Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерных программ, мессенджеров и др.) для проектирования и проведения занятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маслова, О. С. Использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерных программ, мессенджеров и др.) для проектирования и проведения занятий / О. С. Маслова, И. В. Сидоренко, А. Н. Безуглова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104831/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы объясняют, что такое информационно-коммуникативные технологии, формулируют цели и результаты их использования.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, обучение, педагогическая деятельность, дети с особыми образовательными потребностями.

На данный момент информационно-коммуникативные технологии играют всё большую и большую роль практически во всех сферах жизни и деятельности человека, в том числе профессиональной. Систему образования данная тенденция тоже не обошла стороной. В последние десятилетия профессиональная деятельность педагогического работника очень сильно изменилась именно в сторону активного использования информационно-коммуникативных и дистанционных технологий в образовании.

Информационно-коммуникационные технологии или ИКТ, по мнению Д. Ш. Матроса, — это “технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. Этот широко используемый термин включает в себя все технологии, используемые для общения и работы с информацией” [3].

Современная система образования имеет неразрывную связь с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Так, рука об руку идут уже устоявшаяся и проверенная временем традиционная система образования, и совсем недавно появившаяся форма обучения — дистанционная. Дистанционная форма обучения, в свою очередь, оставляет сохранными уже известные образовательные технологии, методы, формы и другие средства традиционного обучения, но при этом, активно использует образовательные платформы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Использование ИКТ в обучении, как полагает И. В. Роберт, помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:

— формирование устойчивой мотивации;

— активизация мыслительных способностей учащихся;

— привлечение к работе пассивных учеников;

— повышение интенсивности учебного процесса;

— обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;

— обеспечение учебного процесса современными материалами; приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;

— реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;

— активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

— обеспечение гибкости процесса обучения [2].

Также, по мнению И. В. Роберт, “при дидактически правильном подходе ИКТ могут помочь педагогу в работе с ребенком посредством того, что компьютер активизирует внимание обучающихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы. мышление, внимание, развивает воображение и фантазию” [2].

Использование современных информационно-коммуникативных технологий при организации образовательного процесса нашло очень яркое отражение на реализации принципа наглядности, который, в свою очередь, является одним из важнейших принципов педагогики.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей, в частности детей с РАС, в получении информации, в удержании внимания детей на преподаваемом материале.

Как отмечает Е. С. Полат, использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности предполагает:

1. Создание:

— учебно-методических пособий (игры, проекты, презентации, материалы тематических мероприятий);

— условий для интеллектуального развития школьников; интеграции образовательного процесса;

— «копилки» педагогического опыта интеграции образовательного процесса,

— разработки программы обучения детей школьного возраста;

— развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;

2. Использование Интернет-ресурсов, что позволит решить ряд задач при подготовке к образовательному процессу, для ознакомления с новыми методиками:

— дополнительная информация, которой нет в книгах;

— красочно иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы, клипы);

— сетевые электронные ресурсы — это способ распространения новых методических находок и новых дидактических пособий, способ общения и обмена информацией, доступный педагогам независимо от их места проживания и уровня дохода [1].

По сравнению с традиционными образовательными и коррекционно-развивающими формами, компьютерные технологии обладают несколькими важными преимуществами, а именно:

— информация, которая появляется на экране компьютера в игровой форме, вызывает у детей больший интерес и вовлеченность;

— предъявляемый образный тип информации в большей степени понятен ребенку, чем одни лишь вербальные разъяснения;

— движения, звук и анимированные элементы на более длительный период привлекают внимание ребенка;

— предоставляется возможность индивидуализации обучения;

— ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

— позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

— компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки. получение обратной связи от ребенка (благодаря тому, что он сам выбирает картинку с ответом, нужное предложение пли слова, в зависимости от вопроса, стоящего перед ним) [3].

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей норма не должна превышать 15 минут.

В рамках педагогической деятельности, в процессе обучения, можно использовать:

— электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);

— видеосвязь;

— образовательные платформы;

— сайты с видеоуроками;

— социальные сети, мессенджеры.

Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс усвоения ребенком учебного материала, помогает ему преодолеть трудности в общении, раскрывает его способности, расширяет круг интересов.

Литература:

  1. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования / Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва: АСНДЕМА, 2018. — 203 c. — Текст: непосредственный.
  2. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. — Москва: Школа-Пресс, 2014. — 187 c. — Текст: непосредственный.
  3. Матрос, Д. Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу / Д. Ш. Матрос. — Текст: непосредственный // Информатика и образование. — 2017. — № 8. — С. 35–41.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, педагогическая деятельность, ребенок, ИКТ, учебный процесс.


Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

Система работы по использованию...

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей [4, с. 53].

Организационно-педагогические условия использования...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, процесс обучения, возможность, информационное общество, компьютер, различный вид контроля, средство новых, сфера образования.

Использование современных...

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей...

Информатизация в сфере образования является естественным и необходимым процессом, который предполагает использование современных информационных технологий в учебных заведениях, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.

Организационно-педагогические условия развития...

Основные элементы модели информационно-образовательная среда, непрерывное образование, развитие ИКТ-компетентности педагога в ОУ, педагогический процесс, ученик и учебная деятельность, личность педагога.

Образовательный процесс детского сада в условиях...

Таким образом, ИКТ даёт возможность в детском саду обогатить образовательный процесс, повысить его эффективность, делает обучение детей более ранним. ИКТ — средство обучения и коммуникации, необходимое для дальнейшего развития дошкольного образования.

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным...

Использование информационно-коммуникационных...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся...

Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном...

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ — одна из. ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный образовательный процесс, программное...

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, функциональная грамотность, реализованная деятельность, классификация средств, педагогическая практика, образовательная деятельность, методическое назначение, обучение.

Система работы по использованию...

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей [4, с. 53].

Организационно-педагогические условия использования...

учебный процесс, ИКТ, образовательный процесс, процесс обучения, возможность, информационное общество, компьютер, различный вид контроля, средство новых, сфера образования.

Использование современных...

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей...

Информатизация в сфере образования является естественным и необходимым процессом, который предполагает использование современных информационных технологий в учебных заведениях, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.

Организационно-педагогические условия развития...

Основные элементы модели информационно-образовательная среда, непрерывное образование, развитие ИКТ-компетентности педагога в ОУ, педагогический процесс, ученик и учебная деятельность, личность педагога.

Образовательный процесс детского сада в условиях...

Таким образом, ИКТ даёт возможность в детском саду обогатить образовательный процесс, повысить его эффективность, делает обучение детей более ранним. ИКТ — средство обучения и коммуникации, необходимое для дальнейшего развития дошкольного образования.

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным...

Использование информационно-коммуникационных...

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся...

Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном...

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ — одна из. ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный образовательный процесс, программное...

Задать вопрос