Особенности адаптации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы к условиям ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Юракова, Е. Г. Особенности адаптации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы к условиям ДОУ / Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104631/ (дата обращения: 17.12.2024).



Наиболее типичными признаками ППНС у детей раннего возраста является выраженное преобладание, торможения или возбуждения, нарушение способности к адекватному, целесообразному реагированию на изменения условий внутренней или внешней среды. Известно, что наиболее ярко патологические признаки нарушения деятельности ЦНС проявляются в периоды возрастания психической или физической нагрузки на организм ребёнка.

Адаптация организма к новой среде обитания обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными во времени и пространстве и соподчиненными между собой специализированными функциональными системами.

В развитии физиологической адаптации прослеживается два этапа:

 начальный этап — «срочная», но не совершенная адаптация.

Важнейшая черта этого этапа адаптации состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей, при почти полной мобилизации функционального резерва и далеко не в полной мере обеспечивает необходимый адаптационный эффект.

 последующий этап — совершенная долговременная адаптация. Возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды. Он развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенно организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный.

Адаптационные реакции различаются не только в зависимости от этапа, но также определяются возрастом ребенка. Г. К. Ушаков (1973), В. В. Ковалев (1984), выделили четыре основных возрастных уровня реагирования в детском возрасте: соматовегетативный (0–3года), психомоторный (4–10 лет), аффективный (7–12 лет), эмоционально-идеаторный (12–16 лет), которые отличаются преимущественными для определенного возраста формами реакций и поведения. В раннем возрасте преобладают соматовегетативные реакции, заключающиеся в преобладании в ответ на действие внешнего или внутреннего дестабилизирующего фактора комплекса реакций со стороны соматической и вегетативной системы. В связи с тенденцией к генерализации реакций, у детей раннего возраста в структуру адаптационных реакций входят изменение состояния кожного покрова (покраснение, бледность, мраморность кожи, повышенная потливость), нарушение работы сердечно-сосудистой системы (тахикардия, аритмия), желудочно-кишечного тракта (боли в животе, запоры, поносы, рвота). При нарушении процесса адаптации либо при действии слишком длительного по времени или сверхсильного фактора, по отношению к которому адекватная адаптация невозможна, в состоянии ребенка могут развиваться стойкие отрицательные изменения — снижение массы тела, нарушение аппетита или формулы сна, распад сформированных навыков.

Периодами раннего детства, в ходе которых максимально напряжены адаптационные резервы организма, является этап новорожденности, а также поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Поступление в дошкольное учреждение (ДОУ) также можно рассматривать как этап напряжения адаптационных механизмов. В жизни ребенка происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 8 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. В период адаптации к ДОУ происходит переделка динамического стереотипа, ранее сформированных привычек и, помимо иммунной, физиологической ломки, преодоление психологических преград, вызывающих стресс.

В возрастной психологии выделяют три фазы адаптационного процесса детей к условиям ДОУ: острая, подострая и фаза компенсации.

  1. Острая фаза. Длится в среднем один месяц и сопровождается разнообразными колебаниями: в соматическом состоянии отмечается снижение веса, снижение аппетита, нарушение сна, частые респираторные заболевания, в психическом состоянии — регресс в речевом развитии, трудности в поведении.
  2. Подострая фаза . Длится 3–5 месяцев и характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.
  3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, дети преодолевают указанную выше задержку в развитии.

Процесс адаптации детей с последствиями ППНС к условиям ДОУ, имеет ряд специфических особенностей, проявления которых могут служить объективными диагностическими маркерами.

При включении в группу детского сада ребенка, в анамнезе которого есть указания на ППНС, следует особенно тщательно отслеживать процесс адаптации, что позволит предотвратить или минимизировать патологические последствия. Как правило, признаки дезадаптации детей можно увидеть уже на первом этапе вхождения в детский коллектив. Помимо сигнальной ценности они могут также иметь диагностическое значение, а информация о протекании процесса адаптации может быть использована в дальнейшем при обеспечении психологического сопровождения ребенка на этапе поступления в школу. Дифференциальную диагностику особенностей процесса адаптации у детей дошкольного возраста с последствиями ППНС можно проводить, опираясь на следующие параметры:

 физиологические проявления адаптации и дезадаптации (наиболее объективные данные можно получить при рассмотрении вегетативных проявлений: температура тела, состояния дневного сна и аппетита, навыки опрятности);

 поведенческие особенности;

 психологические особенности (эмоциональные и когнитивные составляющие).

Литература:

  1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука. 1998–270 с.
  2. Володин Н. Н., Рогаткин С. О., Шкловский В. М., Асмолова Г. А. Формализованные подходы к оценке нервно-психического развития раннего возраста с перинатальной патологией//Российский Вестник перинатологии и педиатрии. — 2003. — № 6.
  3. Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом//Российские педиатрические журнал. — 2001. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, фаза компенсации.


Похожие статьи

Особенности работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности организации музыкально-образовательной среды как необходимого условия для развития способностей и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями

Теоретический аспект изучения необходимости коррекционно-педагогической помощи детям с челюстно-лицевыми патологиями в процессе социальной адаптации

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Похожие статьи

Особенности работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности организации музыкально-образовательной среды как необходимого условия для развития способностей и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями

Теоретический аспект изучения необходимости коррекционно-педагогической помощи детям с челюстно-лицевыми патологиями в процессе социальной адаптации

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Задать вопрос