Кризис творческого метода режиссера Уэса Андерсона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.07.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Борщенко, А. А. Кризис творческого метода режиссера Уэса Андерсона / А. А. Борщенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104605/ (дата обращения: 08.05.2024).



Основное внимание в статье уделяется анализу творческого метода американского режиссера Уэса Андерсона. В статье исследуются характерные методы создания кинематографической вселенной режиссера на примерах построения цвета и звука, симметричной композиции, четко обозначенных движений камеры и других составляющих визуального языка и различных технических аспектов в работах режиссера. Целью данной статьи является исследование перспектив развития режиссерского стиля. Результаты исследования позволяют лучшие понять уникальный подход Уэса Андерсона к кинопроизводству и осмыслить значимость его вклада в современное кинематографическое искусство. В данной статье также представлены прогнозы тенденций творческого развития режиссера.

Ключевые слова: Уэс Андерсон, современный кинематограф, кино, симметрия, постмодернизм, Голливуд, авторское кино, Отель «Гранд Будапешт», «Королевство полной Луны», «Французский вестник».

Фильмография Уэса Андерсона хорошо известна своим самобытным ни на что не похожим стилем. Визуальный язык его фильмов довольно сильно отличается от работ других режиссеров. Более того, темы и приемы, которые использует У. Андерсон на протяжении всей своей карьеры в кинематографе, очень схожи между собой — это и симметричная постановка сцены, использование ретро рок и поп-музыки, а также присутствие ярких театральных декораций и костюмов, тщательно спланированных движений камеры и т. д. Данные методы работы и технические приемы остаются на протяжении всей его фильмографии и становится все более узнаваемым по мере того, как У. Андерсон снимает все больше фильмов.

Сейчас Уэс Андерсон — один из наиболее заметных современных авторов в Голливуде, чей почерк в кино сразу бросается в глаза зрителю.

Киновед Марк Браунинг подчеркивает уникальный стиль фильмов У. Андерсона в своей книге «Уэс Андерсон: почему его фильмы имеют значение» [2, c. 110]. Он утверждает, что «Единственные фильмы, на которые похожи фильмы Уэса Андерсона — это другие фильмы Уэса Андерсона» и с этим высказыванием трудно не согласиться. На съёмочной площадке американский режиссер строго контролирует весь творческий процесс и всегда настаивает на определенном эстетическом конечном результате.

Общественное мнение по отношению к У. Андерсону довольно поляризировано. С одной стороны, критики уважают его визуальный язык, а с другой киноведы считают его творческий метод — «творческим застоем».

Уэс Андерсон повторяется из фильма в фильм и данный факт подмечают не только кинокритики и люди, занимающиеся исследованиями в кинематографе, но и обычные зрители. Объективно невооруженным глазом мы и сами можем заметить, что У. Андерсон, особенно в своем зрелом творчестве, при создании кино использует одни и те же приемы, будь то игра актеров, симметрия композиции или четко организованное движение камеры. Таким образом, мы подходим к тому, что творчество режиссера находится в своего рода «застое». Данное предположение попытаемся доказать и аргументировать, рассмотрев его через призму концепции «Решетки», выдвинутой американским искусствоведом Розалиндой Краусс в своем трактате «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» 1980 [1, с. 16-33]. Р. Краусс утверждает, что как только «решетка» возникает, она почти не меняется. Решетка сопротивляется развитию и в качестве примера автор приводит нидерландского художника Пита Мондриана. П. Мондриан создал ряд похожих работ, самая известная из них называется «Композиция с красным, синим и жёлтым» (1930). П. Мондриан работал в разных стилях прежде, чем найти свой собственный, но как только он его нашел, то попался в своего рода сеть или «решетку», в которой нет развития, а есть только бесконечное количество возможных вариантов переставления элементов внутри этой же самой решетки, то есть тех правил, которые художник сам себе создал. Опыт Мондриана проходящий сквозь призму концепции «решетки» мы можем попробовать наложить и на творчество Уэса Андерсона, который тоже в свою очередь однажды нашел свой уникальный стиль, к которому шел долгое время и как только его нашел, то больше от него не отклонялся. Это мы можем проследить на примерах его последних работ, начиная от «Королевства полной луны» 2012 (есть и более ранние примеры, но именно с данного фильма можно считать стиль режиссера полностью сформированным и зрелым) и заканчивая последним фильмом режиссера «Французский вестник» 2021. За пределы «решетки» в своем уже зрелом творчестве У. Андерсон никогда не выходил, то есть никогда не нарушал своих же четко обозначенных правил.

Решетка также имеет эстетический приоритет, которая ради поддержания своего эстетического облика жертвует законами природы и физики. Данное соображение отчётливо виднеется в работах режиссера, ведь вся фильмография У. Андерсона — это сплошная эстетика. Если взять самый яркий тому пример, а именно фильм «Отель «Гранд Будапешт» (2014), то мы увидим, как образуется необыкновенная Андерсоновская ностальгическая эстетика, которая далека от реальности, и скорее напоминает театральную постановку или сказку, которая базируется на основе всех его примечательных приемов таких как: яркие театральные костюмы, масштабные театральные декорации, симметрия в каждом кадре фильма, строгость движения камеры в определенных направлениях, гротескная и театральная игра актеров, винтажные цветовые эффекты [4, с. 86].

К тому же «решетка», по мнению Р. Краусс — это качество. В пример тому автор приводит творчество К. Малевича и П. Мондриана и поясняет это тем, что нельзя охарактеризовать зрелое творчество этих художников как развитие. Тем не менее отрицая развитие, невозможно отрицать качество их творчества. Данное заявление несомненно можно связать и с творчеством У. Андерсона. Неоспоримым фактом является то, что работы У. Андерсона продуманы до мелочей, начиная от костюмов и декораций, вплоть до выбора саундтреков и цветовой палитры. Его фильмы являются качественными, также благодаря «решетке», четко вымеренной системе, созданной самим автором, где каждый ход определен изначально и любое отклонение от правил невозможно.

Вследствие всего вышеперечисленного можем сделать вывод, что творчество У. Андерсона действительно не развивается в привычном нам понимании. Однако развитие все же наблюдается, правда внутри «решетки» и не выходит за ее пределы. «Решетка» является четко продуманной и структурированной системой с определенной логикой и визуальным языком, то есть эстетическим видением, решетка не способна транслировать реальность и подчиняться законам природы, она скорее показывает нам иной выдуманный мир, который живет по собственным законам, что собственно мы и можем наблюдать в кинолентах Уэса Андерсона, который продолжает создавать свою новую уникальную форму повествования в XXI веке.

Литература:

  1. Краусс, Р. Подлинность Авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс. — Москва: Издательский дом «Ад Маргинем Пресс». — 2019. — С. 11–33.
  2. Browning M. Wes Anderson: Why His Movies Matter / Mark Browning // Praeger. — 2011. — P. 103–149.
  3. MacDowell J. Wes Anderson, tone and the quirky sensibility // Routledge. 2011. P. 6–27. — URL: http://dx.doi.org/10.1080/17400309.2012.628227 (дата обращения 25.05.2023).
  4. Айан Натан. Уэс Андерсон. Аутентичные миры гениального режиссера. От «Бутылочной ракеты» до «Французского вестника» // БОМБОРA. — 2022. — С. 89–140.
Основные термины (генерируются автоматически): визуальный язык, фильм, зрелое творчество, американский режиссер, Будапешт, полная луна, работа режиссера, развитие, творческий метод, творчество.


Ключевые слова

постмодернизм, симметрия, кино, авторское кино, Уэс Андерсон, современный кинематограф, Голливуд, Отель «Гранд Будапешт», «Королевство полной Луны», «Французский вестник»

Похожие статьи

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во...

Отличительной особенностью «Новой волны» был отказ режиссеров от устаревшего стиля

В фильмах, которые снимались до «Новой волны», главными темами были власть, военные, чиновники.

Ф. Трюффо находил творчество многих режиссеров (например, Ж. Оранша) пошлым

Каждый из режиссеров этого направления внес что-то новое в развитие мирового...

Культура художественной симуляции (на примере фильма...)

Сценарий фильма «Симона» только на первый взгляд весьма прост. Режиссёр Виктор Тарански, уставший от бесконечных каприз «звезд», их требований гонорара, получает от некоего Алена Хэнка компьютерную программу, симулирующую живую актрису Симону (S1m0ne).

Использование современных технологий в работе режиссера...

В современном мире работа режиссера-постановщика тесно связана с новыми, постоянно

Ирина Эдуардовна Горюнова, «многие режиссеры из-за стремительного развития современных форм, а

Обратимся к словарю для определения понятия технологии — это «…совокупность методов и

Это технология, позволяющая с помощью видеопроекции изменять визуальные...

Режиссура и этика (из практического опыта режиссёра)

Жажда творчества и инициатива были фундаментом этой работы. Нам удалось создать настоящую креативную атмосферу постоянного творческого поиска.

Даже эта ситуация во многом тоже зависит от режиссёра и его методов и принципов работы.

Но и эти неприятные моменты профессии должны делать режиссёра и мудрее, и сильнее.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

В статье анализируются и сравниваются американский и британский сериалы, снятые по произведениям Артура

Ведь по мере создания фильма всеми режиссерами используется почти одинаковая

Стремительное развитие сюжета, основанное на рассказах Артура Конана Дойла

Ф. Трюффо находил творчество многих режиссеров (например, Ж. Оранша) пошлым...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

 Анализируется жизнь и творчество выдающихся отечественных режиссёров и теоретиков

Но, на наш взгляд, самое мощное и значимое влияние на режиссуру произвели методы К. С

Критики Вахтангова считали, что его творчество находится в разрыве с идеями

Классическая теория режиссуры, её развитие в начале XX века создала школу российской режиссуры...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве...

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова.

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Итак, мы рассмотрели три музыкальные партитуры к фильмам, снятым по произведениям М. Булгакова: «Бег» (1970 г.) режиссеров А. Алова и В. Наумова, «Собачье сердце» (1988 г.) режиссера В. Бортко и «Фуэте» (1986 г.) режиссеров Б. Ермолаева и В. Васильева.

Понятие «режиссер» в европейской лингвокультуре на рубеже...

Режиссер становится признанным автором театрального представления, творцом своей собственной художественной реальности, диктующий зрителю своё видение произведения и подчиняющий себе все составляющие театрального организма (актера, художника, музыканта).

Похожие статьи

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во...

Отличительной особенностью «Новой волны» был отказ режиссеров от устаревшего стиля

В фильмах, которые снимались до «Новой волны», главными темами были власть, военные, чиновники.

Ф. Трюффо находил творчество многих режиссеров (например, Ж. Оранша) пошлым

Каждый из режиссеров этого направления внес что-то новое в развитие мирового...

Культура художественной симуляции (на примере фильма...)

Сценарий фильма «Симона» только на первый взгляд весьма прост. Режиссёр Виктор Тарански, уставший от бесконечных каприз «звезд», их требований гонорара, получает от некоего Алена Хэнка компьютерную программу, симулирующую живую актрису Симону (S1m0ne).

Использование современных технологий в работе режиссера...

В современном мире работа режиссера-постановщика тесно связана с новыми, постоянно

Ирина Эдуардовна Горюнова, «многие режиссеры из-за стремительного развития современных форм, а

Обратимся к словарю для определения понятия технологии — это «…совокупность методов и

Это технология, позволяющая с помощью видеопроекции изменять визуальные...

Режиссура и этика (из практического опыта режиссёра)

Жажда творчества и инициатива были фундаментом этой работы. Нам удалось создать настоящую креативную атмосферу постоянного творческого поиска.

Даже эта ситуация во многом тоже зависит от режиссёра и его методов и принципов работы.

Но и эти неприятные моменты профессии должны делать режиссёра и мудрее, и сильнее.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством...

В статье анализируются и сравниваются американский и британский сериалы, снятые по произведениям Артура

Ведь по мере создания фильма всеми режиссерами используется почти одинаковая

Стремительное развитие сюжета, основанное на рассказах Артура Конана Дойла

Ф. Трюффо находил творчество многих режиссеров (например, Ж. Оранша) пошлым...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

 Анализируется жизнь и творчество выдающихся отечественных режиссёров и теоретиков

Но, на наш взгляд, самое мощное и значимое влияние на режиссуру произвели методы К. С

Критики Вахтангова считали, что его творчество находится в разрыве с идеями

Классическая теория режиссуры, её развитие в начале XX века создала школу российской режиссуры...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве...

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова.

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Итак, мы рассмотрели три музыкальные партитуры к фильмам, снятым по произведениям М. Булгакова: «Бег» (1970 г.) режиссеров А. Алова и В. Наумова, «Собачье сердце» (1988 г.) режиссера В. Бортко и «Фуэте» (1986 г.) режиссеров Б. Ермолаева и В. Васильева.

Понятие «режиссер» в европейской лингвокультуре на рубеже...

Режиссер становится признанным автором театрального представления, творцом своей собственной художественной реальности, диктующий зрителю своё видение произведения и подчиняющий себе все составляющие театрального организма (актера, художника, музыканта).

Задать вопрос