В статье автор рассматривает различные определения понятия «межличностный конфликт», его особенности, различные способы урегулирования конфликтов, а также применение трансактного анализа для предотвращения и разрешения конфликтов.
Ключевые слова: межличностный конфликт, трансактный анализ, коммуникативный стимул, конфликт, коммуникативный ответ, трансакция.
Практически каждый день человек сталкивается с социумом. Растёт и развивается в обществе, взаимодействуя с личностями. Однако общение между людьми не всегда бывает бесконфликтным. У каждого из нас есть собственное мнение, жизненные позиции, интересы и ценности, которые нам приходится отстаивать, если кто-либо посягает на них. Таким образом, возникают межличностные конфликты, которые стали предметом изучения для различных исследователей.
Конфликт между личностями во время их взаимодействия можно объяснить по-разному. Немецкий психолог К. Левин вводил понятие «межличностный конфликт» и считал его столкновением собственных потребностей человека с внешними вынуждающими силами [3, с. 544].
Г. И. Козырев видел межличностные конфликты как столкновение отдельных личностей с разными желаниями и стремлениями [6, с. 240].
Н. В. Гришина определяла межличностные конфликты как ситуации противостояния, воспринимаемые участниками как значимые психологические проблемы, которые требуют разрешения и активного участия сторон [3, с. 544].
Межличностные конфликты имеют следующие особенности:
- Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
- Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
- Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
- Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью, охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
- Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями [4, с. 384].
Таким образом, межличностный конфликт можно определить как столкновение, противоборство личностей в процессе их взаимодействия, при котором хотя бы одна из сторон считает действия другой как угрозу интересам, ценностям. Особенности межличностных конфликтов включают прямое столкновение людей, разнообразные причины, высокую эмоциональность и затрагивание интересов не только конфликтующих сторон, но и их окружения.
Анализируя конфликтные ситуации, важно иметь набор инструментов, который поможет достичь взаимопонимания и преодолеть разногласия. Для разрешения межличностных конфликтов существует несколько методов и подходов, таких как переговоры, медиация, арбитраж и трансактный анализ.
Переговоры представляют собой обсуждение спорных вопросов с целью достижения согласия.
Медиация — это посредничество при урегулировании споров, когда стороны добровольно стремятся к взаимоприемлемому решению.
Арбитраж предполагает разрешение конфликтов третьими лицами, которые назначаются сторонами или согласно закону, и выносят обязательные рекомендации [5, с. 56].
Сущность трансакционного анализа заключается в изучении состояний Я, которые представляют собой целостные системы мыслей и чувств, проявляющиеся в соответствующих моделях поведения. Каждый человек проявляет три типа состояний Я (эго-состояний) [2, с. 608].
Я-Родитель (Р), в этом состоянии человек чувствует, думает, действует и реагирует так, как один из родителей в своем детстве. Это состояние Я активно, например, при воспитании собственных детей. Даже не находясь в этом состоянии, оно продолжает влиять на поведение человека, выполняя функции совести.
Я-Взрослый (В), в этом состоянии личность объективно оценивает окружение, рассчитывает на свои возможности и вероятности тех или иных событий, опираясь на свой прошлый опыт. Взрослый функционирует как компьютер. Взрослое Я состояние примиряет в себе Я-Родителя и Я-Ребенка.
Я-Ребенок (Я-Дитя) (Д). У каждого человека внутри есть маленький мальчик или девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают точно так, как он или она поступали, будучи ребенком определенного возраста.
Вступая в общение с людьми, мы посылаем коммуникативный стимул. Когда нам отвечают, мы получаем коммуникативный ответ. Трансактный анализ позволяет понять, из какого эго-состояния мы посылаем коммуникативный стимул и из какого Я-состояния отвечает наш собеседник.
Трансакции делятся на несколько видов: параллельные , пересекающиеся и скрытые . Проиллюстрируем это на рис 1.
Рис. 1. Виды трансакций [2].
Параллельными называются трансакции, при которых коммуникативный стимул дополняется коммуникативным ответом. Например, стимул «Через сколько минут мы начнём?», ответ «Через десять минут». Данные реплики исходят из Взрослого Я-состояния. При таком виде взаимодействия конфликты не происходят.
Конфликт возникает при пересекающихся трансакциях. В таких случаях на стимул приходится неожиданный ответ. Например, стимул «Подай мне, пожалуйста, салфетку», ответ «Сам встать и взять не можешь!?». Просьба исходит из Взрослого эго-состояния, а вот ответ из Родительского. Такое взаимодействие начинается с колких фраз и может закончиться хлопаньем двери или сломанными предметами.
С помощью трансактного анализа становится возможным идентифицировать эго-состояния, из которых происходит коммуникация в рамках конфликта. Это позволяет людям осознать свои собственные реакции, понять, какие эго-состояния активизируются у них и у других участников противоборства, а также распознать скрытые трансакции, которые могут влиять на взаимодействие [7, с. 184-185].
Важным является точное определение эго-состояния собеседника, в соответствии с которым он и принимает решения. Это знание позволит спрогнозировать действия собеседника, тем самым незаметно управлять им, с помощью способа включения его в нужную позицию.
В заключение, межличностные конфликты являются неизбежными взаимодействиями в обществе. Они могут быть успешно разрешены с помощью различных методов, и трансактный анализ играет важную роль в понимании динамики и эмоциональных аспектов этих противоречий. Он помогает не только разрешить имеющиеся конфликты, но и развить навыки, необходимые для предотвращения последующих столкновений. Умение управлять собственными реакциями и понимать эго-состояния собеседников способствует созданию здоровых и гармоничных взаимоотношений.
Литература:
- Бабосов Е. М. Конфликтология — Минск, 2000.
- Берн Э. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. — Москва: Эскимо, 2022.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
- Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009.
- Кириллова М. К. Технологии урегулирования конфликтов: Учебно-наглядное пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015.
- Козырев Г. И. Основы конфликтологии. 2-ое издание.- М., Инфра — М, 2010.
- Чунихина, В. И. Применение трансактного анализа в психопрофилактике конфликтов у молодых супружеских пар / В. И. Чунихина // Modern Science. — 2022.