Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Шихшабеков, С. М. Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя / С. М. Шихшабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104768/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в процессе вокального становления будущего певца.

Ключевые слова: вокал, музыкальное обучение, музыкальное образование, организация, технологии, исполнительская деятельность, вокальная техника.

The article examines the theoretical aspects of the organization of complex musical training of a future vocal performer, in the context of comparing content, structure and technologies. The features of the systematic organization of training in the process of vocal formation of the future singer are presented.

Keywords: vocal, music training, music education, organization, technology, performance, vocal technique.

Системное воспитание профессиональных качеств будущего вокального исполнителя представляет собой сложный процесс, который требует организации в различных сферах теоретической и практической реализации, что в настоящее время требует от педагогов осознанного восприятия поставленной проблемы.

Музыкальное образование представляет собой сложную структуру, которая ориентирована на достижение множества результатов, значимых для общества, культуры и искусства. В связи с этим, обучение музыке — это не только возможность овладеть навыками игры на музыкальных инструментах, пению, но и обогатить свой внутренний мир посредством приобретения знаний о культуре, искусстве, музыке, а также стать частью общества. Музыкальные способности можно развить, но их нельзя заложить в человека с рождения. Их можно только развить с помощью специальных методик.

Музыкальное исполнительство представляет собой сложную форму творческой деятельности, требующей практического опыта, слуховых и эстетических представлений, а также теоретической подготовки.

Вокальный исполнитель — это обладатель комплекса психических, физических и музыкальных знаний и умений, которые позволяют человеку быть разносторонне развитой личностью в рамках обозначенного направления деятельности. Только после обучения, на основе приобретенных знаний и навыков, человек становится певцом. Певческие навыки можно развивать всю жизнь. Но если человек хочет добиться каких-то высот, он должен начать заниматься уже с раннего возраста.

Например, если ребенок хочет научиться петь, то ему уже в раннем возрасте можно начинать заниматься, важно начать развивать вокальные данные ребенка при наличии заинтересованности и мотивации. Для этого необходимо правильно подобрать педагога, выбрать репертуар музыкальных произведений, которые планируется выучить. Вместе с тем, индивидуальная составляющая исполнительского обучения не единственная в процессе становления будущего вокального исполнителя.

Важное значение представляет и хронологическая организация учебного процесса, чтобы он был размеренным, системным и не хаотичным, так как освоение множества знаний, умений и навыков требует последовательности и осознанной готовности. С другой стороны, учебный процесс должен быть организован так, чтобы у обучающихся складывалось ощущение успеха, радостное настроение от общения с педагогами, учениками и родителями. Поэтому важной задачей является создание условий для развития коммуникативных умений, умения общаться со взрослыми и сверстниками, что соответствует требованиям нормативным образовательным стандартам, а также способствует положительному мотивационному настрою.

Значимо понятие «режим занятий», что включает в себя как общее количество необходимого времени, так и распределение его в течение рабочего дня, определение порядка и последовательности изучаемых предметов и содержания учебного материала, последовательности и количества учебных часов, необходимых для изучения каждого предмета, а также и другие показатели. В углубленном описании тематической организации дисциплин это выражается и в количество часов на самостоятельную работу, а также рекомендованном количестве часов в день на подготовку домашнего задания.

В качестве примера — для студента музыкального колледжа режим занятий определяется и утверждается приказом директора колледжа. В него входят все виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов. Режим занятий студентов музыкального колледжа, как правило, определяется расписанием занятий, которое разрабатывается и утверждается директором колледжа по предложению декана факультета, согласованному с заместителем директора по учебной работе, и доводится до сведения студентов на первой лекции в начале семестра.

В современном мире, большую роль играют информационные и телекоммуникационные технологии, что представляет собой существенный инновационный ресурс по организации новых форм образовательного взаимодействия.

Вместе с тем преобразование обучения на уровне содержания и форм требует инноваций, которые способствуют большим затратам, поэтому не все образовательные заведения могут себе позволить их внедрение. Как показывают результаты социологических исследований, некоторые учебные организации не имеют возможности осуществлять свою деятельность на должном уровне в силу отсутствия современного оборудования, дефицитности квалифицированных кадров, а также из-за отсутствия или недостаточного финансирования.

Однако, наличие доступных технологических ресурсов в современном мегаполисе позволяет организовывать новые формы реализации музыкального обучения вокалу с применением таких технических средств, как компьютер, смартфон, планшет, аудио и видеоплеер и т. п.

В качестве примера возможна организация видеоуроков по вокалу в учебном процессе, а также в разных видах смежных предметов (уроки сольфеджио, уроки музыкальной литературы, уроки по курсу «Элементарная теория музыки»).

Особенности использования цифровых технологий в вокальном обучении детей и взрослых, обосновывает важность создания собственных учебных материалов, в том числе, видеоуроков, показывает преимущества использования компьютерных технологий и их место в образовательном процессе, однако специфика музыкального обучения требует подбора целесообразной конфигурации. Особое внимание важно уделять способам оценки эффективности использования видеоурока, что важно в понимании целесообразности данной технической поддержки.

Организация условий для системного воспитания профессиональных качеств будущего вокального исполнителя характеризуется множеством аспектов, хронологической, технологической, социальных составляющих, что определяет значение данного процесса в музыкальной педагогике.

Литература:

  1. Афанасьев, В.В., Грибкова, О.В., Кудринская, И.В., Левина, И.Д., Низамутдинова, С.М., Потапов, Д.А., Уколова, Л. И. Развитие творческого потенциала будущего педагога-музыканта в социокультурной среде вуза: Монография. — М., 2022.
  2. Вязников, А.В., Малащенко, В.О., Малащенко, И. Ю. Специфика профессиональной подготовки современного педагога-музыканта в условиях информатизации общества // Искусство и образование. 2020. № 2 (124). С. 139– 147.
  3. Гогин, А.Б., Григорьева, Е.Н., Ковалев, Г.Н., Малащенко, В.О., Маняхина, В.Г., Пантелеева, Н. Г. Организационное и кадровое обеспечение конкурсных мероприятий в системе среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 30–38.
  4. Грибкова, О. В. Значение музыкального образования в современной школе // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 4. С. 102–108.
  5. Калимуллина, О.А., Гайдамашко, И. В. Подготовка молодых специалистов в системе современного образования: вектор поликультурной парадигмы // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 66–71.
  6. Малащенко, В. О., Антонова, М. А., Цзян, Ш. Портативные средства звукозаписи в музыкально-исполнительской практике студентов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022. № 2. С. 383–394.
  7. Малащенко, В.О., Антонова, М.А., Цзян, Ш. Моделирование технологических условий дистанционного музыкального обучения // Искусство и образование. 2022. № 2 (136). С. 21–27.
  8. Малащенко, В. О. Практика применения системы многоканального звуковоспроизведения в классе электронных клавишных музыкальных инструментов // Искусство и образование. 2018. № 1 (111). С. 64–72.
  9. Малащенко, В. О., Титов, А. А. Практика применения компьютерных программ MIDI-секвенсоров в классе электронных клавишных инструментов // Искусство и образование. 2017. № 6 (110). С. 47–55.
  10. Уколова, Л. И. Историческая ретроспектива построения педагогически организованной музыкальной среды: сущность, формы и методы // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 3. С. 20- 35
Основные термины (генерируются автоматически): вокальный исполнитель, музыкальное обучение, учебный процесс, будущий вокальный исполнитель, музыкальное образование, музыкальный колледж, профессиональное качество будущего, ранний возраст, системное воспитание, учебная работа.


Ключевые слова

технологии, организация, музыкальное образование, исполнительская деятельность, вокал, музыкальное обучение, вокальная техника

Похожие статьи

Современные требования в области подготовки специалистов...

...отнести и к качеству музыкально-инструментальной подготовки педагога-музыканта в вузе.

Профессиональные функции: общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие

7. Применение теоретических знаний в музыкально-исполнительской деятельности.

Мы сможем поднять музыкальное образование на достойную профессиональную ступень и через...

Современные подходы к вокальному обучению детей

К стилевому подходу в музыкальном образовании обращались: Ю. Б. Алиев, Н. А. Голубева

Важную роль в процессе обучения пения играет применение культурологического подхода

Будницкая, Т. А. Стилевой подход в профессиональной вокально-джазовой подготовке

Зюзина, О. А. Интегративный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у...

Особенности работы педагога-вокалиста в классе постановки...

На II курсе продолжается работа над звукообразованием и формирование вокального слова.

Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен.

Знания о работе голосового аппарата, о качестве вокального звучания, о способах его.

Процесс вокально-хорового воспитания должен пронизывать основной принцип клубной.

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

В высших учебных заведениях страны уже начался процесс открытия специальных

Поэтому задача обучения детей и подростков умению «петь телом» на сегодняшний день

Каждый возраст, как известно, требует особых методических подходов в вокальном воспитании.

о сказках» и 18 подростков в возрасте 13-16 лет для работы в музыкальном спектакле «Привет!

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном

Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в

Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих

В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке...

Формирование музыкальной культуры студентов

И потому формированию музыкальной культуры у будущих специалистов путем

Все больше в учебный процесс входит современная музыка, студенты выступают на фестивалях

Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания — М.: 1991.

В связи с этим, учебно-воспитательный процесс в музыкальном колледже при заданных образовательным...

Возможность применения интерактивного обучения...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами.

Занятие — встреча с интересными людьми (дирижёрами, композиторами, исполнителями).

— усвоения содержания учебной вокально-хоровой работы в условиях диалога и со-бытийной

Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков

Так система дополнительного музыкального образования детей рассчитана на 7 лет и 5 лет обучения и

9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки...

Музыкальное образование старшеклассников...

Старший школьный возраст (или период ранней юности) – период жизни и развития человека от 15

Вопросы методики музыкально-эстетического образования и воспитания участников

Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Кн. для учителя.

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки...

Похожие статьи

Современные требования в области подготовки специалистов...

...отнести и к качеству музыкально-инструментальной подготовки педагога-музыканта в вузе.

Профессиональные функции: общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие

7. Применение теоретических знаний в музыкально-исполнительской деятельности.

Мы сможем поднять музыкальное образование на достойную профессиональную ступень и через...

Современные подходы к вокальному обучению детей

К стилевому подходу в музыкальном образовании обращались: Ю. Б. Алиев, Н. А. Голубева

Важную роль в процессе обучения пения играет применение культурологического подхода

Будницкая, Т. А. Стилевой подход в профессиональной вокально-джазовой подготовке

Зюзина, О. А. Интегративный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у...

Особенности работы педагога-вокалиста в классе постановки...

На II курсе продолжается работа над звукообразованием и формирование вокального слова.

Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен.

Знания о работе голосового аппарата, о качестве вокального звучания, о способах его.

Процесс вокально-хорового воспитания должен пронизывать основной принцип клубной.

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

В высших учебных заведениях страны уже начался процесс открытия специальных

Поэтому задача обучения детей и подростков умению «петь телом» на сегодняшний день

Каждый возраст, как известно, требует особых методических подходов в вокальном воспитании.

о сказках» и 18 подростков в возрасте 13-16 лет для работы в музыкальном спектакле «Привет!

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном

Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в

Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих

В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке...

Формирование музыкальной культуры студентов

И потому формированию музыкальной культуры у будущих специалистов путем

Все больше в учебный процесс входит современная музыка, студенты выступают на фестивалях

Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания — М.: 1991.

В связи с этим, учебно-воспитательный процесс в музыкальном колледже при заданных образовательным...

Возможность применения интерактивного обучения...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами.

Занятие — встреча с интересными людьми (дирижёрами, композиторами, исполнителями).

— усвоения содержания учебной вокально-хоровой работы в условиях диалога и со-бытийной

Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков

Так система дополнительного музыкального образования детей рассчитана на 7 лет и 5 лет обучения и

9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки...

Музыкальное образование старшеклассников...

Старший школьный возраст (или период ранней юности) – период жизни и развития человека от 15

Вопросы методики музыкально-эстетического образования и воспитания участников

Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Кн. для учителя.

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки...

Задать вопрос