Проблемы правового статуса наукоградов и технопарков как субъектов инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 28.06.2023

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Еленец, Е. Г. Проблемы правового статуса наукоградов и технопарков как субъектов инновационной деятельности / Е. Г. Еленец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104516/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье подробно проанализированы инновационные инфраструктуры, в частности наукограды и технопарки и их правовой статус. В период исследований были выявлены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность наукоградов и технопарков. В исследовании также рассмотрены основные проблемы, возникающий в связи с деятельностью наукоградов и технопарков. Так же в статье были представлены законодательные акты, регламентирующие деятельность наукоградов и технопарков.

Ключевые слова: наукограды, технопарки, инновационная инфраструктура, правовой статус.

Наукограды и технопарки являются важными субъектами инновационной инфраструктуры, каждый со своими особенностями.

Наукограды обычно представляют собой специализированные научно-исследовательские центры, где сосредоточены высококвалифицированные ученые, инженеры и другие специалисты. Они служат основными центрами научных исследований, разработок и инноваций в различных областях знаний. В наукоградах часто находятся университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории, а также инкубаторы и акселераторы стартапов. Они обеспечивают благоприятную среду для сотрудничества между учеными, специалистами и предпринимателями, способствуя развитию и коммерциализации новых идей и технологий.

«Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», известный как «Закон о наукоградах», устанавливает нормативные рамки для статуса наукоградов в Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 этого закона, наукограды определяются как муниципальные образования с городским округом, которые обладают высоким научно-техническим потенциалом и имеют градообразующий научно-производственный комплекc. [1]

Федеральный закон от 1 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] относит наукограды к особой категории городов и предоставляет им право на особенности в организации местного самоуправления, которые должны быть установлены федеральным законом.

В Правительстве Российской Федерации продолжается активная работа над разработкой предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность наукоградов, и повышению эффективности государственной поддержки муниципальных образований. Например, в 2011 году состоялся круглый стол «О статусе наукограда РФ: совершенствование законодательства» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. В результате этого мероприятия были приняты рекомендации для федеральных законодательных и исполнительных органов власти, а также для органов государственной власти субъектов РФ.

Основные законодательные акты в рамках наукоградов представлены ниже:

1) Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 № 70-ФЗ

2) Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

3) Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4) Федеральный закон от 01.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5) Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

Технопарки, с другой стороны, представляют собой специальные инновационные парки или зоны, где сосредоточены технологические предприятия и стартапы. Они предоставляют инфраструктуру и услуги, необходимые для успешного развития и коммерциализации новых технологий и продуктов.

Технопарки обычно предлагают аренду офисных и производственных помещений, доступ к лабораториям и оборудованию, а также поддержку в виде консультаций, управленческой поддержки, финансирования и менторства. Они также могут способствовать созданию связей между предприятиями, инвесторами и академическими учреждениями.

Первые упоминание о технопарках в Российской Федерации начинается с 1994 года. Именно в этот год Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 годы» [3].

В постановлении было отмечено, что осуществление мероприятий по развитию сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства, является актуальным.

Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» [4] определяет, что технопарк определяется как имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, включающий офисные здания и производственные помещения.

Основные законодательные акты в рамках технопарков представлены ниже:

1) Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 годы»

2) Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 № 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах»

3) Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон»

4) Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р (ред. от 29.11.2014) О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»

5) Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2393-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р

6) Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 (ред. от 23.07.2010) «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»

7) Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

В Российской Федерации наукограды и технопарки имеют определенный правовой статус, однако их функционирование иногда сталкивается с определенными проблемами. Вот некоторые из них:

  1. Отсутствие единой системы регулирования: в РФ отсутствует единый законодательный акт, регулирующий деятельность наукоградов и технопарков. Существует несколько законов и нормативных актов, касающихся инновационной деятельности, но иногда они могут быть несогласованы или неполные, что создает правовую неопределенность.
  2. Проблемы с землепользованием: для строительства и развития наукоградов и технопарков требуется выделение земельных участков. Однако процесс получения земли может быть сложным и затянутым во времени из-за различных административных и правовых препятствий.
  3. Недостаточная государственная поддержка: в некоторых случаях наукограды и технопарки сталкиваются с ограниченной государственной поддержкой, особенно на региональном уровне. Это может затруднять привлечение инвестиций, разработку инновационных проектов и привлечение высококвалифицированных специалистов.
  4. Недостаточная координация и взаимодействие с органами власти: не всегда достигается эффективное взаимодействие между наукоградами, технопарками и органами власти на различных уровнях. Это может затруднять координацию и реализацию инновационных проектов, а также создание благоприятной инновационной среды.
  5. Недостаток интеграции наукоградов и технопарков с научными и образовательными учреждениями: для успешного развития инноваций важно обеспечить эффективное взаимодействие между наукоградами, технопарками, научными институтами и высшими учебными заведениями. Однако нередко возникают проблемы с интеграцией этих структур и совместной работой.

Для решения этих проблем необходимо разработать более четкую и согласованную законодательную базу, упростить процедуры получения земли и обеспечить более активную государственную поддержку наукоградов и технопарков. Также важно улучшить координацию и взаимодействие между различными заинтересованными сторонами и стимулировать интеграцию с научными и образовательными учреждениями.

Таким образом, мы пришли к выводу, что и наукограды, и технопарки играют важную роль в развитии инноваций, науки и технологий. Они создают благоприятную среду для сотрудничества, обмена идеями и знаниями, а также для коммерциализации инноваций. Они также способствуют привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом.

Литература:

  1. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 № 70-ФЗ. Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
  3. Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 409 (с изм. от 29.12.1994) «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 годы». Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3691/ca1820d99f2c758e82d835816b28c0a34417dc33/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
  4. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.01.2009 № 31 (ред. от 23.07.2010) «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». Официальный сайт КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86527/ [Эл. ресурс] (Дата обращения: 13.06.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, деятельность наукоградов, наукоград, Постановление Правительства РФ, государственная поддержка, местное самоуправление, общий принцип организации, правовой статус, распоряжение Правительства РФ, благоприятная среда.


Похожие статьи

Вопросы цифровизации: использование и охрана водных объектов

В статье автором рассматривается тенденция цифровизации использования и охраны водных объектов. Описываются современные информационные системы в области использования и охраны водных объектов, а также нормативно-правовые акты, осуществляющие регламен...

Развитие технопарков в Российской Федерации

В статье рассматриваются динамика, тенденции и проблемы развития таких элементов национальной инновационной системы, как технопарки, а также их значение для настоящего и будущего инновационного потенциала России.

Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование

В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...

Экономика инновационной деятельности малого предприятия

Статья посвящена выявлению особенностей моделирования и прогнозирования инновационной деятельности малых предприятий. В рамках проводимого исследования обозначена исключительная роль малых предприятий для инновационного развития современных экономиче...

Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...

Территории опережающего социально-экономического развития как один из путей повышения конкурентоспособности региональных экономик России

В статье рассмотрен новый способ социального — экономического развития регионов России через создание территорий опережающего развития (ТОР), описан механизм их реализации на территории Российской Федерации, проанализирован экономический эффект от их...

Развитие малых инновационных предприятий в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматривается актуальность, проблемы и особенности развития МИП в РС (Я), а также условия их эффективного развития. В работе проведен анализ развития МИП в РС (Я). На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Кластеризация экономики как один из аспектов экономического роста РФ

В статье рассматриваются особенности реализации кластерной политики в России: сущность кластерного подхода, его функционирование, направления деятельности, основные риски и угрозы. Также рассмотрены теоретические вопросы формирования кластерной полит...

Основные направления регулирования социально-экономического развития Республики Коми

В статье исследуются основные направления социально-экономического развития, отраженные в нормативно-правовых актах Республики Коми, регулирующие ее социально-экономическое развитие. Особое внимание уделяется Стратегии социально-экономического развит...

Инновации, как движущая сила ДВФО

В данной статье рассмотрена инновационная деятельность Дальневосточного федерального округа и регионов России в период за 2010-2014 г.г. Проанализированы затраты на технологические инновации субъектов Дальнего Востока и технологические инновации феде...

Похожие статьи

Вопросы цифровизации: использование и охрана водных объектов

В статье автором рассматривается тенденция цифровизации использования и охраны водных объектов. Описываются современные информационные системы в области использования и охраны водных объектов, а также нормативно-правовые акты, осуществляющие регламен...

Развитие технопарков в Российской Федерации

В статье рассматриваются динамика, тенденции и проблемы развития таких элементов национальной инновационной системы, как технопарки, а также их значение для настоящего и будущего инновационного потенциала России.

Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование

В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...

Экономика инновационной деятельности малого предприятия

Статья посвящена выявлению особенностей моделирования и прогнозирования инновационной деятельности малых предприятий. В рамках проводимого исследования обозначена исключительная роль малых предприятий для инновационного развития современных экономиче...

Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...

Территории опережающего социально-экономического развития как один из путей повышения конкурентоспособности региональных экономик России

В статье рассмотрен новый способ социального — экономического развития регионов России через создание территорий опережающего развития (ТОР), описан механизм их реализации на территории Российской Федерации, проанализирован экономический эффект от их...

Развитие малых инновационных предприятий в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматривается актуальность, проблемы и особенности развития МИП в РС (Я), а также условия их эффективного развития. В работе проведен анализ развития МИП в РС (Я). На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Кластеризация экономики как один из аспектов экономического роста РФ

В статье рассматриваются особенности реализации кластерной политики в России: сущность кластерного подхода, его функционирование, направления деятельности, основные риски и угрозы. Также рассмотрены теоретические вопросы формирования кластерной полит...

Основные направления регулирования социально-экономического развития Республики Коми

В статье исследуются основные направления социально-экономического развития, отраженные в нормативно-правовых актах Республики Коми, регулирующие ее социально-экономическое развитие. Особое внимание уделяется Стратегии социально-экономического развит...

Инновации, как движущая сила ДВФО

В данной статье рассмотрена инновационная деятельность Дальневосточного федерального округа и регионов России в период за 2010-2014 г.г. Проанализированы затраты на технологические инновации субъектов Дальнего Востока и технологические инновации феде...

Задать вопрос