Проблемы правового статуса наукоградов и технопарков как субъектов инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 28.06.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Еленец, Е. Г. Проблемы правового статуса наукоградов и технопарков как субъектов инновационной деятельности / Е. Г. Еленец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104516/ (дата обращения: 08.05.2024).



В данной статье подробно проанализированы инновационные инфраструктуры, в частности наукограды и технопарки и их правовой статус. В период исследований были выявлены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность наукоградов и технопарков. В исследовании также рассмотрены основные проблемы, возникающий в связи с деятельностью наукоградов и технопарков. Так же в статье были представлены законодательные акты, регламентирующие деятельность наукоградов и технопарков.

Ключевые слова: наукограды, технопарки, инновационная инфраструктура, правовой статус.

Наукограды и технопарки являются важными субъектами инновационной инфраструктуры, каждый со своими особенностями.

Наукограды обычно представляют собой специализированные научно-исследовательские центры, где сосредоточены высококвалифицированные ученые, инженеры и другие специалисты. Они служат основными центрами научных исследований, разработок и инноваций в различных областях знаний. В наукоградах часто находятся университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории, а также инкубаторы и акселераторы стартапов. Они обеспечивают благоприятную среду для сотрудничества между учеными, специалистами и предпринимателями, способствуя развитию и коммерциализации новых идей и технологий.

«Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», известный как «Закон о наукоградах», устанавливает нормативные рамки для статуса наукоградов в Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 этого закона, наукограды определяются как муниципальные образования с городским округом, которые обладают высоким научно-техническим потенциалом и имеют градообразующий научно-производственный комплекc. [1]

Федеральный закон от 1 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] относит наукограды к особой категории городов и предоставляет им право на особенности в организации местного самоуправления, которые должны быть установлены федеральным законом.

В Правительстве Российской Федерации продолжается активная работа над разработкой предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность наукоградов, и повышению эффективности государственной поддержки муниципальных образований. Например, в 2011 году состоялся круглый стол «О статусе наукограда РФ: совершенствование законодательства» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. В результате этого мероприятия были приняты рекомендации для федеральных законодательных и исполнительных органов власти, а также для органов государственной власти субъектов РФ.

Основные законодательные акты в рамках наукоградов представлены ниже:

1) Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 № 70-ФЗ

2) Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

3) Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4) Федеральный закон от 01.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5) Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

Технопарки, с другой стороны, представляют собой специальные инновационные парки или зоны, где сосредоточены технологические предприятия и стартапы. Они предоставляют инфраструктуру и услуги, необходимые для успешного развития и коммерциализации новых технологий и продуктов.

Технопарки обычно предлагают аренду офисных и производственных помещений, доступ к лабораториям и оборудованию, а также поддержку в виде консультаций, управленческой поддержки, финансирования и менторства. Они также могут способствовать созданию связей между предприятиями, инвесторами и академическими учреждениями.

Первые упоминание о технопарках в Российской Федерации начинается с 1994 года. Именно в этот год Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 годы» [3].

В постановлении было отмечено, что осуществление мероприятий по развитию сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства, является актуальным.

Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» [4] определяет, что технопарк определяется как имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, включающий офисные здания и производственные помещения.

Основные законодательные акты в рамках технопарков представлены ниже:

1) Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 годы»

2) Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 № 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах»

3) Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон»

4) Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р (ред. от 29.11.2014) О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»

5) Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2393-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р

6) Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 (ред. от 23.07.2010) «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»

7) Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

В Российской Федерации наукограды и технопарки имеют определенный правовой статус, однако их функционирование иногда сталкивается с определенными проблемами. Вот некоторые из них:

  1. Отсутствие единой системы регулирования: в РФ отсутствует единый законодательный акт, регулирующий деятельность наукоградов и технопарков. Существует несколько законов и нормативных актов, касающихся инновационной деятельности, но иногда они могут быть несогласованы или неполные, что создает правовую неопределенность.
  2. Проблемы с землепользованием: для строительства и развития наукоградов и технопарков требуется выделение земельных участков. Однако процесс получения земли может быть сложным и затянутым во времени из-за различных административных и правовых препятствий.
  3. Недостаточная государственная поддержка: в некоторых случаях наукограды и технопарки сталкиваются с ограниченной государственной поддержкой, особенно на региональном уровне. Это может затруднять привлечение инвестиций, разработку инновационных проектов и привлечение высококвалифицированных специалистов.
  4. Недостаточная координация и взаимодействие с органами власти: не всегда достигается эффективное взаимодействие между наукоградами, технопарками и органами власти на различных уровнях. Это может затруднять координацию и реализацию инновационных проектов, а также создание благоприятной инновационной среды.
  5. Недостаток интеграции наукоградов и технопарков с научными и образовательными учреждениями: для успешного развития инноваций важно обеспечить эффективное взаимодействие между наукоградами, технопарками, научными институтами и высшими учебными заведениями. Однако нередко возникают проблемы с интеграцией этих структур и совместной работой.

Для решения этих проблем необходимо разработать более четкую и согласованную законодательную базу, упростить процедуры получения земли и обеспечить более активную государственную поддержку наукоградов и технопарков. Также важно улучшить координацию и взаимодействие между различными заинтересованными сторонами и стимулировать интеграцию с научными и образовательными учреждениями.

Таким образом, мы пришли к выводу, что и наукограды, и технопарки играют важную роль в развитии инноваций, науки и технологий. Они создают благоприятную среду для сотрудничества, обмена идеями и знаниями, а также для коммерциализации инноваций. Они также способствуют привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом.

Литература:

  1. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 № 70-ФЗ. Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
  3. Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 409 (с изм. от 29.12.1994) «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 годы». Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3691/ca1820d99f2c758e82d835816b28c0a34417dc33/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
  4. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 (ред. от 23.07.2010) «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86527/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, деятельность наукоградов, наукоград, Постановление Правительства РФ, государственная поддержка, местное самоуправление, общий принцип организации, правовой статус, распоряжение Правительства РФ, благоприятная среда.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы моногородов Российской Федерации...

В России насчитывается 75 территорий с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала, из них 13 поселений являются ЗАТО, а официальный статус наукограда имеют 12 населенных пунктов.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в этой главе, принципиально важные положения, касающиеся местного самоуправления, содержатся в ст. 12 главы I «Основы конституционного строя».

Содержание конституционного права на благоприятную...

Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, являясь одним из прав, способствующих соблюдению права на благоприятную окружающую среду, закреплено в различных нормативно-правовых актах, связанных с состоянием окружающей среды.

Совершенствование механизмов территориального планирования...

Территория наукограда Фрязино ограничена — 9,8 км2, а ее производственная зона занимает около трети города, следовательно, защита окружающей среды является одним из главных приоритетов для общего развития всего города.

К вопросу о полномочиях Правительства Российской...

Часть 2 статьи 114 Конституции Российской Федерации предопределяет необходимость принятия федерального конституционного закона, который должен устанавливать порядок деятельности Правительства РФ.

Федеральные источники муниципального права в области...

Статья 12 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ признается и гарантируется местного самоуправления, относится к главе 1 Конституции РФ. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и...

Пути и перспективы совершенствования законодательства...

Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 N 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)...

Монопромышленные города стратегического значения: типы...

Особый инновационный тип Монопромышленных городов стратегического значения представляют собой моногорода, имеющие статус наукоградов.

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

 В статье раскрыты основные положения законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти».

Похожие статьи

Проблемы и перспективы моногородов Российской Федерации...

В России насчитывается 75 территорий с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала, из них 13 поселений являются ЗАТО, а официальный статус наукограда имеют 12 населенных пунктов.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в этой главе, принципиально важные положения, касающиеся местного самоуправления, содержатся в ст. 12 главы I «Основы конституционного строя».

Содержание конституционного права на благоприятную...

Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, являясь одним из прав, способствующих соблюдению права на благоприятную окружающую среду, закреплено в различных нормативно-правовых актах, связанных с состоянием окружающей среды.

Совершенствование механизмов территориального планирования...

Территория наукограда Фрязино ограничена — 9,8 км2, а ее производственная зона занимает около трети города, следовательно, защита окружающей среды является одним из главных приоритетов для общего развития всего города.

К вопросу о полномочиях Правительства Российской...

Часть 2 статьи 114 Конституции Российской Федерации предопределяет необходимость принятия федерального конституционного закона, который должен устанавливать порядок деятельности Правительства РФ.

Федеральные источники муниципального права в области...

Статья 12 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ признается и гарантируется местного самоуправления, относится к главе 1 Конституции РФ. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и...

Пути и перспективы совершенствования законодательства...

Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 N 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)...

Монопромышленные города стратегического значения: типы...

Особый инновационный тип Монопромышленных городов стратегического значения представляют собой моногорода, имеющие статус наукоградов.

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

 В статье раскрыты основные положения законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти».

Задать вопрос