В статье представлены результаты применения аппаратного комплекса исследования «Омега-С» и внесения корректировок в учебно-тренировочный процесс женской сборной команды колледжа по баскетболу при помощи аутогенной тренировки, средств стретчинга и индивидуально подобранных комплексов упражнений.
Ключевые слова: баскетбол, спорт, Омега-С, тренировочный процесс, физическая и функциональная подготовка, аутогенная тренировка, соревнования, комплексы упражнений.
Развитие и оценка физических качеств человека является одним из самых актуальных направлений в самых различных отраслях деятельности человека. В этой связи крайне актуальными являются вопросы, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью, отбором лиц, которым достаточно легко будет поддаваться решение вопросов разного плана, на основе определённого набора генетически обусловленных признаков, которые будут способствовать повышению адаптационных процессов к постоянно меняющимся условиям окружающей среды [2].
Спортивные достижения, которые показывают современные атлеты, и нынешний урбанистически развитый мир требует большего зрелища. И для достижения этой цели необходимо уже сегодня вести работу, направленную на раскрытие потенциальных, скрытых в генетической цепочке возможностей, которые проявятся только по истечению длительного тренировочного и соревновательного периода [3].
Цель: повысить эффективность учебно-тренировочного процесса женской сборной команды ХКОТСО по баскетболу.
Для достижения цели были поставлены задачи исследования:
— проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
— составить комплексы физических упражнений для улучшения показателей физической и функциональной подготовки женской сборной команды ХКОТСО с помощью аппаратно-диагностического комплекса исследования;
— определить эффективность составленных комплексов упражнений и разработать практические рекомендации.
Авторами было выдвинуто предположение, что применение составленных комплексов физических упражнений будет способствовать улучшению показателей физической и функциональной подготовки женской сборной команды ХКОТСО.
Для реализации поставленной цели были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; аппаратно-программный комплекс «Омега-С»; метод математической статистики.
Настоящее исследование проводилось в период с августа 2022 по март 2023г. и включало в себя три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (с августа 2022 по сентябрь 2022) проведен анализ исследуемой темы, выявлялись исходные данные функционального состояния по следующим показателям: уровень адаптации к физическим нагрузкам; уровень тренированности; уровень энергообеспечения; уровень психоэмоционального состояния с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега-С», а также определены показатели физической подготовки женской сборной команды колледжа по баскетболу. На втором этапе (с октября 2022 по январь 2023) на основе полученных результатов в учебно-тренировочный процесс женской сборной колледжа по баскетболу был внедрен подобранный комплекс упражнений с целью улучшения учебно-тренировочного процесса. На третьем этапе (с февраля 2022 по март 2023) проведен сравнительный анализ полученных данных, разработаны практические рекомендации, осуществлялось оформление выводов и научная работа.
Педагогический эксперимент проводился с августа 2022 по март 2023 года на базе Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания г. Хабаровск. В исследовании принимали участие 10 игроков женской сборной команды колледжа по баскетболу, в ходе которого в учебно-тренировочный процесс были внедрены составленные комплексы упражнений, направленные на улучшение физической подготовки и функционального состояния.
С целью улучшения эффективности тренировочного процесса и показателей физических качеств, характерных для того или иного амплуа, нами были подобранны комплексы упражнений. Данные комплексы упражнений применялись в тренировочном процессе командной тренировки 4 раза в неделю и в индивидуальной тренировке 3 раза в неделю.
Для повышения тренировочного процесса был подобран комплекс воздействий. Так, аутогенная тренировка по методу Шульца проводилась 3 раза в неделю по 20 минут в заключительной части тренировки для всей команды. В процессе аутогенной тренировки выполнялись такие упражнения, как: «тяжесть» — на расслабление мышечного тонуса; «тепло» — на расширение сосудов кожного покрова; «пульс» — для нормализации сердцебиения и т. д.
Одновременно с этим, на каждом тренировочном занятии в течении 15 минут в подготовительной части реализовывалась индивидуальная тренировка, в рамках которой выполнялись средства стретчинга и разминка с мячами.
Средства стретчинга применялись не только для подготовки мышечно- связочного аппарата к предстоящей работе, но и для профилактики спортивного травматизма.
Разминка с мячами состояла из семи упражнений для отработки технических действие в виде дриблинга, бросков и передач мяча.
По результатам педагогического тестирования (таблица 1) определены наиболее высокие проценты в таких тестах, как защитные перемещения увеличились на 31,2 %, разность составила 11,56 (с). На 41,4 % улучшился результат в беге на 20 м, разность между начальным и итоговым тестированием оставила 2,33 (с). Также на 8,9 см увеличился прыжок в высоту по Абалакову и составил 29,4 %.
Таблица1
Показатели физической подготовленности женской сборной команды колледжа по баскетболу
Тесты |
До эксп. Х1 m |
После эксп. Х2 m |
Разница |
t |
P |
|
|
% |
|||||
Прыжок в высоту по Абалакову (см) |
30,3 ±3,1 |
39,2 ±2,7 |
8,9 |
29,4 |
2,9 |
<0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
174,3 ±2,5 |
186,5 ±1,8 |
12,2 |
6,9 |
4,3 |
<0,05 |
Бег 6 (м) |
1,53 ±0,05 |
1,21±0,02 |
0,32 |
20,9 |
3,6 |
<0,05 |
Бег 20 (м) |
5,62 ±0,6 |
3,29±0,2 |
2,33 |
41,4 |
2,6 |
<0,05 |
Защитные перемещения (с) |
36,97 ±0,9 |
25,41±0,5 |
11,56 |
31,2 |
2,6 |
<0,05 |
Бег 40с (м) |
184,3 ±5, |
208,8±3,5 |
24,5 |
13,2 |
3,5 |
<0,05 |
Анализируя исходные и итоговые данные, характеризующие функциональное состояние женской сборной команды колледжа по баскетболу, можно сделать ряд заключений: уровень адаптации к физическим нагрузкам, увеличился и составил 25,4 %; уровень тренированности организма увеличился на 24,3 % и составил 94,6 %; уровень энергетического обеспечения и психоэмоционального состояния улучшился на 22,04 % и 33,9 % соответственно.
Таблица 2
Показатели функционального состояния женской сборной команды ХКОТСО по баскетболу
Тесты |
До эксп. Х1 m |
После эксп. Х2 m |
Разница |
t |
P |
|
|
% |
|||||
Уровень адаптации к физическим нагрузкам |
73,9 ±2,1 |
92,7 ±0,9 |
18,8 |
25,4 |
2,9 |
<0,05 |
Уровень тренированности организма |
76,1±1,9 |
94,6±1,8 |
18,5 |
24,3 |
2,6 |
<0,05 |
Уровень энергетического обеспечения |
73,5 ±0,5 |
89,7 ±0,6 |
16,2 |
22,04 |
3,6 |
<0,05 |
Психоэмоциональное состояние |
72,8 ±0,6 |
97,5 ±0,2 |
24,7 |
33,9 |
3,3 |
<0,05 |
Таким образом, индивидуально подобранные комплексы упражнений на основании данных, полученных в ходе тестирования аппаратного комплекса исследования «Омега-С», в рамках тренировочного процесса в подготовительном этапе, позволили улучшить на достоверно значимом уровне показатели психофизической подготовки, а также функционального состояния игроков женской сборной команды колледжа по баскетболу.
Литература:
- Блазер, П. Импровизация и форма движения под воздействием музыки / П. Блазер, А. Хёкельман, Л. П. Сербина // Теория и практика физ. культуры. — 2001. — № 8. — С. 39–41.
- Выдрин, В. М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) / В. М. Выдрин // Теория и практика физ. культуры. — 2007. — № 1. — С. 22–24.
- Дьячков, В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов (педагогические проблемы управления) / В. М. Дьячков. — М.: Физкультура и спорт, 2018. — 231. с.
- Карелин А. А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: монография / А. А. Карелин. — Новосибирск: Сов Сибирь, 2002. — 479 с.