относятся к смешанному типу и сочетают в себе характеристики предложенных вариантов.

На третьем этапе определялась самооценка слушателей. Слушатели с уровнем самооценки высоким и выше среднего (мужчины 10,0 % и 26,8 %; женщины 12,1 % и 32,4 %) полагают, что они в целом способные и могут справиться с большинством возникающих ситуаций.

Слушатели с высокой самооценкой с большей вероятностью выбирают престижную карьеру и работу. В ходе работы они могут ставить себе более высокие цели и с большей готовностью берутся за трудные задачи. Высокая самооценка также положительно влияет на мотивацию и удовлетворенность работой. Но существуют и значительные минусы в завышенной самооценке. На ее основе у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Слушатели с низким уровнем самооценки и ниже среднего (мужчины 8,1 % и 24,8 %; женщины 3,5 % и 18,5 %) постоянно сомневаются в своих способностях и часто в том, что они могут добиваться успеха при выполнении трудной задачи. Неохотно берутся за новые дела и, как правило, с трудом добиваются результата. Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовать свои задатки и способности. Они обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.

Слушатели с низкой самооценкой очень ранимы. Все это приводит к возникновению комплексов неполноценности, что отражается на их внешнем виде — глаза отводят в сторону, хмуры, неулыбчивы.

Слушатели с адекватной самооценкой (средний уровень имеют 28,8 % мужчин и 33,5 % женщин) реально воспринимают свои способности и недостатки. Они готовы прилагать усилия для развития своих способностей, нормально реагируют на замечания и критику, стремятся к достижению поставленных целей. Слушатели с неадекватно низким и высоким уровнем нет.

В результате исследования можно сделать вывод о том, что встречаются слушатели со средним и высоким уровнем конфликтности, использующие смешанный стиль поведения в конфликтных ситуациях и имеющие завышенную самооценку. А как говорилось ранее, для эффективной управленческой деятельности необходимы такие показатели конфликтологической компетености как низкий уровень конфликтности, адекватная самооценка и не агрессивный стиль поведения.

В целях повышения уровня конфликтологической компетентности у слушателей необходимо на наш, взгляд проводить следующие мероприятия:

  1. В процессе обучения проводить занятия с использованием интерактивных методов обучения (деловые, ролевые игры, упражнения), приближенные к реальным ситуациям, что позволит слушателям развить умения и навыки.

  2. В учебной программе использовать материал по психологической подготовке слушателей (методы и способы самокоррекции и саморегуляции, особенностей поведения в конфликтных ситуациях, техники и тактики поведения в конфликтах, способы выхода из стрессовых ситуациях, управления конфликтами и т. д.)

Наше исследование поможет служащим адекватно оценивать свои качества и строить свою работу с людьми корректно, стараясь избегать конфликтных ситуаций, тем самым сохранять положительный имидж государственного и муниципального служащего и могут быть использованы в учебном и воспитательном процессе, как материалы для самостоятельной работы по совершенствованию профессионального уровня.


Литература:

  1. Беликов В. Программно-методический компонент повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих / В. Беликов, И. Кучер // Государственная служба. 2011. № 2 (22). С. 125–129.

  2. Бойков В. Е. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // Социологические исследования. 2011. № 9 (233). С. 85–90.

  3. Буравлев В. Государственная служба России — реформы управления // ГВ и МСУ. 2011. № 5. С. 26–31.

  4. Гренчикова А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. 2011. № 12 (98) С. 63–65.

  5. Деркач А. А. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. М.: РАГС, 2000. 59 с.

  6. Есипова М. Е. Особенности субъективных причин, затрудняющих конструктивное разрешение конфликта, у сотрудников с различным восприятием организационной культуры [Текст] / М. Е. Есипова // Российский психологический журнал. 2011. Т.8. № 4. С. 70–75. — 0,4 п.л.

  7. Захаров Н. Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского чиновника // Социологические исследования. 2011. № 3 (239). С. 113–120.

  8. Сапахова Г. К. Особенности возникновения конфликтов в муниципальных управленческих структурах // Вестник Астраханского государственного университета. 2008, № 1 (42). С. 166–169.


Основные термины (генерируются автоматически): конфликтологической компетентности, общего числа, уровня конфликтологической компетентности, государственных служащих, конфликтологической компетентности менеджеров, муниципальных служащих, особенности конфликтологической компетентности, повышения уровня конфликтологической, высокого уровня тревожности, возникновения высокого уровня, Психологические особенности конфликтологической, стиль поведения, Причины возникновения высокого, детей дошкольного возраста, определение уровня, сформированности конфликтологической компетентности, формирования конфликтологической компетентности, Исследование уровня конфликтологической, конфликтных ситуациях, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос