Тенденции изменения образа женщины в рекламе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 2098 раз

Библиографическое описание:

Никитина, К. А. Тенденции изменения образа женщины в рекламе / К. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79512/ (дата обращения: 24.04.2024).



Проблематика настоящей статьи — анализ тенденций в изменении образа женщины в рекламе в ХХ-ХХI веков, эффективность использования женского образа в рекламных целях.

Ключевые слова: женщина, женские образы, реклама, классификация женских образов, стереотипы, архетип, гендер, феминизм.

Для повышения эффективности рекламы специалисты используют различные социальные образы и стереотипы, упрощая осознание сообщения и манипулируя потенциальным потребителем. Особенно это заметно в телевизионной рекламе, где превалирует пропаганда и стереотипность, вследствие чего формируется влияние на зрителя, создавая стереотипный портрет. Остановимся в данном контексте на изменении имиджа женщин в рекламной индустрии, проанализировав социологические исследования.

Ю. П. Бывшева Л. В. Оконечникова в исследовании, выполненном в 2012 году, доказывают, что использование женского образа в рекламе повышает эффективность. Рекламодатели, сосредотачиваясь на вкусах подавляющего большинства потребителей, преподносят образы женственности стандартно и стереотипно. Гендерная психология мужчины и женщины и их отличия напрямую связаны не только с человеком как таковым, но и с обществом в целом [6].

В мире существует множество изображений женщин в рекламе, начиная от фотографий с гаечными ключами, до полностью сексуализированных и эротизированных изображений. Большое внимание социологов, в частности, Джин Килбурн, Сут Джалли и Эрвинг Гоффман, было сосредоточено на том, как женщины показаны в подчиненных и приятных для мужчин ролях, а также на том, как репрезентация в СМИ отражает и усиливает сексизм в обществе.

Также затрагивается проблема недостижимой красоты. Жан Килбурн отмечает, что потребителей окружает идеал женской красоты, которого невозможно достичь, потому что он искусственный. Сами изображения создаются не естественным образом, а с помощью студийного освещения, аэрографии и компьютерной обработки, снимки моделей проходят через редактирование в фотошопе. В итоге «женщины склонны судить о себе по этому искусственному стандарту, неудача неизбежна, и о последствиях этого свидетельствует тот факт, что 75 процентов женщин с нормальным весом считают, что они имеют избыточный вес, 50 ​​процентов всех женщин соблюдают диету, а 80 процентов придерживаются диеты» [5].

Идеализированный образ женской красоты склоняет к мысли, что женщина должны трансформироваться, становиться тем, кем они не являются от природы. В изображениях СМИ она часто превращается в кукол-марионеток или вещь.

Неудивительно и то, что вопросы гендерных стереотипов в последнее время стали одними из наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль женщин в общественной среде сегодня претерпевает существенные изменения и уже привычные для масс образы подвергаются цензуре.

Можно выделить следующие наиболее популярные женские архетипы в рекламе:

1) Красотка — знойная, милая, приятная девушка. Наиболее часто используется в рекламе косметической продукции и текстиля.

2) Мать или Домохозяйка — заботливая, милая, скромная, целью которой является забота о муже и детях.

3) Модель — больше, чем просто «красотка». Она одета в дорогой костюм, часто с украшениями и находится во внимании мужчин

4) Бизнес-леди — успешная женщина, добившаяся практически всего в жизни в одиночку. В большинстве случаев ее изображают аккуратной и ухоженной.

5) Соблазнительница — женщина одетая в минимальное количество одежды, зачастую в откровенной позе.

Такого рода классификация женских архетипов присутствует и в уже упоминаемом исследовании Ю. П. Бывшевой и Л. В. Оконечниковой. Приведённые исследователями данные свидетельствуют, что женщины среднего возраста с негативом воспринимали образ «соблазнительницы», видя в нем конкурентку и легкомысленное начало. Образ бизнес-леди, респондентами был воспринят, следующим образом: «Основные эмоции, вызванные образом «Самодостаточной» женщины в обеих группах — недоверие и неприязнь…

…Мы связываем это с тем, что образ самодостаточной, практичной, независимой женщины, в целом не традиционен для нашей культуры. Такой стереотип пытается навязать отечественному потребителю по большей части зарубежная реклама» [7].

Гендерные роли и стереотипы, возникающие в обществе и проявляющиеся в пространстве рекламных символов, являются своего рода социально устоявшимися директивами для представителей того или иного пола в отношении внешнего вида, соответствующих интересов, навыков, поведения, самооценки и самовосприятия. Из-за незаметного и в то же время навязчивого воздействия рекламной пропаганды возникает дисбаланс в блокировании ценностных ориентаций индивидов, в котором укореняются прототипы символических представлений о женщине, фактически внедряются новаторские образы, играющие роль рекомендации по гендерной идентификации получателя.

Реклама — это своего рода «сенсор», чувствительный к малейшим социальным изменениям, который адаптируется и трансформируется. Изображения женщин использовались в рекламе с начала индустриальной эпохи, когда производители товаров прикрепляли их к этикеткам, рекламным плакатам или упаковке. Это указывало на то, что продукция предназначалась самим женщинам. Но уже в начале ХХ века образ женщины приобрел символическое значение, стал привлекательным рекламным элементом. История рекламных плакатов Coca-Cola — отличный пример для иллюстрации изменений женского образа в рекламе. Компания начала свою деятельность в конце XIX века. С тех пор мы можем наблюдать изменения в женских образах.

Благодаря удачному оформлению в серии плакатов удалось полностью запечатлеть трансформацию женского образа, начиная с конца XIX века и заканчивая современностью. Самая популярная компания по производству безалкогольных напитков за столетие сумела «опробовать» все самые известные женские образы и гендерные стереотипы. Изображенные на плакатах девушки и женщины отражают социально-культурные изменения и ожидания того времени.

Первый рекламный плакат Колы, опубликованный в 1890 году, изображает женщину как идеал и объект восхищения. Она независима, ей не отводятся социальные роли. Использование женского образа в качестве центрального элемента мотивировано тем, что это изделие предназначалось для представительниц прекрасного пола. Никакого намека на сексуальность, особое внимание уделяется изображению лица. Красавица с фарфоровым лицом выступает гарантом качества продукта, говоря, что он принадлежит к чему-то изысканному, женственному. Обращая внимание на сегодняшнюю интерпретацию того же женского образа от компании Кока Кола, мы можем отследить эволюцию

Образ, лишенный социальной привязанности или сексуальности, не эффективен, отсутствие представления о реалиях жизни не мотивирует покупателя, как это было более века назад. Появление женского образа на рекламных плакатах также можно объяснить первой волной феминизма, захлестнувшей мир в конце XIX века: женщины стремятся к равным правам с мужчинами, о чем свидетельствует в США активно вступают новые поправки, которые гарантировали женщинам право голоса, но с приходом войны, феминистическая волна спадает, и потребителей возвращают к образу «Матери-домохозяйки». Компания действует таким образом, потому что стремится оправдать социальные ожидания, связанные с этими женскими ролями, и, что более важно, она стремится заслужить одобрение и похвалу своими действиями.

В 60-е, на Западе набирает популярность сексуализированный образ. Создатели рекламы начинают использовать этот прием в связи с обострением конкуренции на рынке, большим количеством товаров и, как следствие, необходимостью привлечь внимание к продукции определенного производителя. При этом начинает формироваться установка: «Женщина = товар» или «Женщина = атрибут товара». Набирает популярность стиль пин-ап.

В 80-е годы наступает вторая волна феминизма, развенчивающая мифы о красоте. Революция была призвана положить конец патриархату и, в свою очередь, создать совершенно новые отношения, основанные на признании гендерных различий и взаимодополняемости с равными социальными возможностями. Женщины заставили смотреть на мир по-другому — появилось понимание, что равенство — это основа не для копирования мужских стандартов, а для утверждения женских ценностей и женского взгляда на текущий политический процесс, для самовыражения и самореализации.

В 1970-х и 1980-х годах международное сообщество приняло документы, призывающие к ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В них женщина признается полноценным субъектом истории, как мужчина, а ее личность оценивается выше ее «естественного предназначения», они подчеркивают, что иметь детей, деторождение — право, а не обязанность женщины.

Использование женского образа как объект желания. У мужчин возникает ассоциация, что с вместе с продуктом они приобретает красивую женщину. Такое положение вещей перестало нравиться женщинам, что привело к революции образа. Ссылаясь на «Гендерные стереотипы в современной России / Сост., общ. ред. И. Б. Назарова, Е. В. Лобза; Высшая школа экономики. М.: МАКС Пресс, 2007» можно заметить, что что количество людей, выступающих против неоправданного использования женских сексуальных образов в рекламе, возросло. Таким образом, возник конфликт: с одной стороны, рекламодатели не хотят потерять эффективный инструмент в виде полуобнаженной женщины, которая может продать мужчине практически все, а с другой стороны бренды могут лишиться потребителей. На настоящий момент на западе активно прогрессирует культура отмены [1] , когда потребители могут управлять брендами и влиять на доход организации. Репутация является ведущей частью в жизнедеятельности фирмы, и что было возможно 60 лет назад, уже не допустимо в настоящее время.

Реклама — это «зеркало» общества, поскольку она отражает и демонстрирует отношения, ожидания и представления, сложившиеся в социуме. Кроме того, реклама подвластна малейшим социокультурным отклонениям и изменениям. На примере истории развития образа женщины на плакатах компании Coca-Cola мы изучили прямую зависимость трансформации образа женщины от развития феминизма на Западе.

Литература:

  1. Грошев И. В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки. 2000. № 4. — С.172–187.
  2. Саморукова И. 8 типичных гендерных образов в рекламе // Рекламные идеи. 2008. № 1. — С.98–105.
  3. Чернова Ж. В. Социальное конструирование гендерных отношений в СМИ // Социология гендерных отношений: Уч. пособие / Под ред. З. Х. Саралиевой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССНЭП), 2003. С. 242–255.
  4. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие. — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2008.
  5. Шиманов, Д. Потребительское поведение «М» и «Ж». Маркетинг pro No9. 2007 С.?
  6. Психология и психоанализ рекламы. Личностно ориентированный подход. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / [под ред. Т. Я. Райгородского]. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. С.53с.
  7. Ю. П. Бывшева и Л. В. Оконечникова, Исследование женских образов в рекламе парфюмерии. 2012. http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/019_bivseva.pdf

[1] cancel culture-- это форма публичного позора, когда пользователи публично унижают в Интернете кого-то или что то , через платформы социальных сетей или более локальные СМИ.

Основные термины (генерируются автоматически): женский образ, женщина, образ, реклама, конец XIX века, волна феминизма, женская красота, Запад, изменение, мужчина.


Ключевые слова

гендер, женщина, реклама, архетип, стереотипы, феминизм, женские образы, классификация женских образов

Похожие статьи

Особенности и сходства в восприятии женской красоты...

Рассмотрим восприятие женской красоты XXI века в условиях мировой глобализации. Цель исследования: определить основные сходства и различия в понимании

В конце XIX века во время очередной моды на чахоточную красоту, красочно описанную в романах французских...

Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом

«Инфраструктура» гендерных исследований к концу ХХ столетия становится более чем

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Проблема осмысления взаимоотношений полов культурной элитой...

Конец XIX века характеризуется повышенным интересом к «половым проблемам», как в России, так и за рубежом: из сугубо частного интимного явления проблема пола становиться глобальным, макросоциальным «половым вопросом». Если раньше проблемы пола обсуждались...

Формирование женского движения в Великобритании с конца XIX...

Последовательные сторонницы феминизма отстаивали право женщины на финансовую

К концу XIX века начали формироваться женские союзы. Первой и самой масштабной такой

С. 12. История женщин на Западе: в 5 т. Т. IV: Возникновение феминизма: от Великой...

Идеи феминизма: от радикальных до популярных

Феминизм — общественное движение за равноправие между мужчинами и женщинами [4, 850 с.]. Свод правил и идеологий, политических, общественных и иных движений, которые в основе своей направлены на уравнивание в правах мужчины и женщины...

Гендерная проблема: позиция феминизма | Статья в журнале...

Никонов А. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека.

США, женщина, центр, Россия, гендерная проблематика, Запад, феминизм, изучение сексуальности

Теоретики феминизма рассматривают маргинальность в качестве... Мужчина и женщина в XXI столетии...

Современный мир и женщины — положительные...

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. «Первая волна» феминизма поднимала

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом. Средства массовой информации активно...

Эволюция женского портрета в эпоху «Серебряного века» на...

Женщины на протяжении всего 19 века стояли поодаль от мужчины. Они не учились в

Образ женщины в литературе и публицистике в это время связан в основном с любовной темой, а

Период конца XIX — начала XX вв. в русской литературе был назван «серебряным веком»...

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце...

Таким образом данная статья помогает нам создать образ дамы начала XX в.

Благодаря изучению развития и изменений форм одежды, ее конструкцию

В конце XIX- начале XX в. в мире нарастает тенденция женской эмансипации, в связи с этим женский образ начинает...

Похожие статьи

Особенности и сходства в восприятии женской красоты...

Рассмотрим восприятие женской красоты XXI века в условиях мировой глобализации. Цель исследования: определить основные сходства и различия в понимании

В конце XIX века во время очередной моды на чахоточную красоту, красочно описанную в романах французских...

Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом

«Инфраструктура» гендерных исследований к концу ХХ столетия становится более чем

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.

Проблема осмысления взаимоотношений полов культурной элитой...

Конец XIX века характеризуется повышенным интересом к «половым проблемам», как в России, так и за рубежом: из сугубо частного интимного явления проблема пола становиться глобальным, макросоциальным «половым вопросом». Если раньше проблемы пола обсуждались...

Формирование женского движения в Великобритании с конца XIX...

Последовательные сторонницы феминизма отстаивали право женщины на финансовую

К концу XIX века начали формироваться женские союзы. Первой и самой масштабной такой

С. 12. История женщин на Западе: в 5 т. Т. IV: Возникновение феминизма: от Великой...

Идеи феминизма: от радикальных до популярных

Феминизм — общественное движение за равноправие между мужчинами и женщинами [4, 850 с.]. Свод правил и идеологий, политических, общественных и иных движений, которые в основе своей направлены на уравнивание в правах мужчины и женщины...

Гендерная проблема: позиция феминизма | Статья в журнале...

Никонов А. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека.

США, женщина, центр, Россия, гендерная проблематика, Запад, феминизм, изучение сексуальности

Теоретики феминизма рассматривают маргинальность в качестве... Мужчина и женщина в XXI столетии...

Современный мир и женщины — положительные...

Феминизмженское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. «Первая волна» феминизма поднимала

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом. Средства массовой информации активно...

Эволюция женского портрета в эпоху «Серебряного века» на...

Женщины на протяжении всего 19 века стояли поодаль от мужчины. Они не учились в

Образ женщины в литературе и публицистике в это время связан в основном с любовной темой, а

Период конца XIX — начала XX вв. в русской литературе был назван «серебряным веком»...

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце...

Таким образом данная статья помогает нам создать образ дамы начала XX в.

Благодаря изучению развития и изменений форм одежды, ее конструкцию

В конце XIX- начале XX в. в мире нарастает тенденция женской эмансипации, в связи с этим женский образ начинает...

Задать вопрос