Договор поставки для государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 13.08.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Тоноян, Т. М. Договор поставки для государственных и муниципальных нужд / Т. М. Тоноян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105374/ (дата обращения: 05.05.2024).



Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для организаций и индивидуальных предпринимателей для предоставления своих услуг государственным или муниципальным заказчикам. На сегодняшний день получить государственный контракт становится проще. Изученные в данной статье положения могут быть полезными для сторон договора поставки для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: договор поставки, государственный контракт, контрактная система, поставка, ответственность, стороны договора, правоотношения.

The relevance of studying the issues of legal regulation of relations arising in the process of concluding and executing a supply contract for state and municipal needs is to reduce barriers for organizations and individual entrepreneurs to provide their services to state or municipal customers. Today, getting a state contract is becoming easier. The provisions studied in this article may be useful for the parties to the supply agreement for state and municipal needs.

Keywords: supply contract, state contract, contract system, delivery, responsibility, parties to the contract, legal relations.

Государственные расходы всегда являлись одним из важных объектов контроля со стороны исполнительных органов государственной власти. Поэтому, законодательство, регулирующее аспекты государственных и муниципальных закупок, постоянно трансформируется, подстраиваясь под современные реалии. Так, Пандемия, которая была объявлена в марте 2020 года и начавшийся после нее карантинный периода, послужили катализатором изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Изменения, в основном связанные с исполнением государственных контрактов.

Правовое регулирование публичных закупок в общем и государственного контракта в частности определено перечнем нормативных актов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5]: это законы (Конституция РФ [1], Бюджетный Кодекс РФ [4], Гражданский Кодекс РФ [3], Закон о контрактной системе, Закон о защите конкуренции и др.), а также подзаконные акты (в основном, Постановления Правительства РФ). Как указал верховый Суд, закон о размещении заказов является комплексным нормативным актом. Данный вывод касался утратившего силу закона, однако, по нашему мнению, он актуален и в настоящее время. Кроме того, как указал Пленум Верховного Суда в спорах, связанных с контрактами применяют нормы закона о контрактной системе во взаимосвязи с ГК РФ, при отсутствии специальный норм применяется ГК РФ. Таким образом, сочетание публичных и частных интересов является первой особенностью правового регулирования государственного контракта.

Понятие государственного (муниципального) контракта представлено законодателем в п. 8 ст. 3 Федерального закона РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ [5]. В данной правовой норме понятие трактуется как: «гражданско-правовой договор…» [5].

Если рассматривать сущность государственного или муниципального контракта в рамках гражданского оборота, то он представляет ничто иное как договор поставки товаров (услуг). Единственным его отличием является факт удовлетворения нужд только государственных или муниципальных субъектов договорных отношений. Таким образом, использующийся в практический деятельности термин «государственный или муниципальный контракт» это и есть договор поставки.

В настоящее время существует особый порядок оформления и заключения договора поставки.

Сама по себе специфика договора включает:

– форму

– правоотношение

– наличие письменного акта.

Договор расценивается в качестве сделки, которая составляется в отношении товара или услуги, которое наиболее действенным способом переходит от одного субъекта договора к другому, не теряя своих покупательских свойств.

Сам по себе факт заключения договора означает достижение согласие продавца с покупателем по всем пунктам договорных обязательств. Соблюдение порядка составления письменного акта должно исполняться.

Следует отметить, что в ГК РФ отсутствует легальное определение публичных нужд. Следует согласиться с Е. А. Цатурян, которая определяет публичные нужды можно определить, как потребности публичного субъекта в товарах работах или услугах [8]. Исследователь выделяет два критерия, достаточных для квалификации потребностей в качестве государственных (муниципальных) нужд:

1) в качестве субъекта, который заявил о потребности должно выступать публично-правовое образование;

2) в качестве источника финансирования заявленных потребностей должны выступать средства бюджета Российской Федерации и средства внебюджетных фондов.

Считаем данное мнение ученого можно считать верным, поскольку включает в себя необходимые и достаточные признаки публичных нужд.

Правила, которыми руководствуются при заключения государственных или муниципальных контрактов в нашей стране, представлены в правовых нормах, включенных в Федеральный закон № 44-ФЗ. Так, данной нормативно — правовой акт регламентирует правила определение поставщика товаров или услуг, а также положения самого договора и его содержания.

В связи с этим становится важным рассмотреть непосредственных субъектов договора поставки для государственных и муниципальных нужд.

Заказчиком товаров и услуг выступает государственное или муниципальное учреждение. Все заказы производятся от имени Российской Федерации. Исполнителем государственного или муниципального контракта является любое юридическое или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Особенности правового статуса субъектом договора государственного контракта на поставку определяются п. 2 ст. 764 ГК РФ, пп.5–7 ч. 1 ст. Закона о контрактной системе.

Первое требование, предъявляемое законом к обеим сторонам контракта, является наличие регистрации в электронной форме в единой информационной системе (ЕИС). В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе, в ЕИС входит единый реестр участников закупок.

Порядок аккредитации и регистрации участников закупок устанавливается Правительством РФ. Данная регистрация осуществляется на безвозмездной основе с 01.01.2019 г. Обеим сторонам необходимо иметь в распоряжении соответствующее системным требованиям портала программное обеспечение.

Способы определение исполнителя договора поставки для государственных и муниципальных нужд изложены в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 — ФЗ. Заказчик может выбрать любой из представлены способов. Способ выбора может зависеть от ряда факторов: цена контракта, место исполнение, объем, предмет договора и т. д.

Таким образом, обязательным условием является соответствие подрядчика всем требованиям, необходимым для участия в гражданском обороте. Система налогообложения, которую применяет подрядчик, на возможность быть участником закупки никоим образом не влияет.

Расторгнуть договор поставки возможно, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. В качестве оснований расторжения договора поставки могут служить следующие: по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Общие основания для расторжения договоров приведены в статье 450 Гражданского кодекса РФ [2].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Если рассматривать государственный или муниципальный контракт в рамках гражданского оборота, то он представляет ничто иное как договор поставки товаров (услуг). Единственным его отличием является факт удовлетворения нужд только государственных или муниципальных субъектов договорных отношений.
  2. Договор поставки для государственных и муниципальных нужд отличается субъективным составом. Заказчиком товаров и услуг выступает государственное или муниципальное учреждение. Все заказы производятся от имени Российской Федерации. Исполнителем государственного или муниципального контракта является любое юридическое или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
  3. Существенные условия, которые включены в государственный или муниципальный контракт строго определены законодательством Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., N 0001202210060013.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (Часть 1) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022 N 20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021 N 295-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
  5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022 N 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
  6. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 14.07.2022 N 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
  7. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022 N 168-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434.
  8. Цатурян, Е. А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография / Е. А. Цатурян. — Москва: Статут, 2020 .
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, муниципальный контракт, государственный контракт, ГК РФ, договор поставки, нужда, Российская Федерация, услуга, гражданский оборот, сфера закупок товаров.


Похожие статьи

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации.

Система государственных закупок в Российской Федерации с момента формирования

В ст.525 ГК РФ, законодатель раскрывает юридическое содержание государственных закупок

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от...

Договорные отношения государственного заказчика...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом. Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в.

Ст. 421 ГК РФ тоже говорит о наличии принципа свободы при заключении договора.

Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ.

Особенности заключения контракта на поставку товаров для...

...государственные нужды, контракт на поставку товаров и услуг, государственный бюджет, Государственный кодекс РФ.

Из положений ГК РФ можно сделать вывод о том, что договор на поставку товаров для

В соответствии со статьей 506 ГК РФ, договор поставки...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации.

Характеристика условий договора поставки для...

Прежде всего, главной отличительной чертой договора поставки для государственных или муниципальных нужд является его особая цель — цель использования товаров, то есть их закупка для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Порядок заключения договора поставки товаров для...

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от

Ст. 421 ГК РФ тоже говорит о наличии принципа свободы при заключении договора.

Гражданский кодекс РФ выделяет четыре вида договора подряда : договор бытового.

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для.

Контрактная система в сфере закупок для государственных...

Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в.

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для.

Система государственных закупок в Российской Федерации с момента формирования.

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

«Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации. В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].

Сущность договора поставки товаров для государственных...

«Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации. В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].

Особенности правового регулирования обеспечения...

Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), Закона о контрактной

государственные нужды, Конституция РФ, Закон о контрактной системе, контракт.

Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в. В

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом.

Похожие статьи

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации.

Система государственных закупок в Российской Федерации с момента формирования

В ст.525 ГК РФ, законодатель раскрывает юридическое содержание государственных закупок

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от...

Договорные отношения государственного заказчика...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом. Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в.

Ст. 421 ГК РФ тоже говорит о наличии принципа свободы при заключении договора.

Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ.

Особенности заключения контракта на поставку товаров для...

...государственные нужды, контракт на поставку товаров и услуг, государственный бюджет, Государственный кодекс РФ.

Из положений ГК РФ можно сделать вывод о том, что договор на поставку товаров для

В соответствии со статьей 506 ГК РФ, договор поставки...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации.

Характеристика условий договора поставки для...

Прежде всего, главной отличительной чертой договора поставки для государственных или муниципальных нужд является его особая цель — цель использования товаров, то есть их закупка для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Порядок заключения договора поставки товаров для...

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от

Ст. 421 ГК РФ тоже говорит о наличии принципа свободы при заключении договора.

Гражданский кодекс РФ выделяет четыре вида договора подряда : договор бытового.

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для.

Контрактная система в сфере закупок для государственных...

Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в.

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для.

Система государственных закупок в Российской Федерации с момента формирования.

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

«Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации. В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].

Сущность договора поставки товаров для государственных...

«Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации. В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].

Особенности правового регулирования обеспечения...

Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), Закона о контрактной

государственные нужды, Конституция РФ, Закон о контрактной системе, контракт.

Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в. В

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом.

Задать вопрос