Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством кинематографа (на примере сериалов «Шерлок» и «Элементарно») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2017

Статья просмотрена: 505 раз

Библиографическое описание:

Дементьева, Я. С. Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством кинематографа (на примере сериалов «Шерлок» и «Элементарно») / Я. С. Дементьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46553/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье анализируются и сравниваются американский и британский сериалы, снятые по произведениям Артура Конана Дойла «Приключения Шерлока Холмса». Выделяются характерные особенности стран и их жителей, определяющие их культуру.

Ключевые слова: культура, кинематограф, мировоззрение, особенности народов

Всем известно, что кинематограф существует более ста лет, однако еще не была сформирована наука, которая могла бы изучить этот феномен. По большей части такое произошло из-за отсутствия системного подхода к пониманию кино и принятие этого феномена на интуитивном уровне, хотя его исследовали с философской, психологической, культурологической, социологической и эстетической точек зрения. Маршалл Маклюэн был одним из первых, кто определил кино как “«горячее» средство коммуникации”, определив взаимодействие между кино и зрителем. [1, с. 324] Смотря любую киноленту, зритель не просто развлекается и проводит свой досуг, но неосознанно для него знакомится с культурой той страны, где было снято это кино. Так, например, российские телезрители, придя в кинотеатр на очередную кинопремьеру, могут не только насладиться пейзажами, игрой актеров, но и сформировать свое мнение о природе, культуре, особенностях менталитета и жителях Америки, Великобритании, Австралии, Германии, Индии и многих других стран.

С первого взгляда может казаться, что, к примеру, кино снятое в Европе ничем не будет отличаться от австралийской картины. Ведь по мере создания фильма всеми режиссерами используется почти одинаковая аппаратура, технологические параметры съемки и, по сути, набор сюжетов ограничен. Однако можно ли сказать, что все фильмы одинаковые? Если задуматься, каждый из режиссеров рожден в той или иной культуре, принадлежит к определенной нации, вырос в определенных социальных условиях и в определенной географической местности. Благодаря тому, что каждая национальность и культура выделяет свои насущные проблемы и делает акцент на волнующие их вопросы, кинематограф служит прекрасным способом знакомства с менталитетом страны. Поэтому, можно заключить, что кино становится прекрасной возможностью для каждого человека, независимо от его местонахождения, посредством СМИ (телевидение, Интернет, печать и т. д.) получить доступ к социальному и культурному опыту других народов, ознакомиться с традициями и обычаями иных культур. Таким образом, формы видения мира становятся значительно более многообразными, нежели в совсем недавнем прошлом. [2]

В каждой стране существуют свои школы кинематографа, которые наглядно могут показать свои особенности, сформировавшиеся под влиянием различных культурно-исторических и географических условий. Рассмотрим особенности культур на примере всем известного Шерлока Холмса.

Главной особенностью кинематографа северных стран является выраженная неспешность действия. Во многом это зависит от географических условий, суровый климат научил обдуманной осторожности: каждое решение, принятое на скорую руку может стоить жизни. Следы влияния скандинавов-викингов немало дали Европе в том, что касается политического (основатели правящих династий в нескольких европейских государствах) и культурного наследия (мифы и легенды, послужившие основой национального самосознания германских народов). И роль «очага нововведений» сохранилась за Скандинавскими странами, во всяком случае, в том, что касается кинематографа. [3]

В Соединенном Королевстве, действие сериала «Шерлок» разворачивается в современном высокотехнологичном Лондоне, благодаря паре фанатов Шерлока Холмса, сценаристов и писателей, Стивена Моффата и Марка Гэтисса. Пилотная серия была показана по каналу BBC в 2010 году. Создатели сериала постарались, как можно более точно отразить сюжет английского писателя, по возможности сохранив тем самым традиции страны. Стремительное развитие сюжета, основанное на рассказах Артура Конана Дойла, наполненное британским юмором и интригующими событиями, не просто стало успешным, но и заинтересовало молодую часть зрителей.

Шерлок предстает перед нами как умник и, не смотря на свою надменность и отсутствие социальных навыков, он обвораживает телезрителей своими знаниями и воспитанием. В свою очередь внешняя привлекательность, выраженная в сочетании голубых глаз и черных кудрей, тонких губ и отчетливых линий скул, помогает ему завоевать расположение у представителей женского пола, как в сериале, так и по ту сторону экрана. Герою, как и любому британцу, свойственна скрытность, замкнутость, так как хороших друзей много не бывает, а ввиду характера Шерлока, понимающие друзья и вовсе роскошь. Зрители могут заметить, что он сдержан в выражении своих чувств, но ему не чужда увлеченность, как и любому другому человеку. Только предпочтение Шерлок Холмс отдает беспристрастной стороне жизни: фактам и логике, поэтому мы постоянно видит его проводящим опыты и ставящим эксперименты. Собранность ума отражается не только в словах и поступках, но заметна и в одежде — герой предпочитает классический стиль: отглаженные рубашки, брючные костюмы, пальто. Следует заметить, что ему не чуждо чувство стиля, что выражается в наличии хорошо подобранных аксессуаров необходимых для любого жителя Лондона: зонтик, перчатки и теплый шарф. Более того, его незаменимым спутником становится Джон Ватсон, который готов следовать за Шерлоком в любое время и при любых обстоятельствах и минимуме вопросов. Доктор Ватсон сочетает в себе независимость мысли и невозмутимую верность другу, что иллюстрирует дружбу не с точки зрения количества, но ее качества, в основе, которой находится доверие и уверенность друг в друге. Однако, какой бы не была плодотворной и сплоченной их работа, со своим врагом, Джимом Мориарти, Шерлоку предстоит бороться один на один. Как и полагается злодею, Мориарти имеет власть среди влиятельных людей и обладает неординарными интеллектуальными способностями, которые могут составить конкуренцию самому Шерлоку Холмсу.

Однако если обратить внимание на американский кинематограф, можно выделить голливудский вариант кино, имеющий наибольшую распространенность в мире, и авторское или альтернативное кино, не причастное к массовой культуре. По большей части мы можем обратить внимание на масштабность, размах большинства голливудских кинолент. Чаще всего, всё начинается с взгляда сверху на зеркальные небоскребы Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго или величественный пейзаж пустынь и скал на закате на Диком Западе. Панорамный кадр может и сопровождать нас на протяжении всего фильма, показывая всю мощь и просторы страны в сочно ярких красках.

К основным поднимаемым вопросам в американском кинематографе можно отнести социальные проблемы, среди которых чаще встречается преступность, наркомания и нарушение равенства между людьми разных слоев общества, национальностей и полов.

Американская версия Шерлока Холмса помогает нам проанализировать современное общество Соединенных Штатов. Сериал «Элементарно», вышел на экраны США в 2012 году, где главный герой, живя в наше время, адаптируется к новой жизни после успешного курса лечения от наркозависимости и помогает местному отделу полиции раскрывать преступления.

Действие происходит в одном из крупных городов Соединенных Штатов Америки, в Нью-Йорке, который известен своим радушием для всех иммигрантов. Внешний вид Шерлока с первых минут может слегка шокировать, так как мы можем видеть достаточно большое количество татуировок на теле, что, оказывается, является вполне обычным для жителя Нью-Йорка того времени. Интересно, что каждый пятый житель США имеет на своем теле татуировку. [4] В силу того, что Соединенные Штаты Америки получили название «плавильного котла», мы и вправду встречаем людей разных национальностей. Доктор Ватсон, предстает перед нами в образе женщины, коренной жительницей Америки, будучи уроженкой Тайваня, по профессии хирург, оставивший практику в связи с несчастным случаем, закончившимся летальным исходом после одной из операций. Джоан не только является рассудительным куратором Шерлока, помогающим ему вновь не перенести рецидив, но и становится напарником в раскрытии преступлений и учится дедуктивному мастерству. Стоит отметить популярность роли психологов и кураторов, а также анонимных собраний помощи среди американского населения. Цель таких собраний помочь отчаявшимся людям проанализировать возникшие у них трудности и найти подходящие пути их решения, кроме того всегда оказать моральную поддержку и поделиться своим опытом, ведь в группе собираются люди с похожими проблемами. В роли наставника-психолога непосредственно выступает Ватсон, а со временем и сам Шерлок начинает курировать нового участника собрания бывших наркоманов, что обеспечивает почти каждый эпизод наличием сеанса. Канонический антагонист, а именно профессор Мориарти, предстает перед нами не в том виде, котором изобразил его Артур Конан Дойл, что постепенно добавляет к сюжету неожиданные повороты событий. Следует отметить, что женским образам в сериале отводится важное место, подчеркивая тем самым не только о стремлении к новаторству, желании изменить взгляд на классическое произведение, но и отражает свободу американского общества, равноправие полов. Таким образом, доктор Ватсон и профессор Мориарти предстают перед нами сильными личностями, которые готовы не только поддержать остроумного детектива, но и дать ему вполне равносильный отпор.

Исходя из этого, можно заключить, что кинематограф не только отражает специфические черты национального менталитета, но и помогает понять, что волнует данное общество, что для него важно. При определенном зрительском опыте обязательно появится навык увидеть и извлечь из кинофильмов нестандартную, не отражаемую в наших учебниках, но чрезвычайно важную страноведческую информацию, работающую на формирование достоверных образов территорий мира.

Литература:

  1. Маклюэн. М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. / М. Маклюэн // — М. Кучково поле. — 2007. — 464 с. — (Прил. к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии». Теоретическая социология)
  2. Культурный плюрализм в условиях глобализации культурных и информационных процессов. Арапова Н. // Толерантность. URL: http:// http://www.tolerance.ru/RP-kult-plyur.php?PrPage=Multi (дата обращения 1.10.2017)
  3. Менталитет народов в кино. Ельцова К. К. // Образ страны. URL: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200302204 (дата обращения 7.10.2017)
  4. Рисунки на коже: история американской татуировки в фотографиях // Культурология.рф. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/040217/33315/ (дата обращения: 10.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): BBC, американский кинематограф, большая часть, друг, Европа, кинематограф, кино, культура, Соединенный Штат Америки.


Ключевые слова

культура, мировоззрение, кинематограф, особенности народов

Похожие статьи

Независимый кинематограф США в условиях студийной системы...

Независимый кинематограф — явление, безусловно, сложное и многогранное. Традиционно понятие независимого кинематографа относят к той части киноиндустрии Соединенных Штатов Америки...

Отображение Великобритании в кинематографе | Молодой ученый

Без поддержки государства частные инвестиции не смогли спасти британское кино от краха в двадцатых годах прошлого столетия, тем более, что публику гораздо больше привлекали американские фильмы. Только приход в кинематограф молодых увлеченных кино людей...

Панорама американского кино XX века (на примере фильмов...)

Тема («Панорама американского кино 20 века») выбрана неслучайно.

Две реальности, мир и война противостоят друг другу, одна реальность пытается победить другую.

Эта война, уничтожила рабство в южных штатах, культуру Юга, ориентированную на аристократизм...

Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера...

Кинематограф неслучайно называется важнейшим из искусств: силу

В следующем фильме «Форсаж Да Винчи» Невский сыграл переехавшего из России в Соединенные Штаты

В отличие от предыдущих фильмов большую часть фильма герой Невского не дерется, а...

Образ русских на американском телевидении | Статья в журнале...

Данная статья посвящена восприятию русского народа и России в целом через призму американского кинематографа и телевидения в разные исторические периоды.

Известно, что политика, хоть и косвенно, но оказывает влияние на культуру, в том числе и на киноискусство.

Существующая система поддержки культуры в США

Культура и искусство являются неотъемлемой частью американской экономики, поддержкой туризма, торговли и регионального развития

В настоящее время финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа, поп-музыки и книгоиздания, которые...

США: от нейтралитета до вступления во Вторую мировую войну...

Этой страной были Соединенные Штаты Америки.

Весть о начале военных действий в Европе застала Соединенные Штаты в разгар дискуссий о нейтралитете.

Было принято решение с марта 1942 года направлять большую часть производимого вооружения и...

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во французском...

Ф. Трюффо находил творчество многих режиссеров (например, Ж. Оранша) пошлым, считая, что большая часть из них слишком коммерцизированны и нацелены не на идею, а на коммерческую выгоду.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе.

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Скачать Часть 6 (pdf). Библиографическое описание

Это ознаменовало рождение «аудиторской модели» гражданского надзора — одного из двух видов программ надзора за полицией, существующих в Соединенных Штатах (другая модель обычно предполагает...

Похожие статьи

Независимый кинематограф США в условиях студийной системы...

Независимый кинематограф — явление, безусловно, сложное и многогранное. Традиционно понятие независимого кинематографа относят к той части киноиндустрии Соединенных Штатов Америки...

Отображение Великобритании в кинематографе | Молодой ученый

Без поддержки государства частные инвестиции не смогли спасти британское кино от краха в двадцатых годах прошлого столетия, тем более, что публику гораздо больше привлекали американские фильмы. Только приход в кинематограф молодых увлеченных кино людей...

Панорама американского кино XX века (на примере фильмов...)

Тема («Панорама американского кино 20 века») выбрана неслучайно.

Две реальности, мир и война противостоят друг другу, одна реальность пытается победить другую.

Эта война, уничтожила рабство в южных штатах, культуру Юга, ориентированную на аристократизм...

Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера...

Кинематограф неслучайно называется важнейшим из искусств: силу

В следующем фильме «Форсаж Да Винчи» Невский сыграл переехавшего из России в Соединенные Штаты

В отличие от предыдущих фильмов большую часть фильма герой Невского не дерется, а...

Образ русских на американском телевидении | Статья в журнале...

Данная статья посвящена восприятию русского народа и России в целом через призму американского кинематографа и телевидения в разные исторические периоды.

Известно, что политика, хоть и косвенно, но оказывает влияние на культуру, в том числе и на киноискусство.

Существующая система поддержки культуры в США

Культура и искусство являются неотъемлемой частью американской экономики, поддержкой туризма, торговли и регионального развития

В настоящее время финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа, поп-музыки и книгоиздания, которые...

США: от нейтралитета до вступления во Вторую мировую войну...

Этой страной были Соединенные Штаты Америки.

Весть о начале военных действий в Европе застала Соединенные Штаты в разгар дискуссий о нейтралитете.

Было принято решение с марта 1942 года направлять большую часть производимого вооружения и...

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во французском...

Ф. Трюффо находил творчество многих режиссеров (например, Ж. Оранша) пошлым, считая, что большая часть из них слишком коммерцизированны и нацелены не на идею, а на коммерческую выгоду.

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе.

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Скачать Часть 6 (pdf). Библиографическое описание

Это ознаменовало рождение «аудиторской модели» гражданского надзора — одного из двух видов программ надзора за полицией, существующих в Соединенных Штатах (другая модель обычно предполагает...

Задать вопрос