Влияние гендерных стереотипов на восприятие рекламного сообщения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 21.06.2023

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Гаспарян, Г. Р. Влияние гендерных стереотипов на восприятие рекламного сообщения / Г. Р. Гаспарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104352/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается проблема положительного и отрицательного влияния гендерных стереотипов на восприятие рекламного сообщения. Автором проведен анализ работ зарубежных и российских исследователей по указанной проблематике. Отмечены практический характер гендерного контекста в рекламе, а также влияние факторов гендерной стереотипизации на успех в коммерческой рекламе.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендер, коммерческая реклама, рекламный продукт, коммуникации рекламы, рекламное сообщение.

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на различные стороны жизни человека. Они часто являются одним из ключевых источников социализации, наряду с семьей и учебными заведениями. Информация, полученная из этих источников, влияет на установки, суждения и стереотипы человека, формируя его восприятие действительности. В современном мире реклама вышла за рамки экономической составляющей и стала частью массовой культуры. Она играет жизненно важную роль в формировании гендерных стереотипов, не только предоставляя информацию о продуктах и услугах, но также создавая и укрепляя гендерные образы в социальных, политических и других отношениях. Эти образы, уходящие корнями в культурные традиции и отношения между мужчинами и женщинами, влияют на самооценку человека, восприятие других и взгляды на жизнь. В настоящее время реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни, охватывая нас на каждом шагу. Из-за ее вездесущности авторам становится все труднее привлекать внимание аудитории. Следовательно, важно не только изобретать новые технологии, но и учитывать предыдущий опыт, особенно гендерные различия в восприятии.

Основы гендерной психологии были заложены западными учеными, которые развивали эту область в три этапа:

  1. Первый этап (1970-е гг.) характеризовался появлением гендерно-ориентированных научных работ, что совпало с бурным развитием либерально-феминистского движения в странах Запада.
  2. Второй этап гендерных исследований начался в первой половине 1980-х гг., опираясь на идеи радикального феминизма. В отличии от либерального феминизма, который разрешил дилемму «сходство-различие между полами», подчеркнув равенство мужчин и женщин, радикальный феминизм подчеркивал различия между полами и выдвигал на первый план дискриминацию, с которой сталкиваются женщины.
  3. Третий этап гендерных исследований возник во второй половине 1980-х гг., отмеченный разнообразием направлений внутри феминистского движения, таких как цветной феминизм, постмодернизм, гуманистический, экзистенциальный и культурный феминизм. С конца 1980-х важной и неотложной задачей феминистского движения было разъяснение деконструкции гендерных отношений и смещение акцента в сторону анализа гендерной системы и факторов, влияющих на гендерное формирование. В этот период большое внимание уделялось разграничению понятий «гендер» и «пол» [2].

Гендерные стереотипы — это упрощенные, эмоционально заряженные образы поведения и черт характера как мужчин, так и женщин. Они присутствуют в самосознании и межгрупповых взаимодействиях и могут считаться социальными нормами, поскольку все мы имеем представление о том, как должны вести себя люди разного пола в тех или иных ситуациях. Принято выделять три группы гендерных стереотипов:

— Первая посвящена мужественности и женственности с нормативными представлениями о соматических, психологических и поведенческих чертах;

— Вторая основана на типе работы, которую выполняют мужчины и женщины, где ожидается, что мужчины будут выполнять управленческие, лидерские и организационные задачи, а женщины должны выполнять задачи обслуживания;

— Третья группа стереотипов связана с семейными и профессиональными ролями, где от женщин ожидается приоритет семьи, а от мужчин — карьера [3].

Когда происходит пересечение гендерного и потребительского «полей» (П. Бурдье), возникает результирующее влияние на потребительское поведение. Приверженность гендерным нормам является общей целью для индивидуумов, так как влияние гендерного поля сильнее, чем потребительского. Это связано с тем, что потребление сильно зависит от пола. Доказательства этого можно увидеть в сегментации рынка и планировке магазинов, которые разделены на разделы для мужских и женских товаров. Материальные предметы, такие как одежда, обувь и прически, используются для представления мужских и женских моделей. Социокультурные ценности подразделяются на три категории: гендерно-нейтральные, гендерно-специфические и латентно-гендерно-нейтральные. Первая группа свободна от гендерной предвзятости, вторая группа четко отличает мужское от женского, а третья группа скрывает свои настоящие предпочтения. В конечном счете, эти классификации влияют на выбор культурных аспектов жизни. Например, мужской, где ценность часто ассоциируется как с честностью, самодисциплиной, рационализмом, прагматизмом, уверенностью в себе и мудростью; тогда как женские ценности связаны с верностью, прощением, открытостью, эмоциональностью и семьей.

Стереотипы находятся под сильным влиянием рекламной коммуникации, поэтому при создании рекламного сообщения крайне важно учитывать различные решающие факторы, такие как менталитет, национальная культура, господствующие гендерные стереотипы в обществе. Эти факторы постоянно формируют модели как мужского, так и женского поведения в обществе, в конечном итоге влияя на все наши действия. Эффективная реклама возможна только при учете гендерных особенностей целевой группы. Следовательно, гендерный контекст в рекламе носит практический характер [1].

Восприятие одних и тех же рекламных сообщений у мужчин и женщин различается. Гендерный контекст часто используется в социальной рекламе, видеоролики обычно основаны на гендерных стереотипах для эффективной передачи своего сообщения. Например, реклама, посвященная семейным проблемам, обычно ориентирована на женщин, а реклама о бизнесе, как правило, нацелена на мужчин. Примером того, как одна и та же реклама может вызывать разные эмоции у мужчин и женщин, может служить обсуждение помощи детям в детских домах: мужчины могут испытывать тревогу по поводу ситуации, а женщины могут испытывать злость и негодование по поводу бедственного положения детей из малообеспеченных семей.

Рекламная индустрия адаптирует рекламу для определенного пола с различными текстовыми характеристиками для мужской и женской аудитории. Объявления, ориентированные на мужчин, как правило, кратки и основаны на фактах, с использованием определенной терминологии, в то время как объявления, ориентированные на женщин, содержат эмоциональный язык, выразительные заявления и многочисленные описания и обещания.

Проявление эмоций мужчиной противоречит традиционной мужественности, что может привести к страху перед женственностью, известному как «феминофобия». Следовательно, мужчины, строго придерживающиеся традиционных гендерных ролей, могут не видеть необходимости повышать свою способность выражать эмоции и сопереживать другим. Такой образ мышления часто прививается детям мужского пола с самого раннего детства ошибочным представлением о том, что «мальчики не плачут», что препятствует здоровому эмоциональному выражению. Подсознательное восприятие обществом подчиненной и зависимой роли женщины является распространенным стереотипом, который сохраняется, несмотря на сознательное восприятие.

В условиях рыночной экономики каждый человек представляет интерес для производителей и организаторов торговли как потенциальный потребитель их товаров и услуг. Для этого важно заинтересовать потребителей и мотивировать их на совершение покупок, при этом реклама служит основной связью между производителями и потребителями. Таким образом, ключ к триумфу крупных коммерческих продуктов, нацеленных на продажу определенного образа жизни, заключается в двух факторах. Во-первых, он основан на использовании укоренившихся гендерных норм и бессознательных представлений о том, как представители полов относятся друг к другу, вызывая тем самым социальные архетипы. Во-вторых, это зависит о того, в какой степени потенциальный покупатель может идентифицировать себя с представленным ему сценарием.

Литература:

  1. Бученкова Э. О. Влияние гендерных стереотипов на восприятие рекламы // Наука. Общество. Государство — 2019. — № 3 (27). С. 144–149.
  2. Дусказиева Ж. Г. Гендерная психология: учебное пособие / Ж. Г. Дусказиева; Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2010. — 108 с.
  3. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. С. 47–57.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, гендерный контекст, реклама, рекламное сообщение, стереотип, коммерческая реклама, практический характер, радикальный феминизм, феминистское движение.


Ключевые слова

гендер, гендерные стереотипы, рекламное сообщение, коммерческая реклама, рекламный продукт, коммуникации рекламы

Похожие статьи

Тенденции влияния рекламы на формирование норм...

Оболочкой рекламы выступает форма, в которой подается эта коммерческое предложение.

Поэтому рекламный текст нередко строится с опорой на гендерные стереотипы как на лингво-ментальный

Воронина О. А. Феминизм и ґендерное равенство / О. А. Воронина.

реклама, модель, образ, женский образ, казахстанская реклама, женщина, гендерное поведение...

Гендерная проблема: позиция феминизма | Статья в журнале...

Коротец, И. Д. Гендерная проблема: позиция феминизма / И. Д. Коротец, А. С. Хижняк.

Другое его направление — радикальное, порожденное третьей волной феминизма.

Господствующие в обществе гендерные стереотипы обеспечивают маргинальное положение

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада через феминистское движение теперь...

Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия

Ключевые слова: феминизм, гендер, гендерные исследования, гендерные центры, женское

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом

В отличие от Запада первое российское женское движение не носило массового характера и не

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Гендерные стереотипы и язык масс-медиа | Статья в сборнике...

Сегодня радикальный феминизм призывает к пересмотру основ общественной жизни.

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом.

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных...

Гендерные стереотипы как объект социологического исследования

Статья посвящена проблеме наличия гендерного стереотипа в современном обществе.

стереотип, гендерные стереотипы, индивид, мужчина, женщина, социальные роли.

и особенностях характера, которые отвечают понятиям «мужское» и «женское» [3, с. 19].

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, женщина, образ, стереотип...

Влияние образа знаменитых спортсменок-феминисток на...

Фемвертайзинг (femvertising, от англ. слов female (женщины) и advertising (реклама) — это

как со стороны противников феминизма, так и со стороны поддерживающих данное движение.

В контексте литературы, посвященной общественному мнению о спорте и социальных

Придуманный как комбинация “феминизма” и “рекламы”, фемвертайзинг определяется как...

Краткий обзор исследований, изучающих феминизм и гендерное...

...движения, с преимущественным делением на радикальный и либеральный феминизм.

Продолжая разговор о гендерных стереотипах, можно обратиться к исследованию доктора

Одним из направлений гендерных исследований, является гендерная экономика. − Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Тенденции изменения образа женщины в рекламе

Ключевые слова: женщина, женские образы, реклама, классификация женских образов

Первый рекламный плакат Колы, опубликованный в 1890 году, изображает женщину как идеал и

женщина, женские образы, реклама, классификация женских образов, стереотипы

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Проблема современного радикального направления феминизма

Считается, что феминизм достиг своего расцвета еще в 1960–1970х годах, когда был единым

Другое его направление — радикальное, порожденное третьей волной феминизма. Примерно с 1990х годов феминистское движение стало приобретать иной, своего рода

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Похожие статьи

Тенденции влияния рекламы на формирование норм...

Оболочкой рекламы выступает форма, в которой подается эта коммерческое предложение.

Поэтому рекламный текст нередко строится с опорой на гендерные стереотипы как на лингво-ментальный

Воронина О. А. Феминизм и ґендерное равенство / О. А. Воронина.

реклама, модель, образ, женский образ, казахстанская реклама, женщина, гендерное поведение...

Гендерная проблема: позиция феминизма | Статья в журнале...

Коротец, И. Д. Гендерная проблема: позиция феминизма / И. Д. Коротец, А. С. Хижняк.

Другое его направление — радикальное, порожденное третьей волной феминизма.

Господствующие в обществе гендерные стереотипы обеспечивают маргинальное положение

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада через феминистское движение теперь...

Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия

Ключевые слова: феминизм, гендер, гендерные исследования, гендерные центры, женское

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом

В отличие от Запада первое российское женское движение не носило массового характера и не

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Гендерные стереотипы и язык масс-медиа | Статья в сборнике...

Сегодня радикальный феминизм призывает к пересмотру основ общественной жизни.

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом.

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных...

Гендерные стереотипы как объект социологического исследования

Статья посвящена проблеме наличия гендерного стереотипа в современном обществе.

стереотип, гендерные стереотипы, индивид, мужчина, женщина, социальные роли.

и особенностях характера, которые отвечают понятиям «мужское» и «женское» [3, с. 19].

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, женщина, образ, стереотип...

Влияние образа знаменитых спортсменок-феминисток на...

Фемвертайзинг (femvertising, от англ. слов female (женщины) и advertising (реклама) — это

как со стороны противников феминизма, так и со стороны поддерживающих данное движение.

В контексте литературы, посвященной общественному мнению о спорте и социальных

Придуманный как комбинация “феминизма” и “рекламы”, фемвертайзинг определяется как...

Краткий обзор исследований, изучающих феминизм и гендерное...

...движения, с преимущественным делением на радикальный и либеральный феминизм.

Продолжая разговор о гендерных стереотипах, можно обратиться к исследованию доктора

Одним из направлений гендерных исследований, является гендерная экономика. − Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Тенденции изменения образа женщины в рекламе

Ключевые слова: женщина, женские образы, реклама, классификация женских образов

Первый рекламный плакат Колы, опубликованный в 1890 году, изображает женщину как идеал и

женщина, женские образы, реклама, классификация женских образов, стереотипы

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Проблема современного радикального направления феминизма

Считается, что феминизм достиг своего расцвета еще в 1960–1970х годах, когда был единым

Другое его направление — радикальное, порожденное третьей волной феминизма. Примерно с 1990х годов феминистское движение стало приобретать иной, своего рода

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Задать вопрос