Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 11.05.2021

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Евстифеева, А. А. Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники / А. А. Евстифеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80884/ (дата обращения: 06.12.2021).



В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Ключевые слова: педагогический дискурс, образовательный дискурс, вид дискурса, воспитательный дискурс, ученик, учитель.

Любой социум стремится к эстетическому воспитанию гармоничных личностей, их мировоззрения, нравственному развитию и повышению культурно-образовательного уровня. Последнее не может не отражаться на системе ценностей члена современного социума. Одним из средств, способствующих решению задач социализации учащихся, их личностного и интеллектуального развития является не только система эстетического, культурно-нравственного воспитания в учебной и внеаудиторной деятельности образовательных учреждений. Одним из важных условий воспитания подобной гармоничной личности является коммуникативная компетенция педагога, без которой сегодня нельзя говорить о выполнении основной миссии учителя — воспитании образованного человека, разносторонне развитой, творческой, нравственной личности.

Интересующий нас вид дискурса выделяется на основании участников данного вида коммуникации — учителя и ученика. «Учитель наделен правом передавать ученику знания и нормы поведения общества и оценивать успехи ученика. Учитель персонифицирует мудрость поколений и поэтому априорно обладает высоким авторитетом в обществе» [1, с. 209].

Одним из дискурсообразующих признаков для любого вида дискурса в его социолингвистической классификации является цель, которая применительно к педагогическому дискурсу формулируется следующим образом: «социализация нового члена общества (объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов)» [1, с. 211]. Данная цель может быть конкретизирована далее в зависимости от области применения: в образовательной сфере — формирование набора компетенций, в общественной жизни — социализация личности в обществе, в личностной сфере — становление целостной личности, что соотносимо с основными функциями учителя — обучающей, воспитывающей, и развивающей.

Необходимо заметить, что в литературе встречаются вариативные названия данного вида дискурса. Так, например, можно обнаружить образовательно-педагогический дискурс [2], под которым автор понимает регламентируемую определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующую и смысловоспроизводящую деятельность, направленную на трансляцию, воспроизводство и регуляцию определенных ценностей, знаний, навыков и моделей поведения [2].

Сам по себе образовательный дискурс, в свою очередь, не ограничивается рамками учебной коммуникации. В частности, Н. С. Остражкова к образовательному дискурсу относит профессиональное общение теоретиков-исследователей, педагогов-практиков и обучающихся (как в устной, так и в письменной форме, непосредственное или опосредованное специальной литературой) [3]. Образовательный (педагогический) дискурс автор дифференцирует с точки зрения конкретной области его функционирования: дидактический (представляющий собой устную форму коммуникации между преподавателем и учащимися в процессе обучения на занятии), академический (подразумевает письменные формы коммуникации — научные труды, учебники и учебные пособия по педагогике и методике, монографии и т. д., а также устные формы общения — лекции по педагогике или методике преподавания), публицистический (к нему относятся публикации в периодических изданиях, рассматривающих бытовые проблемы в области преподавания, например, условия обучения, оплата труда преподавателей и др.), социализирующий (разновидность педагогического дискурса, где агентами являются обучающиеся и их родители / воспитатели) и специальный педагогический дискурс (функционирует в отраслях знаний, которые применяют достижения педагогической науки, например психология, криминалистика, медицина и под.) [3].

Несколько иначе понимается данный вид дискурса Т. Н. Цинкерман, которая обращает внимание на сложную цель дискурса — образование и воспитание. Автор, ссылаясь на накопленный в лингвистике багаж знаний о педагогическом дискурсе и обобщая имеющиеся точки зрения, пишет, что «цель образовательного дискурса заключается в обеспечении преемственности, непрерывности информативного потока, которое возможно реализовать при осуществлении таких задач, как передача знаний о материальном и духовном мире, формирование образовательных стандартов и создание условий для их введения и контроля. Статусно-ролевые характеристики членов образовательного дискурса зависят от таких социальных ролей, как учитель — ученик, ученик — ученик. Их реализация заключается в усвоении представлений о статусном различии членов образовательного (учебного) диалога, в том числе, можно подчеркнуть доминирующую функцию учителя, который передает знания, и подчиненную функцию ученика, который перенимает знания, умения и навыки» [4, с. 32].

Тем самым исследователь выделяет отдельно воспитательный дискурс как самостоятельную разновидность педагогического дискурса, указывая, что «функционально-целевые различия форм образовательного и воспитательного дискурса основаны на несовпадениях их прагматических функций — информативно-презентационной (передача знаний, формирование научной картины мира, обучение интеллектуально и/или профессионально значимым навыкам и умениям в коммуникативных ситуациях образовательного типа), и психо-эмоционального воздействия с целью формирования социальных основ личности, выработки этносоциокультурных моделей поведения» [4, с. 29]. Автор также предлагает дифференцировать образовательный и воспитательный разновидности педагогического дискурса содержательно, выделяя следующие параметры: социальная ориентация дискурса, цель, функция, участники, хронотоп, ценности [4, с 29].

Выделение воспитательного вида педагогического дискурса нам представляется оправданным, поскольку нельзя не согласиться с Тамарой Николаевной Цинкерман, что целью воспитательного дискурса является непосредственно социализация человека, что подтверждает сущность понятия «воспитание» [4, с. 31]. Реализация данных целей и задач зависит от социальных ролей: воспитатель — воспитанник, старший член семьи (родители, родственники) — младший член семьи (дети и иные родственники), взрослый — ребенок, взрослый — взрослый. Функции воспитательного дискурса несколько отличаются от функций собственно образовательного дискурса. Они направлены на передачу информации о нормах и правилах поведения, морально-нравственных основах жизнедеятельности человека, а также обеспечение условий для практического освоения и соблюдения в течение всей жизни.

В целом соглашаясь с данным делением педагогического дискурса на две основные его разновидности, обратим внимание, что далее мы будем оперировать термином «педагогический дискурс» в традиционном его понимании, для выделения которого значимыми являются участники данного вида коммуникативного взаимодействия — учитель и ученик.

Как мы уже упоминали, с точки зрения участников коммуникации, их статусно-ролевых характеристик дискурс противопоставляется на личностно-ориентированный и статусно-ориентированный типы. Нас интересует статусно-ориентированный тип дискурса, в котором участники являются представителями той или иной социальной группы. Педагогический дискурс как институциональный вид дискурса представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений и выделяется на основании двух релевантных признаков — это цель и участники общения.

По мнению В. И. Карасика, хронотопом педагогического дискурса является период, закрепленный за учебным процессом (урок в школе, лекция в университете), и место, в котором соответствующий процесс протекает (класс, школа, учебная аудитория); участники педагогического дискурса — учитель и ученик, которые вступают в разнообразные ситуации общения [1]. Следовательно, педагогический дискурс предстает как обобщенное коммуникативное событие / ситуация «общение педагога и ученика». В ситуации педагогического типа общения актуальными являются разные виды речевой деятельности, в частности, убеждающая, разоблачающая, защищающая, самовосхваляющая, воспитывающая и пр.

Участники педагогического дискурса, т. е. учитель / педагог как агент дискурса и ученик как клиент находятся в статусно-неравных отношениях, потому что учителю принадлежит право создавать и инициировать педагогическое общение, ему свойственно выбирать тональность и тематику общения. Учитель осуществляет анализ деятельности ученика, он выступает эталоном, носителем знаний, ценностей, норм, принятых в социуме.

В связи с этим именно учителю принадлежит активная роль в дискурсе, иными словами, доля его коммуникативной активности значительно выше: ученик больше слушает, воспринимает информацию, а учитель анализирует, объясняет, корректирует и контролирует. Основными стратегиями педагога, таким образом, которые определяют его коммуникативные интенции, являются: объясняющая, оценивающая, контролирующая, содействующая, организующая.

Разумеется, при анализе коммуникативного поведения участников педагогического дискурса следует учитывать и ряд других факторов, в частности, социо-психологические факторы, зависимость от индивидуально-психологических свойств личности. Изменение поведенческих характеристик участников педагогического дискурса будет зависеть от социальной ситуации в стране. При этом заметим, что, согласно В. И. Карасику, поведенческая характеристика языковой личности, — это комплекс вербальных и невербальных индексов, которые определяют языковую личность как индивидуума или как тип [1].

Подводя некоторые итоги наших рассуждений, резюмируем, что педагогический дискурс представляет собой сложное, и неоднородное образование, что обусловлено многообразием его целей и задач. Можно сделать предположение, что несмотря на значительный интерес исследователей к данному виду дискурса, еще нельзя с уверенностью сказать, что все проблемы его типологического описания уже решены. В подавляющем большинстве работ педагогический дискурс рассматривается как определенный набор коммуникативных ситуаций, нацеленных на социализацию личности — передачу знаний в условиях статусно-ориентированного общения, в котором основными его участниками выступают учитель и ученик.

Литература:

  1. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  2. Кожемякин Е. А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры: дис.... доктора филос. наук: 24.00.01. — Белгород, 2009. — 403 с.
  3. Остражкова Н. С. Обучение пониманию содержательного компонента педагогического дискурса лекции: дис. … канд. пед. наук. — Тамбов, 2004. — 218 с.
  4. Цинкерман Т. Н. Лингвопрагматическая специфика стилей общения в англоязычном воспитательном дискурсе: дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2014. — 222 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический дискурс, вид дискурса, образовательный дискурс, воспитательный дискурс, ученик, учитель, передача знаний, правило поведения, социализация личности, языковая личность.


Ключевые слова

ученик, учитель, педагогический дискурс, образовательный дискурс, вид дискурса, воспитательный дискурс
Задать вопрос