Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 16328 раз

Библиографическое описание:

Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56107/ (дата обращения: 24.04.2024).



Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рассмотрим критерии речевого развития подробнее.

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2) Для обогащения активного словаря важна работа над формированием усвоения словообразования и словоизменения [3].

3) В своей работе В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко отмечают, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один из этапов перетекает в другой [4].

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления.

На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы).

На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов).

4) Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творчества старших дошкольников [7]. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д.

5) Для формирования фонематического восприятия необходимо развивать слуховое и зрительное внимание, память, формировать понятия «звук», «гласные звуки»; обучать умению выделять звуки из начала слова, работать над темпом и ритмом речи [3].

6) В своей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. к. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей.

4dh04kaouly3t19l77) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.

Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами.

Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.

К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.

Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.

В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.;

− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок);

− самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).

Во второй младшей группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;

− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).

В средней группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);

− способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога;

− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).

В старшей и подготовительной группах:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);

− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);

− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);

− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).

При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

− повышается речевая активность детей;

− дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению. Антонова Ю. В., рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры, игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик и др. [2].

Киселева Л. С. считает, что «используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Главная задача — помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами» [5].

О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальные развлечения, театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками, проблемные ситуации, обсуждения способствуют развитию речи дошкольников [6].

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:

− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;

− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;

− педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Антонова Ю. В. Игры для всей семьи, или долой скуку. — М.: Издательство Лада/Москва, 2010г.
  3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
  4. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 48с.
  5. Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: Аркти, 2005–96 с.
  6. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6
  7. Школа сказок. http://www.trizminsk.org
Основные термины (генерируются автоматически): средство общения, правильная речь педагога, ребенок, речевое развитие, формирование речи, возрастная группа, детская литература, дошкольный возраст, монологическая речь, речевое взаимодействие.


Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Важным условием развития монологической речи детей является формирование

Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Особенности развития монологической речи современных...

В статье рассматриваются исследования М. В. Ильяшенко, А. М. Леушиной, С. А. Овсянниковой, посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной, М. В. Довидович...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

А речь формируется в общении, и это факт. Подход к речи ребенка с позиций анализа

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и...

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах...

Консультация для педагогов «Развитие связной...»

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Вспомним виды речи. Разговор двух или нескольких лиц называется

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого педагога присутствовали разнообразные слова...

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка

Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего...

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Важным условием развития монологической речи детей является формирование

Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Особенности развития монологической речи современных...

В статье рассматриваются исследования М. В. Ильяшенко, А. М. Леушиной, С. А. Овсянниковой, посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной, М. В. Довидович...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

А речь формируется в общении, и это факт. Подход к речи ребенка с позиций анализа

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и...

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах...

Консультация для педагогов «Развитие связной...»

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Вспомним виды речи. Разговор двух или нескольких лиц называется

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи самого педагога присутствовали разнообразные слова...

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка

Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим

связная речь, монологическая речь, дошкольный период, речевое развитие, свободное общение

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего...

Задать вопрос