Автор: Пугачев Александр Сергеевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 4700 раз

Библиографическое описание:

Пугачев А. С. Туризм как одно из средств интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 363-365.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, пособий и т. д.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

  • нарушения психических функций — восприятия; внимания; памяти; мышления; речи; эмоций и воли;

  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата;

  • нарушения функций — кровообращения; дыхания; пищеварения и т. д.;

  • нарушения сенсорных функций — зрения; слуха; обоняния; осязания.

Выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. Социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения, такая модель призывает к интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

В Российской Федерации, где для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья делается все для их удобства (создание так называемой доступной среды пандусов и специальных подъемников для лиц с физическими ограничениями; для глухих дублирование визуальной и текстовой информации; для слепых дублирование звуковой информации, а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами), крайне редко ставятся вопросы, связанные с их отдыхом, а уж тем более немногие верят, что этот отдых может быть активным [5, с. 45].

Туризм для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями — это один из видов рекреационного туризма, рассчитанного на людей с ограниченными физическими возможностями. Рекреационный туризм — это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

Каждый человек имеет право на тот уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития [4, с. 25]. Туризм может стать очень полезным в качестве одного из средств интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Благодаря разработке и реализации гуманистической парадигмы системы профессионального образования становится возможным повышение уровня интеграции в современное общество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, более полное удовлетворение их социокультурных потребностей [3, с. 139]. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в качестве одного из средств интеграции может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой являются следующие факторы:

  • оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе;

  • изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;

  • изменение социальной роли «ребенка» (переход из роли опекаемого объекта воздействия в роль активного субъекта взаимодействия);

  • взаимодействие в группе, коллективе, состоящей из равных возможностей по социальному статусу;

  • изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;

  • повышение жизненного потенциала — приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений, профессиональных проб и т. д.

Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц без патологий развития, за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц без патологий в развитии.

Цель работы с данной категорией населения в туристско-краеведческой деятельности — создание условий для нормального развития безотносительно к заболеванию, которое нарушает этот процесс, а в конечном итоге — формирование успешного жизненного пути.

Основной целью программы летнего оздоровительного отдыха в туристско-реабилитационном лагере является интенсивная социальная реабилитация и интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного проживания со здоровыми сверстниками. (Пример, туристско-реабилитационный лагерь на озере Селигер «Юные Робинзоны» руководитель — Миндель Александр Яковлевич, заведующий лабораторией профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного научного учреждения города Москвы «Научно-исследовательский институт развития профессионального образования» (ГБНУ НИИРПО), кандидат педагогических наук, доцент; руководитель Региональной детско-юношеской общественной организации «Образование. Спорт. Реабилитация»; Заслуженный путешественник России).

Таким образом, туристско-реабилитационный лагерь представляет собой действующую модель интегрированного сообщества: инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья и их родители (и без родителей); специалисты и лица, не имеющие патологии в развитии, живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной интеграции в современное общество [1, с. 115].

Основными задачами программы являются:

  • интеграция в общество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии;

  • формирование у них навыков самостоятельного поведения;

  • приобретение ими новых навыков самообслуживания;

  • приобщение семьи к реабилитационному и интегративному процессу;

  • общефизическое оздоровление инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии;

  • привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности;

  • вовлечение профессионалов в работу по интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Туристско-реабилитационный лагерь, которым руководит Миндель Александр Яковлевич, располагается в экологически чистом районе на озере Селигер (Тверская область). Работа лагеря осуществляется в одну смену — июль. Участники проживают в палаточном городке, и их количество не превышает 100–150 человек. Необходимый штат сотрудников 15 человек: начальник лагеря 1, заместитель начальника лагеря 3, психолог 1, врач 1, социальный работник 2, инструктор по туризму 6, завхоз (водитель) 1. В лагере постоянно находится дежурный автомобиль, в случае необходимости используемый в качестве санитарного транспорта, а также для доставки крупногабаритного туристического снаряжения. Для обеспечения занятий и организации досуга участников туристско-реабилитационного лагеря требуется наличие канцелярских принадлежностей, игрушек, настольных игр, спортинвентаря, аудиоаппаратуры.

Требования, предъявляемые к участникам программы количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 30–40 % от общего числа участников. Необходимым условием их пребывания в лагере также является наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности жизнедеятельности (обращение с огнем, правила поведения на открытых водоемах, нахождения в лесу и т. д.) Одним из важнейших принципов жизни в лагере является специальная организация пространства, времени и среды общения. При этом следует учитывать, что для части инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их познавательной деятельности возможна только при участии взрослых. Долговременной целью пребывания участников туристско-реабилитационного лагеря является постепенное расширение исследуемого и осваиваемого ими пространства: освоение территории лагеря, близлежащих окрестностей (лес, озеро); участие в походах различной удаленности от лагеря [2, с. 39].

В своей работе специалисты сознательно отказались от жесткого расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности с целью выработки у участников навыков самостоятельного принятия решений в условиях повышенной свободы выбора и большинство решений принимают путем коллегиального обсуждения с привлечением к этому всех участников процесса. Исключение составляют экстремальные ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту ответственности за принятие решений. На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который включает в себя время на реабилитацию и адаптацию к условиям жизни туристического лагеря, установление партнерских взаимоотношений, подготовку к участию в походах и занятия. Одним из важнейших компонентов интегративного процесса является участие инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии, в походах различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья участвуют в походах различной степени сложности как вместе с родителями, так и самостоятельно. В силу повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях у участников происходит активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия требует дальнейшего совершенствования навыков общения. При этом родители получают возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки их воспитания. Для подавляющего большинства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии, участие в программе деятельности туристско-реабилитационного лагеря является уникальным опытом самостоятельного проживания в незнакомых условиях, поэтому адаптация к широкому спектру ситуаций, происходящих в жизни туристско-реабилитационного лагеря, содействует максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем мире.

Таким образом, туризм для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нужен Российской Федерации и всему миру в частности, как социальное явление, как форма реабилитации и их последующей интеграции в современное общество.


Литература:

  1. Миндель А. Я. Воспитание и развитие личности подростка. — М., 2007. — 220 с.

  2. Миндель А. Я., Степанова О. А. Разные возможности — равные права — общее жизненное пространство. — М: ТЦ Сфера, 2009. — 144 с.

  3. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. — М., 2006. — 320 с.

  4. Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. — М., 2004. — 165 с.

  5. Трегубов Б. А. Свободное время молодежи: сущность, управление. — СПб., 2005. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, современное общество, интеграции инвалидов, средств интеграции инвалидов, туристско-реабилитационного лагеря, ограниченными физическими возможностями, возможностями здоровья Государственного, возможностями здоровья нужен, общество инвалидов, участников туристско-реабилитационного лагеря, улучшение здоровья инвалидов, жизни туристического лагеря, походах различной, современное общество инвалидов, походах различной степени, Миндель Александр Яковлевич, нарушение здоровья, различной степени сложности, общефизического укрепления здоровья, состояние здоровья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос