Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Петрук, Е. В. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Петрук, И. А. Дубровина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104677/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам.

Ключевые слова: речевая деятельность, язык, речь, сериация, словотворчество.

Владение и понимание речи представляет собой важную составляющую социализации ребенка — приобщение его к человеческому обществу. Умение как общаться, так и рассказывать помогает дошкольнику становиться контактным, преодолевать застенчивость, развивать уверенность в своих силах.

Речевая деятельность рассматривается как особенное средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, выделение его индивидуальных способностей, качеств.

Основополагающими понятиями методики являются «язык», «речь».

Язык представляет собой систему словесных знаков, которые вырабатываются человеком и предназначены для общения.

Речь — это индивидуальный психический процесс, следовательно, темп речи зависит от индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка и развития его психических функций.

В старшем дошкольном возрасте основополагающей задачей является выявление и развитие индивидуальных способностей в речевой деятельности. Эта задача предусматривает развитие речевого творчества детей в разных формах речи: в ведении и построении диалога, придумывании творческих рассказов, сочинительстве, обсуждении игрового сюжета. Творческие проявления выявляются как в содержании, так и в средствах передачи. Например, когда ребенок сочиняет сказки, используя за основу события из личного и литературного опыта, он может творчески воображать, создавать собственные образы героев, событий, выстраивать сюжетную линию.

Важное значение в развитии речи отводится пополнению словаря детей. Так в старшем дошкольном возрасте дети упражняются в объединении в одну группу предметов, обладающих общими внутренними признаками. Главное, ребенку необходимо абстрагироваться от внешнего вида и сосредоточиться на единстве предметов, объединенных в группу. В дошкольном возрасте это возможно в процессе формирования общих понятий таких как транспорт, животные, мебель, игрушки, овощи, фрукты.

В старшей группе воспитатель работает с детьми над артикуляцией, дикцией, одновременно не забывая о выразительности речи.

В дошкольном возрасте детей знакомят с различными способами мотивированного словообразования: префиксальный, суффиксальный способы, образования сложных слов с помощью слияния основ.

Префиксальный способ образования слов осуществляется посредством приставок: «Гриб, который растет под осиной, называется…» (подосиновик); «Оля сначала пойдет в раздевалку, а обратно в группу…» (войдет). Суффиксальный способ помогает образовывать слова детенышей животных: у кошки — котенок, у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок. Активно суффиксальный способ используется в дидактической игре «Назови ласково».

Образование сложных слов возможно в упражнении: мальчик с голубыми глазами — он какой? (голубоглазый); девочка со светлыми волосами — она какая? (светловолосая). Такие упражнения в словообразовании способствуют появлению интереса у детей к самостоятельному конструированию слов — словотворчеству.

В старшей группе дети обучаются различать значение слов, отражающих характер движения (бежать — мчаться, пришел — приплелся), значения прилагательных оценочного характера (робкий — трусливый, умный — рассудительный).

Важное место отводится работе над антонимами, в ходе которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, величине, цвету, весу (старая мебель — новая, старый человек — молодой), к нейтральным словам (холодный — горячий, тяжелый — легкий).

От упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов дошкольники переходят к составлению связных высказываний, в которых используются все названные характеристики предмета, явления, героя.

Старшие дошкольники продолжают изучать грамматические формы, усвоение которых вызывает наибольшие трудности: согласование прилагательных и существительных (в особенности среднего рода), образование трудных форм глагола в повелительном наклонении.

У детей развиваются умения из ряда слов выбирать словообразовательные пары (слова, имеющие общую часть): учит, карандаш, учитель, рассказ, увлекательный, рассказывать; образовывать слово по образцу: грустно — грустный, звонко…(звонкий), светло…(светлый).

При пересказе литературных произведений ребенок обучается связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, используя интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.

Умение интересно, понятно, складно рассказывать истории — одно из важнейших достижений дошкольников. Особое место здесь занимает способность к установлению сериационных отношений, с помощью которой ребенок выстраивает последовательную картину событий произошедших с ним или героем произведения.

Сериация рассматривается как построение направленной последовательности от большего к меньшему, от простого к сложному, от начала рассказа к концу. Для составления описательного рассказа детям старшего дошкольного возраста предлагается большее количество картинок.

Умение самостоятельно составлять рассказ по содержанию картинок предполагает отображение места и времени действий, предшествующих и последовательных событий.

Составление рассказа по сериям сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказа, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказываний в связный по содержанию повествовательный текст.

В старшей группе дети придумывают рассказы, сказки об игрушках, описывают и дают им характеристики, при этом придерживаются композиции и выразительности речи. На занятиях по описанию игрушек дети предварительно рассматривают объект (какая игрушка, как называется, что можно с ней делать, как с ней играть). Вначале воспитатель дает образец рассказа. В дальнейшем он постепенно подводит детей к самостоятельному рассказыванию.

Дети учатся сочинять рассказы из личного опыта как описательные, так и повествовательные и контаминированные (смешанные). В результате работы у дошкольников формируются элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, которые обеспечивают его целостность. Важно научить ребенка осмысливать тему высказывания, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления структуры рассказа можно использовать модель круга, разделенного на три части: зеленую (начало), красную (середина), синюю (конец). Согласно этой структуре дети смогут самостоятельно составлять текст.

В пересказах могут участвовать три ребенка. Дети самостоятельно выбирают себе товарищей для совместного рассказывания, распределяют кто будет рассказывать первым — начало, вторым — середину, третьим — конец. Коллективное рассказывание повышает ответственность каждого, кто в нем участвует. Внимание слушающих постоянно концентрируется на рассказчике, что создает наиболее благоприятную обстановку для оценки. Этот методический прием особенно удобен для начала учебного года. Дети пересказывают небольшими фрагментами, и на одном занятии можно спросить до 12 человек, остальные участвуют в оценке их рассказов.

Старшие дошкольники учатся понимать и правильно употреблять термины «слово», «звук», «слог», «ударение»; выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание; самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавая звуки и слоги как его элементы.

Некоторые игры («Назови конец слова», «Отгадай слово» и др.) знакомят детей с тем, что в слове есть начало и конец; с их помощью дети учатся самостоятельно находить слова, начинающиеся со слога, которым предложенное слово заканчивается.

Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе.

В заключении, важно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок в достаточной мере владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, выделяет звуки в словах. Так, речевое развитие становится одним из приоритетных направлений полноценного развития дошкольника.

Литература:

  1. Веракса, Н. Е. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред.- сост. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.-560с.
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Уебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2019. — 464с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
  3. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5–6 лет. Старшая группа/ Под ред. Ушаковой О. С.- М.: ТЦ Сфера, 2021. — 288с. — (Развиваем речь).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, рассказ, речевая деятельность, старшая группа, старший дошкольный возраст, суффиксальный способ, дошкольный возраст, повествовательный текст, речевое развитие.


Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги | Статья в сборнике международной научной...

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Речь — одно из основных направлений...

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

У 24 % детей старшего дошкольного возраста определен низкий уровень развития связной. Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая. Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит.

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

В младшей группе нет специального раздела об обучении рассказыванию. С детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу. Дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей.

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

В исследовании Л. А. Пеньевской «Рассказывание детей старшей группы детского сада как средство обучения связной речи» подчеркивается, что содержание своих рассказов дети черпают из непосредственных впечатлений окружающей действительности.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание: Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева.

Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание: Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте / О. А. Веснина.

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием...

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

У 24 % детей старшего дошкольного возраста определен низкий уровень развития связной речи. Такие дошкольники пересказывают рассказ и составляют рассказ только с помощью взрослого. У детей лексический запас ниже возрастной нормы.

Развитие речи в разных видах детской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание: Зотеева, В. В. Речевое развитие дошкольников / В. В. Зотеева.

— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги | Статья в сборнике международной научной...

ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. Речь — одно из основных направлений...

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

У 24 % детей старшего дошкольного возраста определен низкий уровень развития связной. Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая. Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит.

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

В младшей группе нет специального раздела об обучении рассказыванию. С детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу. Дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей.

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

В исследовании Л. А. Пеньевской «Рассказывание детей старшей группы детского сада как средство обучения связной речи» подчеркивается, что содержание своих рассказов дети черпают из непосредственных впечатлений окружающей действительности.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание: Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева.

Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание: Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте / О. А. Веснина.

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции.

ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, родной язык, развитие, прием...

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

У 24 % детей старшего дошкольного возраста определен низкий уровень развития связной речи. Такие дошкольники пересказывают рассказ и составляют рассказ только с помощью взрослого. У детей лексический запас ниже возрастной нормы.

Развитие речи в разных видах детской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Речевое развитие дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Библиографическое описание: Зотеева, В. В. Речевое развитие дошкольников / В. В. Зотеева.

— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

Задать вопрос