Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Шарипов, И. И. Потенциал современного баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом / И. И. Шарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104444/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор исследует особенности развития баянно-аккордеонного исполнительства в России и за рубежом (Финляндия и Канада). Данная может быть полезна в рамках развития баянно-аккордеонного исполнительства и музыкального образования в целом.

Ключевые слова: музыка, образование, народная культур.

Музыка помогает развивающейся личности, укрепляет способность суждения и даже выполняет важную социальную функцию: она объединяет людей даже там, где общение посредством языка едва ли возможно.

Баянно-аккордеонная исполнительская культура в современной действительности является уникальной системой художественно-эстетических ценностей. Мировым сообществом музыкантов отмечено, что сейчас значительно больше преподавателей баяна и аккордеона с высшим образованием, чем 30 лет назад, тем не менее количество людей, страстно увлекающихся профессиональной инструментальной музыкой, почти такое же и наблюдается спад интересов.

Рассмотрим подробно каждого представителя музыкального образования в России и за рубежом, в области баянно-аккордеонного образования, которые внесли вклад в развитие данного направления и описывают текущие проблемы и предлагают пути решений.

Пристальное внимание начальному этапу обучения на аккордеоне уделяет Джозеф Мацеролло, О. К. Университет Торонто — музыкальный факультет (Канада). Специалист считает, что самое важное музыкальное обучение должно происходить критически на начальных этапах [3]. Детям должны быть предоставлены надлежащие музыкальные инструменты профессионалами, которые понимают общую среду, в которой ребенок может получить доступ к знаниям для изучения музыки. Годы обучения продвинутых студентов продемонстрировали, что многие ошибки или неправильное применение педагогических идей происходило в самые ранние годы. Эти наблюдения относительно плохих навыков в применении систематизированы специалистом:

  1. Руководства для левой и правой руки воспроизводятся одновременно. Если это так, то это неправильно, так как реакция язычка левой руки всегда позже, чем у правой руки; ребенка следует учить играть ноты левой руки чуть раньше нот правой;
  2. Вышеупомянутое происходит от вертикального чтения нот, так что все выстраивается в соответствии с тактом или отдельным ритмом. Это обеспечивает точную игру, но музыкальный жест обычно жесткий или скучный. Ученики должны играть горизонтально, чтобы звук проецировался через промежутки между нотами, а целью было направление линии. Очень важна группировка ритмических ударений.
  3. Следуя пункту (2), следует избегать использования ригидности правой руки, которая натягивает мышцы шеи и создает тональную мягкость;
  4. При создании тональных переменных важно понимать правильное дыхание с помощью мехов. Только толкать и тянуть, следуя указаниям нотации, — это только один из способов исполнения. Чтобы поглощать время и тон в теле, левая рука должна двигаться как змея, извиваясь и поворачиваясь, а не просто играя прямо. Чтобы сыграть ноту или фразу, игрок определяет степень интенсивности или тонального перегиба, а затем сигнал отправляется в руку, чтобы найти его.
  5. Наконец, наиболее важным элементом является нахождение ритмической точки любой ноты. ДНК ноты, длинной или короткой, является ее ритмической точкой. Эти ритмические точки исходят из многих источников и должны совпадать: (i) от артикуляции пальцев (ii) от реакции язычка (iii) от точек меха. Взаимодействие и координация множественные конвергенции — это проблема, но она необходима для понимания связи физиологического движения с производством времени и тона.

Далее следует рассмотреть представителя из Финляндии — Хелька Кюмяляйнен из Sibelius Academy — Университет Искусств (Хельсинки). В Академии Сибелиуса педагогическое образование идет рука об руку с изучением перформанса и камерной музыки [3]. На ранних этапах профессионального обучения большинство студентов-музыкантов уже приобретают сильное чувство идентичности как музыкантов. Отличительной особенностью аккордеонного образования в Финляндии является акцент на обучение импровизации. Игра на слух и аккомпанемент являются частью всего обучения игре на инструменте. Игра на слух и аккомпанемент теперь являются частью всего обучения игре на инструменте.

Обратим внимание на представителя российского музыкального образования — Иосифа Пурица. Особое внимание исполнитель уделяет вопросу репертуара. К сожалению, в условиях аккордеонного образования оценка избранного репертуара нередко бывает низкой, подход к подбору произведений стихийный и бессистемный. Педагогический профессионализм заключается не в том, чтобы дать ученикам то, что они хотят в данный момент, а в том, чтобы увлечь их репертуаром, который послужит стратегическим целям их музыкального образования и личностного развития. Репертуарная концепция, которую мы рассмотрели выше, следует постулату, утверждающему необходимость начинать обучение игре на баяне с системы свободного баса. Существует ряд фактов, доказывающих неоспоримую пользу такого отношения.

  1. Небольшие размеры инструмента и его относительно небольшой вес способствуют свободе движений ребенка и экономии сил.
  2. Развитие клавиатурного мышления проще и логичнее при одинаковом устройстве клавиатур для правой и левой руки.
  3. Технические возможности правой и левой руки растут пропорционально.
  4. Развитие слуха значительно улучшается при использовании аккордеона со свободным басом, а не со стандартным басом.
  5. Свободно-басовая система помогает формировать полифонический слух юных музыкантов.

Мы видим, что комплекс качеств, формированию которых способствует система «фрибаса», гораздо шире и богаче.

Таким образом, краткий обзор баянно-аккордеонных школ показал, что в современных условиях необходимо: активно использовать методы и приемы, направленные на мотивирование музыканта к концертной и педагогической деятельности (освоение обширного репертуара, повышение интереса к музыке), мотивированию детей и подростков для занятий на инструменте (обучение импровизации, усовершенствование техники, получение удовольствия от обучения, правильный подбор репертуара), использованию грамотного подхода по обучению на инструментах баян, аккордеон, (т. е. системы свободного баса и т. д.).

Литература:

  1. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2018.
  2. Липс Ф. Р. Кажется, этот было вчера…М., 2008.
  3. Claudio Jacomucci An international overview of accordion pedagogy. — Youcanprint, 2017. — 106 с.
Основные термины (генерируются автоматически): левая рука, музыкальное образование, правая рука, Финляндия, игра, Канада, нота, реакция язычка, Россия, свободный бас.


Ключевые слова

образование, музыка, народная культур

Похожие статьи

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной...

Педагоги музыкальных училищ и высшего учебного звена (далее СПО и ВУЗ) часто

Техника переходов: переход осуществляется рукой в позицию, а не пальцем на ноту.

При работе над артикуляцией левой руки необходимо вырабатывать свободное падение пальцев на гриф

Левая рука — пульс (дирижёр), правая рука — ритм. При этом четверть мы называем «бом».

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

КАК добиться свободных и естественных движений за инструментом?

3-й палец располагается на основном ряду, басу «до». 2-й — на аккордовом (мажор от до), затем 2-й палец перемещается на

‒ кликаем ПКМ (правая кнопка мыши) по нужной ноте в окне Keypad.

Каждый день по несколько строчек пишите левой рукой (ели вы правша), а левши — правой.

Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи...

4) активное движение кисти правой руки вверх на ноту с мордентом.

Певучая побочная партия исполняется свободно льющимся мягким звуком в нюансе piano, с

небольшим «рулевым» движением локтя левой руки и легким скольжением 1-го пальца до V позиции (нота до).

Ученик должен ясно представлять, какие длительности надо исполнять правой рукой.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. М., 1984.

Игра «Двигайся на звук». Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты реакции.

Рассказать, что в процессе игры участвует одна правая рука, в том случае, если ребенок.

Правая рука держит ложки в горизонтальном положении над левой ногой ближе к колену.

Сравнительный анализ развития виолончельной техникина рубеже...

Манера держания левой руки становится специфично виолончельной и почти совпадает с

Он разработал материал для развития навыка игры двойными нотами (включая кварты и

Многое он внёс и по вопросу ведения смычка, определив роль каждого пальца и всех частей правой руки.

движением локтя левой руки и легким скольжением 1-го пальца до V позиции (нота до).

Динамика в дирижировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука синхронно из положения руки вдоль туловища волнообразными движениями от себя вперед, кисти. 1. Применение КВГ оказывало существенное влияние на такие ОП, как «удержание звука» и «ровность звучания»...

Использование музыки как технологии на уроках иностранного...

Одним из лучших способов усвоения языка является использование музыки. английский язык, иностранный язык, CHORUS, вид работы, музыка, музыкальное сопровождение, музыкальный материал, музыкальный слух, урок.

Применение методики начального обучения игре в оркестре...

Эти движения ученик осуществляет на тыльной части предплечья правой руки.

В основе обучения песням (по принципу условной игры левой руки)

В таких случаях игра по нотам в основном проходит без участия слухового восприятия, то есть механически.

3. В. А. Рябов «Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры» изд.

За роялем ребенок с синдромом Дауна | Статья в журнале...

И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она не может

Как много здоровых детей бросают музыкальную школу, не желая преодолевать трудности обучения!

И хотя новый Закон «Об образовании в РФ» дает возможность «особым» детям учиться в обычной и

Пока эта проблема не будет решена, право на развитие детей с ограниченными возможностями...

Похожие статьи

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной...

Педагоги музыкальных училищ и высшего учебного звена (далее СПО и ВУЗ) часто

Техника переходов: переход осуществляется рукой в позицию, а не пальцем на ноту.

При работе над артикуляцией левой руки необходимо вырабатывать свободное падение пальцев на гриф

Левая рука — пульс (дирижёр), правая рука — ритм. При этом четверть мы называем «бом».

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

КАК добиться свободных и естественных движений за инструментом?

3-й палец располагается на основном ряду, басу «до». 2-й — на аккордовом (мажор от до), затем 2-й палец перемещается на

‒ кликаем ПКМ (правая кнопка мыши) по нужной ноте в окне Keypad.

Каждый день по несколько строчек пишите левой рукой (ели вы правша), а левши — правой.

Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи...

4) активное движение кисти правой руки вверх на ноту с мордентом.

Певучая побочная партия исполняется свободно льющимся мягким звуком в нюансе piano, с

небольшим «рулевым» движением локтя левой руки и легким скольжением 1-го пальца до V позиции (нота до).

Ученик должен ясно представлять, какие длительности надо исполнять правой рукой.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. М., 1984.

Игра «Двигайся на звук». Цель: развитие слухового внимания, развитие быстроты реакции.

Рассказать, что в процессе игры участвует одна правая рука, в том случае, если ребенок.

Правая рука держит ложки в горизонтальном положении над левой ногой ближе к колену.

Сравнительный анализ развития виолончельной техникина рубеже...

Манера держания левой руки становится специфично виолончельной и почти совпадает с

Он разработал материал для развития навыка игры двойными нотами (включая кварты и

Многое он внёс и по вопросу ведения смычка, определив роль каждого пальца и всех частей правой руки.

движением локтя левой руки и легким скольжением 1-го пальца до V позиции (нота до).

Динамика в дирижировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука синхронно из положения руки вдоль туловища волнообразными движениями от себя вперед, кисти. 1. Применение КВГ оказывало существенное влияние на такие ОП, как «удержание звука» и «ровность звучания»...

Использование музыки как технологии на уроках иностранного...

Одним из лучших способов усвоения языка является использование музыки. английский язык, иностранный язык, CHORUS, вид работы, музыка, музыкальное сопровождение, музыкальный материал, музыкальный слух, урок.

Применение методики начального обучения игре в оркестре...

Эти движения ученик осуществляет на тыльной части предплечья правой руки.

В основе обучения песням (по принципу условной игры левой руки)

В таких случаях игра по нотам в основном проходит без участия слухового восприятия, то есть механически.

3. В. А. Рябов «Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры» изд.

За роялем ребенок с синдромом Дауна | Статья в журнале...

И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она не может

Как много здоровых детей бросают музыкальную школу, не желая преодолевать трудности обучения!

И хотя новый Закон «Об образовании в РФ» дает возможность «особым» детям учиться в обычной и

Пока эта проблема не будет решена, право на развитие детей с ограниченными возможностями...

Задать вопрос