Определение понятия педагогического дискурса и рассмотрение его основных структурных элементов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 09.08.2023

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Степнова, А. Ф. Определение понятия педагогического дискурса и рассмотрение его основных структурных элементов / А. Ф. Степнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 197-201. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105338/ (дата обращения: 05.05.2024).



Несмотря на то, что исследованию в области дискурса посвящено множество работ, осуществленных в рамках различных гуманитарных отраслей знания, исследователи не теряют интерес к ее изучению, что может быть связано с возрастающей ролью коммуникации в обществе, а также со сложностью и неоднозначностью самого понятия. Данная работа направлена на изучение педагогического дискурса как вида институционного дискурса и рассмотрению его основных структурных характеристик и особенностей. Уточнение понятия педагогического дискурса и подробное рассмотрение его основных структурных характеристик является актуальной задачей, поскольку данный тип дискурса имеет существенное значение для формирования образовательной политики государства, определения социокультурного контекста для обучения и развития личности и совершенствования педагогических практик. В статье последовательно рассматриваются такие структурные характеристики педагогического дискурса как коммуникативная цель, коммуникативные стратегии, участники, хронотоп, ценности, жанры, дискурсивные формулы, прецедентные тексты и выводится определение педагогического дискурса как динамичного речевого пространства, возникающего в ходе коммуникации между участниками учебного процесса, коммуникативным лидером в котором является педагог, обладающий профессиональными коммуникативными компетенциями.

Ключевые слова : педагогический дискурс, институционный дискурс, структурные элементы, общение, коммуникационный лидер, учитель, понятие дискурс, обучение

Дискурс — многоаспектное фундаментальное понятие лингвистики, получившее свое развитие на стыке многих гуманитарных наук, представляющее собой сложное коммуникативное явление, динамичное речевое пространство, состоящее из вербализованных текстов, продуцированных говорящим и воспринимаемых реципиентами с учетом социокультурного фона.

Дискурс определяется следующими элементами речевой ситуации: цель и предмет общения, его место и время, социальные роли участников общения и характер отношений между ними.

В. И. Карасик выделяет два основных типа дискурса: личностно-ориентированный, или персональный, и институциональный [1, c. 5–20]. Главнейшей характеристикой персонального дискурса, как следует из названия, является личность говорящего, его внутренний мир. Он подразделяется на бытийный и бытовой и представляет собой неформальное, повседневное общение. Институциональный дискурс предполагает общение в рамках сложившихся в обществе социальных институтов, это «специализированная клишированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга лично, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума» [1, c. 292]. Специфика официального общения обуславливается выполнением участниками общения определенных статусных ролей, например, начальник — подчиненный; следователь — подсудимый; учитель — ученик и т. д.).

Социальные институты исторически изменчивы, однако, в соответствии с имеющимися с современном обществе институтами, можно выделить следующие виды институционального дискурса: педагогический, научный, политический, юридический, дипломатический, административный, деловой, военный, медицинский, мистический, религиозный, рекламный, спортивный, сценический и мультимедийный [2, 5].

В рамках данной работы детально рассматривается педагогический тип дискурса, поскольку рассмотрение данного вопроса играет важную роль для развития системы образования в стране. Этот вид дискурса играет ключевую роль в оценке образовательной политики, поддержке педагогических практик и определении социокультурного контекста для обучения и развития личности.

Формально педагогический дискурс относится к институционному типу, поскольку составляет статусно — ориентированное общение, а по содержанию — к личностно-ориентированному, поскольку в ходе педагогического дискурса происходит не только передача знаний от учителя к ученику, но и воспитание личности последнего.

Термин «педагогический дискурс» часто можно встретить в работах психолого-педагогической и лингвистической направленности таких исследователей, как Е. О. Аквазба [3], Е. Т. Булгакова [4], Т. В. Ежова [5], В. И. Карасик [6], М. В. Кочетков [7], О. Ю. Марусевич [8], Д. Роуз [9] и др. Ниже представлены несколько наиболее обобщенных определений, приводимых исследователями: «Педагогический дискурс — это объективно существующая динамическая система, функционирующая в образовательной среде вуза, включающая в себя педагогические цели, мотивы, ценности и содержательную составляющую образования, основанная на ключевых компетенциях участников образовательного процесса (социокультурной, коммуникативной, когнитивной, межкультурной, информационной), отражающая стилистическую специфику педагогического взаимодействия субъектов» [5, c. 54]; «поле эмоционально — интеллектуального взаимодействия учителя и ученика выражаемого в речи, обусловленной системой речевых средств и приемов педагогического.воздействия и раскрывающей творческую индивидуальность педагога» [10, c. 5].

Главными структурными элементами педагогического дискурса как примера институционального дискурса, используемыми при его описании, являются: участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, материал (тематика), разновидности и жанры, прецедентные тексты, дискурсивные формулы [2, 11, 12].

Основой любой речевой деятельности является цель, т. е. намерение, ради которого осуществляется коммуникация. В педагогическом дискурсе выделяют несколько значимых целей. Во-первых, это обучение учащихся, т. е. формирование структур новых знаний, или концептов, в сознании обучаемых, а также усложнение уже имеющихся знаний, исходя из учебно-познавательной деятельности учащихся. Во-вторых, это социализация учащихся, т. е. объяснение и формирование социально одобряемых ценностей и паттернов поведения [12].

В зависимости от поставленной цели оратор разрабатывает коммуникативную стратегию, т. е. «комплекс действий, направленный на достижение коммуникативной цели» [13, c. 54]. Коммуникативные стратегии педагогического дискурса, по мнению Л. К. Веретенниковой и Г. М. Выгонской, обеспечивают решение следующих задач: во-первых, формируют коммуникативные, личностно-регулятивные, социальные и познавательные компетенции обучающихся, а во-вторых, формируют способности использовать полученные знания, умения для эффективного разрешения возникающих в процессе взаимодействия ситуаций [14].

В литературе можно встретить разные точки зрения на подходы к классификации стратегий педагогического дискурса. Одна из них состоит в выделении следующих стратегий: объясняющей, или информирующей, оценивающей, содействующей, организующей и контролирующей [6, 12]. Все они, как правило, тесно переплетаются в рамках урока: учитель объясняет новый материал (информирующая стратегия), оценивает ответы учеников (оценивающая стратегия), поддерживает учащихся в процессе их мыслительной деятельности (содействующая стратегия), создает необходимые условия и выстраивает плодотворную работу всего класса (организующая стратегия), посредством обратной связи от учеников контролирует полноту и глубину освоения нового материала и степень сформированности новых умений и навыков (контролирующая стратегия) [15].

А. Н. Антонова в основу классификации стратегий педагогического дискурса закладывает функции педагогического общения и подразделяет, таким образом, стратегии на императивную (реализуется организаторская функция), информативную (реализуется познавательная функция) и коммуникативно-регулирующую (реализуется конструктивная и воспитательная функции) [16]. При этом ведущей автор считает императивную стратегию.

А. Р. Габидуллина [17] делит коммуникативные стратегии учебно-педагогического дискурса на основные и вспомогательные. К основным относит эпистемические, или познавательные, которые в свою очередь подразделяет на нормативно-репрезентативные и проективные. Нормативно-репрезентативные стратегии направлены на передачу знаний от учителя ученикам и носят авторитарный характер, в том смысле, что позиция учителя в данном случае активна, а ученики только пассивно воспринимают ту информацию, которую им транслирует учитель. Проективные стратегии предполагают совместную деятельность учителя и учащихся по приобретению новых знаний. Вспомогательными стратегиями, по мнению автора, являются метадискурсивные (конфликтные и кооперативные) и коммуникативно-прагматические (этикетные, императивные и оценочные) микростратегии. Метадискурсивные стратегии представляют собой промежуточное звено между эпистемическими и коммуникативно-прагматическими стратегиями, обеспечивая «понятность, нормативность, соблюдение выдерживания необходимых параметров речи (тема, громкость, четкость артикуляции, ясность изложения), регулируют ведение диалога и управление им: захват инициативы и ее отстаивание, ввод и подготовка собственных слов, прерывание, контроль внимания и понимания, исправление ошибочности и оценка избранных средств выражения, замечания по поводу речевых умений и способностей адресата, а также уместности темы, сосредоточенности на ней и учета условий протекания учебного диалога» [17, www]. Коммуникативно-прагматические стратегии определяются соответствующей коммуникативной ситуацией, а также нормами речевого поведения, и обеспечивают эффективность межличностного взаимодействия.

Рассмотрение коммуникативных стратегий позволяет четко определить основных участников педагогического дискурса: учителя (педагога) и ученика (студента), которые находятся в различных коммуникативных ситуациях. Дополнительно здесь можно выделить участие родителей и общества в целом. При этом сам тип дискурса предполагает статусное неравенство между его участниками. Таким образом, среди участников педагогического общения устанавливается строгая иерархия, в которой учитель занимает доминирующую позицию. Здесь важно отметить, что в процессе педагогического дискурса наравне с иерархичными отношениями учитель-ученик, учитель-родитель существуют также линейные отношения ученик-ученик. Участие всех сторон в процессе педагогического дискурса ложится в основу резолюции педагогических вопросов и играет существенную роль в формировании образовательной политики государства.

Взаимодействие между учителем и учеником осуществляется в рамках конкретного учебного заведения (детский сад, школа, лицей, колледж, ВУЗ) в специально отведенное для этого время (урок, консультация, лекция, семинарское занятие, экзамен), учащиеся взаимодействуют друг с другом также в часы, отведенные для самостоятельной работы, что в совокупности определяет хронотоп педагогического дискурса.

Другой важнейшей характеристикой педагогического дискурса являются его ценности, которые по сути соответствуют ценностям социализации, т. е. присвоением обучающимися общечеловеческих культурных ценностей и социально одобряемых норм и правил поведения в обществе. Они могут быть выражены специальными высказываниями, содержащими операторы долженствования, такие как «следует», «нужно», «должно» [2, c. 30]. Например, жизнь есть благо, следовательно, нужно ценить жизнь как свою собственную, так и жизнь всех живых существ. В. И. Карасик отмечает, что «специфика ценностей педагогического дискурса состоит в том, что этот дискурс является основой для формирования мировоззрения, и поэтому почти все моральные ценности заложены в нем» [2, c. 30].

Жанры педагогического общения можно выделять по разным основаниям: исходя из реально существующих форм общения: урок, лекция, семинар, родительское собрание, индивидуальное обучение, групповая работа и т. д. и на основании тех или иных признаков (например, целей, типов участников, типов сценариев и тд.) [2]. О. В. Коротеева выделяет следующие основные жанры педагогического дискурса: «контакт (фактическое общение); объяснение (сообщение и комментирование новой информации); упражнения (формирование и закрепление умений и навыков); контроль (подведение итогов обучения)» [цит по 11]. И. В. Карасик выделяет среди жанров педагогического дискурса также дефинирование, отмечая при этом, что учебные дефиниции отличаются от научных, поскольку должны не только полно описывать определяемое, но и соответствовать уровню знаний учащихся [2]. В. Б. Черник [18] среди речевых этикетных жанров педагогического дискурса выделяет жанры приветствия, прощания, обращения, а также речевой жанр вопроса и замечания.

В процессе взаимодействия в рамках того или иного жанра учителем используются специфические для данного типа дискурса дискурсивные формулы, например, «садитесь», «к доске пойдёт…», «откройте дневники и запишите домашнее задание», «тема сегодняшней лекции»... и т. п.

К числу прецедентных текстов педагогического дискурса В. И. Карасик относит прежде всего школьные учебники и хрестоматии, правила поведения учащихся, а также многие известные тексты детских книг, сюжеты популярных художественных и мультипликационных фильмов, тексты песен, пословицы, поговорки, известные афоризмы на тему учебы, знаний, отношений между учителем и учеником [2, c.32].

В качестве базовых дифференциальных признаков педагогического дискурса Ю. В. Щербинина отмечает следующие [19]:

  1. диалогичность, под которой автор понимает вопросно-ответную форму коммуникации между учителем и учеником на уроке;
  2. аксиологичность, т. е. ситуацию постоянного взаимооценивания учителя и ученика со сдвигом в активности оценивания в сторону учителя;
  3. реверсивность, т. е. повторение, перефразирование и варьирование информации учителем с использованием дополнений, пояснений, и различных способов подачи информации;
  4. интерактивность, т. е. постоянное систематическое взаимодействие участников коммуникативного процесса в совместной деятельности в рамках учебного процесса.
  5. ретиальность, т. е. синхронно-групповая вовлечённость участников дискурса в процесс речевого взаимодействия; эта характеристика подчеркивает направленность педагогической речи преимущественно к группе, коллективному адресату, например, классу).

В заключении можно сделать вывод о том, что педагогический дискурс, являясь разновидностью институционного дискурса, обладает своими специфичными структурными компонентами, важнейшие из которых: участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, жанры коммуникации, прецедентные тексты и дискурсивные формулы. Подробное рассмотрение указанных характеристик в рамках системного подхода позволяет под педагогическим дискурсом понимать динамичное речевое пространство, возникающее в ходе коммуникации между участниками учебного процесса, коммуникативным лидером в котором является педагог, обладающий профессиональными коммуникативными компетенциями. Изучение особенностей педагогического дискурса дает глубокое понимание основных принципов, теорий и наблюдений, лежащих в основе образовательного процесса, что позволяет создавать новые стратегии и методики обучения, а также развивает профессиональные педагогические навыки.

Литература:

  1. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24065092 (дата обращения: 05.08.2023)
  2. Карасик, В. И. Структура институционного дискурса / В. И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. научных тр. — Саратов: — 2000. — С.25–33 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35163141 (дата обращения: 05.08.2023)
  3. Аквазба, Е. О. Педагогический дискурс учебного процесса / Е. О. Аквазба, С. И. Лапицкая, П. С. Медведев // Успехи гуманитарных наук. — 2019. — № 10. — С.17–21 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42421471 (дата обращения: 05.08.2023)
  4. Булгакова, Е. Т. Педагогический дискурс как разновидность институционного дискурса / Е. Т. Булгакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2012. — № 15. — С.105–109. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-diskurs-kak-raznovidnost-institutsionalnogo-diskursa (дата обращения: 05.08.2023)
  5. Ежова Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Вестник ОГПУ. — 2006. — № 2–1 (52) -.С 52–56 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11664664 (дата обращения: 05.08.2023)
  6. Карасик, В. И. Характеристики педагогического дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. / ВГПУ. — Волгоград: Перемена, 1999. — С. 3–18.
  7. Kochetkov, M. V. Specific features of educational and pedagogical discourse in the context of anthropological challenes: socio-cultural approach / M. V. Kochetkov, I. A. Kovalevich // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2020. — 13(2). –p. 268–277 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/specific-features-of-educational-and-pedagogical-discourse-in-the-context-of-anthropological-challenges-socio-cultural-approach (дата обращения: 05.08.2023)
  8. Марусевич, О. Ю. Педагогический дискурс в лингвориторической парадигме: К. Д. Ушинский как профессиональная языковая личность педагога-основоположника / О. Ю. Марусевич // Трибуна ученого. — 2022. — № 10. — С.83–86. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49908704 (дата обращения: 05.03.2023).
  9. Rose, D. Analysing pedagogic discourse: an approach from genre and register / D. Rose // Functional Linguistics. — 2014. — 2:11. — URL: https://functionallinguistics.springeropen.com/articles/10.1186/s40554–014–0011–4 (дата обращения: 05.03.2023).
  10. Макарова, Д. В. Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса: Автореф. дис.... докт. филол. наук. / Д. В. Макарова. — М.: МПГУ, 2008. — 45 с.
  11. Попова, Т. П. Характеристики институционального дискурса / Т. П. Попова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — Т.7, № 6, часть 2. — С. 295–300. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-institutsionalnogo-diskursa (дата обращения: 05.03.2023).
  12. Поспелова, Ю. Ю. Педагогический дискурс и его характеристики / Ю. Ю. Поспелова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. — № 1. — C. 307–310. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-diskurs-i-ego-harakteris (дата обращения: 05.03.2023).
  13. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 284 с.
  14. Веретенникова, Л. К. Коммуникативные стратегии в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе / Л. К. Веретенникова, Г. М. Выгонская // Наука и школа. — 2018. — № 1. — С. 145–150. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-v-pedagogicheskom-vzaimodeystvii-v-obrazovatelnom-protsesse/viewer (дата обращения: 05.03.2023).
  15. Дрянгина, Е. А. Коммуникативные стратегии в педагогическом дискурсе: обзор работ / Е. А. Дрянгина // Научный журнал КубГАУ. — 2017. — № 131(07) — C. 1–8 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30522246 (дата обращения: 05.03.2023).
  16. Антонова, Н. А. Стратегии и тактики педагогического дискурса / Н. А. Антонова // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — Вып. 7. — С. 230–236.
  17. Габидуллина, А. Р. Педагогическая лингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Р. Габидуллина [Электронный ресурс]. — Горловка: ГГПИИЯ, 2011. — Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2245472-pall.html (дата обращения: 05.03.2023).
  18. Черник, В. Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока: дисс. … канд. филол. наук/ В. Б. Черник. — Екатеринбург, Уральский гос. университет им. А. М. Горького, 2002–178 с.
  19. Щербинина, Ю. В. Гармонизация педагогического дискурса: определение понятия, основные направления / Ю. В. Щербинина // Культура речи сегодня: теория и практика: коллективная монография / сост. Л. Н. Дмитриевская. — М.: МИОО, 2009. — С. 190–198
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический дискурс, стратегия, ученик, учитель, динамичное речевое пространство, институциональный дискурс, институционный дискурс, педагогическое общение, тип дискурса, учебный процесс.


Похожие статьи

Основные элементы педагогического дискурса

Основные элементы педагогического дискурса. педагогический дискурс, учитель, ученик, стратегия, жанр, адресат, социальный институт, главный образ, институциональный дискурс, педагогическое взаимодействие.

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как...

В данной статье из множества типов дискурса, выделяемых по социологическим признакам, рассматривается педагогический дискурс как один из типов институционального общения, которое осуществляется в социально фиксированной ситуации.

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

Педагогический дискурс как институциональный вид дискурса представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений и выделяется на основании двух релевантных признаков — это цель и участники общения.

Институциональные дискурсы в лингвистическом изучении

Для описания конкретного типа институционального дискурса рассмотрим следующие компоненты: 1) участники дискурса — представители той или иной социальной группы, вступающие в общение и исполняющие определенные коммуникативные роли.

Специфика контролирующей стратегии в педагогическом...

Коммуникативная стратегия взаимодействия «учительученик» определяется учителем, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения.

Научный дискурс как специфическая разновидность дискурсивной...

Таким образом, закономерно, что семантическая многогранность термина «дискурс» способствует использованию при нем атрибутивных уточнений (монологический дискурс, диалогический дискурс, разговорный дискурс, институциональный дискурс).

Аксиологические стереотипы в педагогическом дискурсе

Ярким признаком педагогической коммуникации является однообразие речевого стиля лиц вовлеченных в процесс общения в рамках педагогического дискурса типа институционального.

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности...

В зависимости от типа педагогического дискурса выделяют несколько маркоинтенций. Для исследования каузальности важен аргументирующий тип дискурса, который с точки зрения интенции направлен на доказательство.

Дискурс как новая лингвистическая парадигма | Статья в сборнике...

С позиции определения дискурса как «речь, погружённая в жизнь» [1, с. 136–137] именно институциональный дискурс включает условия для создания коммуникационной среды, соотнесенной с целевой аудиторией, местом и временем коммуникации.

Похожие статьи

Основные элементы педагогического дискурса

Основные элементы педагогического дискурса. педагогический дискурс, учитель, ученик, стратегия, жанр, адресат, социальный институт, главный образ, институциональный дискурс, педагогическое взаимодействие.

Коммуникативные стратегии реализации целей экзамена как...

В данной статье из множества типов дискурса, выделяемых по социологическим признакам, рассматривается педагогический дискурс как один из типов институционального общения, которое осуществляется в социально фиксированной ситуации.

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

Педагогический дискурс как институциональный вид дискурса представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений и выделяется на основании двух релевантных признаков — это цель и участники общения.

Институциональные дискурсы в лингвистическом изучении

Для описания конкретного типа институционального дискурса рассмотрим следующие компоненты: 1) участники дискурса — представители той или иной социальной группы, вступающие в общение и исполняющие определенные коммуникативные роли.

Специфика контролирующей стратегии в педагогическом...

Коммуникативная стратегия взаимодействия «учительученик» определяется учителем, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения.

Научный дискурс как специфическая разновидность дискурсивной...

Таким образом, закономерно, что семантическая многогранность термина «дискурс» способствует использованию при нем атрибутивных уточнений (монологический дискурс, диалогический дискурс, разговорный дискурс, институциональный дискурс).

Аксиологические стереотипы в педагогическом дискурсе

Ярким признаком педагогической коммуникации является однообразие речевого стиля лиц вовлеченных в процесс общения в рамках педагогического дискурса типа институционального.

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности...

В зависимости от типа педагогического дискурса выделяют несколько маркоинтенций. Для исследования каузальности важен аргументирующий тип дискурса, который с точки зрения интенции направлен на доказательство.

Дискурс как новая лингвистическая парадигма | Статья в сборнике...

С позиции определения дискурса как «речь, погружённая в жизнь» [1, с. 136–137] именно институциональный дискурс включает условия для создания коммуникационной среды, соотнесенной с целевой аудиторией, местом и временем коммуникации.

Задать вопрос