«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. «Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105287/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.

Говорят, что наука сама по себе не интересна: не думаю; нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…

Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое, культурное и научное наследие страны.

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий [3]. В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования», который стал продолжением конкурса «Маршрут Великой Победы», проводимом в 2021 году [2], и конкурса «Слово о моем Хабаровском крае», проводимом в 2022 году [1].

В 2023 году целью конкурса стала расшифровка и популяризация научного наследия Хабаровского края и формирование позитивного образа современного ученого.

Краевой конкурс позволил: увеличить результативность научно-исследовательской деятельности обучающихся через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных научных ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии путем осмысления научного наследия; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Особенностью конкурса «Диалог академической науки и профессионального образования» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать, инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности авторский научно-исследовательский проект интерактивной экскурсии.

Выразив желание учувствовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение у партнеров конкурса: Совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Хабаровского края, Учреждений науки Хабаровского края.

В ходе обучения студенты приобрели: знания о квиз-технологии и этапах составления экскурсионного квиза; умения проводить авторское интервью и интерпретировать его; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о научном наследии.

В рамках лектория «Наука без границ» познакомились с деятельностью ученых учреждений науки Хабаровского края, таких как «Хабаровский Федеральный исследовательский центр Дальневосточного отделения Российской академии наук», «Институт горного дела Дальневосточного отделения РАН», «Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН», «Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН», «Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов, представляющие собой: оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий включающие: исторические факты, биографии ученых, открытия и достижения, «науку для жизни». Тематика экскурсионных квизов — конкретная научная область: педагогика, дидактика, нутрициология, сварочные технологии, ботаника, аграрные науки, экономика, гастрономия, медицина, горное дело, биология, история, литература и др. Путешествие в мир науки завершается знакомством с учеными Хабаровского края, ведущими научную деятельность в обозначенных научных сферах. 15 экскурсионных квизов были допущены к очной защите.

Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.

С 06 мая по 09 июня 2023 года 12 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты Чегдомына, г. Вяземский, районного поселка Хор, г. Комсомолька-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квизов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Коротко о цифрах конкурса: 15 экскурсионных маршрутов; 51 гидов-студентов (авторов); 36 педагогов-наставников; 452 экскурсантов — школьников и студентов; 25 экспертов — партнеров (из сферы науки).

Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего научное наследие выбранной тематики в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному научному наследию Хабаровского края нет проигравших!

Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала X Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае — июне 2023 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.

Победители, лауреаты, ученые и наставники III Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования Хабаровского края»

Рис. 1. Победители, лауреаты, ученые и наставники III Краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования Хабаровского края»

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно. Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

Одним из результатов конкурса стал каталог-маршрутов — набор-открыток. Настоящий набор открыток состоит из 15 экскурсионных квизов.

Таблица 1

Оригинальные авторские научно-исследовательские проекты интерактивных квиз-экскурсий, включающие интервью с учеными Хабаровского края

Название экскурсионного квиза

Интервью с ученым

Био-skills

Валерий Александрович Мутин, доктор биологических наук

Ведущий за руку. Идущий рядом

Ирина Ивановна Гоголева, кандидат педагогических наук

Говорит и показывает Хабаровск

Роман Михайлович Данилов, кандидат технических наук

Горное дело

Григорий Леонартович Феофанов, кандидат технических наук

Движение истории

Алексей Вячеславович Шестаков, старший научный сотрудник

История — часть жизни общества

Наталья Владимировна Шелковникова, кандидат исторических наук

Литературный Хабаровск

Ольга Вячеславовна Маркова, кандидат филологических наук

Люди в белом: факты и мифы из медицинской науки

Елена Станиславовна Новик, кандидат медицинских наук

Наукоемкие технологии в сварочном производстве

Михаил Радикович Гимадеев, кандидат технических наук

Прикладная ботаника

Любовь Алексеевна Антонова, кандидат биологических наук

Ты есть, что ты ешь

Вячеслав Михайлович Остроголовый, кандидат медицинских наук

Удивительный мир агронаук

Екатерина Анатольевна Ромашкина, кандидат биологических наук

Финансовый клуб

Светлана Николаевна Басова, кандидат экономических наук

Форт Кундюм

Ольга Викторовна Смоленская, кандидат экономических наук

Человекоразмеренность дальневосточной школы педагогики: традиции и инновации

Алла Геннадьевна Кузнецова, доктор педагогических наук

В заключении издания представлены фотографии внедренческого этапа проекта, позволяющие окунуться в атмосферу научного наследия и познакомиться с маршрутами, апробированными в 2023 году.

Уникальность набора открыток «Диалог академической науки и профессионального образования» заключается в том, что, заинтересовавшись определенной темой, каждый может стать участником познавательного экскурсионного квиза, предварительно оставив заявку координатору.

Научно-популярное издание «Диалог академической науки и профессионального образования: калейдоскоп научных фактов».

Рис. 2. Научно-популярное издание «Диалог академической науки и профессионального образования: калейдоскоп научных фактов».

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников!

Литература:

  1. Кузнецова, Д.С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 3–6.
  2. Кузнецова, Д. С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 1–4.
  3. Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» № 231 от 25.04.2022. — URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, профессиональное образование, академическая наука, наука, научное наследие, кандидат, Краевой конкурс, проект, III, очная защита.


Похожие статьи

О научно-исследовательской и инновационной деятельности...

Краевой институт развития образования в Хабаровском крае (далее — Институт) является организатором и координатором развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Конкурсное движение научной направленности как социальная...

В очный этап вышли 53 научно-исследовательские работы (проекты) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края. Второй этап конкурса проходил в необычном формате: дистанционном для студентов и очном для членов жюри.

Проектно-исследовательская деятельность как условие...

Рис. 1. Победители, призеры, эксперты и наставники X Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна»-2023.

Инновационная деятельность в профессиональном...

В 2022–2023 годах статус «Краевая инновационная площадка» был присвоен семи профессиональным образовательным организациям Хабаровского края (28 % от общего числа краевых профессиональных образовательных организаций, более 90 участников).

Похожие статьи

О научно-исследовательской и инновационной деятельности...

Краевой институт развития образования в Хабаровском крае (далее — Институт) является организатором и координатором развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Конкурсное движение научной направленности как социальная...

В очный этап вышли 53 научно-исследовательские работы (проекты) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края. Второй этап конкурса проходил в необычном формате: дистанционном для студентов и очном для членов жюри.

Проектно-исследовательская деятельность как условие...

Рис. 1. Победители, призеры, эксперты и наставники X Краевого конкурса научно-исследовательских работ (проектов) студентов профессиональных образовательных организаций Хабаровского края «Студенческая научная весна»-2023.

Инновационная деятельность в профессиональном...

В 2022–2023 годах статус «Краевая инновационная площадка» был присвоен семи профессиональным образовательным организациям Хабаровского края (28 % от общего числа краевых профессиональных образовательных организаций, более 90 участников).

Задать вопрос