Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: цели, задачи, результат (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8438/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье описан опыт организации, координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Разработаны критерии результативности деятельности КИП. Представлены инновационные услуги и инновационные продукты педагогов профессионального образования, осуществляющих инновационную деятельность.

Ключевые слова: краевые инновационные площадки, профессиональное образование, инновационные продукты, инновационные услуги, мастер-класс, лучшие практики.

В свое время Теодор Рузвельт сказал: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть …».

В современных условиях успех в деятельности любой профессиональной образовательной организации зачастую обусловлен результатами и эффектами инновационной деятельности. Основными задачами инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования являются: развитие новых механизмов, форм и методов профессионального обучения и управления, в том числе с использованием современных технологий; восполнение дефицита практики: проектирование мультипликаций опыта в практику региональной системы СПО, событий и действий по диссеминации инновационного опыта, взаимодействие с образовательными организациями разного уровня; обеспечение самостоятельности, инициативности и ответственности; акцентирование уникальности.

Инновационная деятельность в профессиональном образовании — это естественное и необходимое условие его развития в соответствии с меняющимися потребностями общества.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими инновационную деятельность в образовании Хабаровского края, являются: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 20); Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.03.2019 № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»; Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 13.05.2022 № 20 «Об инновационной инфраструктуре в сфере образования Хабаровского края»; Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 01.06.2022 № 636 «Об инновационной инфраструктуре сферы образования Хабаровского края».

В 2022–2023 годах статус «Краевая инновационная площадка» был присвоен семи профессиональным образовательным организациям Хабаровского края (28 % от общего числа краевых профессиональных образовательных организаций, более 90 участников).

Направления инновационной деятельности определены перспективами и задачами системы профессионального образования края, работодателями, а также условиями регионального рынка труда.

Направления деятельности краевых инновационных площадок профессионального образования Хабаровского края 2022–2023:

  1. Технологические решения, обеспечивающие реализацию требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями: Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности, Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства.
  2. Организация сетевого взаимодействия при подготовке кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО: Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций); Хабаровский автомеханический колледж.
  3. Создание и обеспечение возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности: Хабаровский промышленно-экономический техникум.
  4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся: Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша, Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания.

Принципами выбора тематики краевых инновационных площадок стало:

— соответствие целевой модели национального проекта «Образование» как гарант актуальности и востребованности инновационной деятельности,

— наличие практического опыта инновационной деятельности как гарант глубины проработки, достоверности и надежности результатов инновационной деятельности (Рис. 1).

Так коллектив педагогов Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре, взяв за основу целевой ориентир « обеспечение профессионального роста педагогов », в качестве тематики КИП выбрали «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Реализуя задачу формирования цифровой образовательной среды , коллектив педагогов Хабаровского колледжа водного транспорта и промышленности выбрал тему «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности ПОО». Занимаясь вопросами развития системы дополнительного образования обучающихся , члены КИП Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша реализуют тему «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов».

Принципы выбора тематики краевых инновационных площадок Хабаровского края на 2022–2023 гг.

Рис. 1. Принципы выбора тематики краевых инновационных площадок Хабаровского края на 2022–2023 гг.

Над созданием новых факторов конкурентоспособности в 2022–2023 годах работают педагогические коллективы двух профессиональных образовательных организаций Хабаровского края: Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства с темой КИП «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00» и Хабаровский автомеханический колледж с темой КИП «Повышение качества преподавания технического английского языка в ПОО Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия».

Хабаровский промышленно-экономический техникум для обеспечения вызовов нужности разрабатывает тему КИП «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Выбрав в качестве темы КИП «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа», педагогический коллектив Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания поставил задачу обеспечивать вызовы эффективности .

Для сопровождения и координации инновационной деятельности КИП в профессиональном образовании создан механизм, включающий комплекс инструментов для каждой стадии организации и управления инновационным процессом (Таблица 1).

Таблица 1

Инструменты координации и сопровождения инновационной деятельности КИП профессионального образования

Стадия инновационного процесса

Инструменты для координации и сопровождения

Содействие в закреплении статуса в инновационной инфраструктуре

Конкурс о присвоении статуса в инновационной инфраструктуре Хабаровскогокрая (1 раз в 2 года)

Вебинары и методические семинары — акселераторы ( ДО — оформление проектной идеи; ПОСЛЕ — корректировка проектной идеи)

Научно-методическое сопровождение

Авторские научные школы: Дальневосточная школа автора, Школа маркетинга образовательных услуг, Мастерская педагогических инноваций, Школа педагога исследователя

Экспертно-аналитическое сопровождение

Научное руководство КИП: 7 научных руководителей из ФГБОУ ВО ТОГУ, ПИ ТОГУ, ФГБОУ ВО КНаГУ; ФГБОУ АмГПГУ

Экспертное сообщество инновационного опыта и инновационных продуктов: 48 экспертов из ВО Хабаровского края; 19 межрегиональных экспертов; международные эксперты -педагоги Вэйхайского профессионального колледжа, научный технический парк

Диссеминация инновационного опыта

Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные и креативные практики в ПОО Хабаровского края»

Курсы повышения квалификации

Публикации в журналах регионального и всероссийского уровней

Привлечение СМИ

Издательский лицензионный договор

Апробация инновационного опыта

Онлайн-школа «ИННОВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Платформа

«КИП СПО»

Краевой конкурс инновационных педагогических продуктов

Эффективность созданного механизма координации и сопровождения инновационной деятельности в профессиональном образовании края подтверждается достигнутыми результатами:

— востребованностью инновационного опыта, оформленного и тиражируемого в виде научных статей (271650 запросов по данным издательств по состоянию на 29.03.2023 год);

— актуальностью предлагаемых инновационных услуг в виде мастер-классов от членов КИП (ежегодное количество участников мастер-классов от членов КИП составляет в среднем более 600 человек);

— востребованностью выпускаемых инновационных продуктов как в Хабаровском крае, так на межрегиональном уровне.

Оформление и предложение инновационных услуг от членов КИП является хорошим инструментом для привлечения потенциальных заказчиков результатов инновационной деятельности. Так краевые инновационные площадки 2022–2023 широкому кругу общественности в рамках X Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» предложили следующие мастер-классы:

— «Применение инновационных форм и методов обучения в преподавании технического английского языка»;

— «Инструменты формирования гражданской идентичности обучающегося колледжа»;

— «Профессионализация программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»: подбор и адаптация практических материалов в разрезе оценки качества освоения программы»;

— «Проектирование вариативной программы дополнительного профессионального образования»;

— «Технологии профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ»;

— «Современный медиа-урок: из точки А в точку В»;

— «Разработка дорожной карты по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу».

О знаниях, умениях и навыках, переданных членами КИП педагогам и учителям края, можно познакомиться в следующих статьях данного журнала.

Еще одним инструментом выявления и предложения педагогическому сообществу лучших педагогических практик является ежегодный краевой конкурс «Инновационных педагогических продуктов». Краевой конкурс инновационных продуктов — это уникальная возможность заглянуть в будущее и увидеть, какими будут отдельные аспекты образовательного процесса в перспективе. Конкурс позволяет структурировать инновационный опыт работы профессиональных образовательных организаций.

В рамках конкурса педагоги профессионального образования, осуществляющие инновационную деятельность, представляют, как инновационные проекты, так и продукты — авторские разработки, уже подготовленные к трансляции в другие образовательные системы. Последнее важно для системы профессионального образования в целом, так как профессиональное сообщество сегодня очень нуждается в замене слабых средств передачи большого числа непроверенных практик на надежную трансляцию внутри системы небольшого количества лучших разработок [1].

Так для расширения границ сетевого открытого профобразования был открыт канал видеоуроков «Технология» на российском видеохостинге Rutube.ru. Для повышения качества профессионального образования издан учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и деонтология медицинского работника». Профессионализации кадрового капитала способствуют цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания. Учитывая потенциал неформального образования, внедрены методические рекомендации занятий факультатива «Рециклинг джинсов». Запущен сайт Педагогического навигатора как инструмента, повышающего престиж профессии «Педагог». Рабочая тетрадь по использованию карты социальных связей позволила кураторам учебной группы расширить границы сотворчества в управлении. Для создания комфортной среды «разные» и «равные» была издана рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Инструментом тиражирования инновационной деятельности профессионального образования и ее результатов является онлайн-школа «Инновации профессионального образования Хабаровского края» (https://innovation-spo27.ru/). Онлайн площадка создана для анонсирования инновационных продуктов, информирования широкого круга заинтересованных лиц, а также координирования авторов и потенциальных заказчиков, желающих использовать лучшие практики в своей педагогической деятельности [2].

Таким образом, в ходе совместной деятельности Хабаровского института развития образования и инновационными площадками края выстроена модель взаимодействия науки и практики в образовании, которая представляет собой диалог «практико-ориентированной науки и науко-ориентированной практики».

В 2023 году координационная поддержка деятельности инновационных площадок в сфере профессионального образования Хабаровского края ориентирована на выделение инновационной деятельности как самостоятельного и самоценного процесса в деятельности профессиональных образовательных организаций и создание инновационных продуктов, транслируемых в массовую педагогическую практику профессионального образования (Рис. 2).

Перспективы координации деятельности краевых инновационных площадок профессионального образования

Рис. 2. Перспективы координации деятельности краевых инновационных площадок профессионального образования

Литература:

  1. Кузнецова, Д. С. Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 1–7.
  2. Кузнецова, Д. С. Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 1–6.
Задать вопрос