Актуальность исследования определяется важной ролью органов исполнительной власти в социально-экономическом благосостоянии общества. Также необходимостью проведения оценки выполненных мероприятий для анализа эффективности деятельности отдельных органов исполнительной власти в общей структуре государственных органов. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти является важной составляющей для общества, так как она выявляет существующие проблемы данной сферы, которые негативно влияют на уровень жизни населения, а также способствует их краткосрочному и благоприятному разрешению.
Ключевые слова: оценка эффективности, органы исполнительной власти, методы оценки эффективности, министерство.
The relevance of the study is determined by the important role of executive authorities in the socio-economic well-being of society. Also, the need to assess the measures taken to analyze the effectiveness of the activities of individual executive authorities in the overall structure of state bodies. Evaluation of the effectiveness of the activities of executive authorities is an important component for society, as it identifies existing problems in this area that negatively affect the standard of living of the population, and also contributes to their short-term and favorable resolution.
Keywords: efficiency assessment, executive authorities, methods of efficiency assessment, ministry.
Эффективная организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации — один из ключевых факторов обеспечения эффективной деятельности государственного управления, которое является одним из жизненно важных аспектов общества и государства. Следует отметить, что исполнительная власть является комплексной категорией и включает в себя различные аспекты, касающиеся государственной власти. В целях обеспечения охраны личности, общества и государства законодатель предъявляет достаточно строгие требования к организации исполнительной власти. В частности, к организации исполнительной власти субъектов Федерации предъявляется комплекс требований — общих принципов организации, закрепленных федеральным законодательством.
Примечательно, что далеко не во всех современных федеративных государствах применяется такой своеобразный, «охранительный механизм» построения системы государственной власти субъектов федерации.
За последние несколько лет механизм взаимодействия Российской Федерации с органами государственной власти ее субъектов претерпел определенные изменения. В 2017 г. истек срок последнего конституционного договора Российской Федерацией и отдельного субъекта — республики Татарстан. С этого момента механизм такого взаимодействия, в том числе с точки зрения организации исполнительной власти полностью перешел в плоскость регулирования системой нормативных правовых актов.
Наконец, несмотря на принятие достаточно большого количества нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующих организацию системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, они подвергаются постоянным изменениям. В частности, в структуру областных органов исполнительной власти Свердловской области за последние 1,5 года было внесено 5 изменений. Данные факты не позволяют охарактеризовать описываемую систему как сложившуюся и стабильную.
Раскрытие, анализ и систематизация данных изменений требуют проведения отдельного исследования.
Органы исполнительной власти представлены во всех 89 субъектах Российской Федерации, в которых их устройство и способы формирования разнится, потому как немаловажное значение имеют принятые в субъектах законы, регламентирующие устройство исполнительной власти в части, не противоречащей федеральному законодательству. Нельзя говорить, что регулирование органов исполнительной власти субъектов региональным законодательством происходит на одном уровне с федеральным, так как законы субъектов регулируют данные органы в более узком направлении: в сфере формирования, появления и утраты полномочий, а также в области правомочной деятельности.
Органы исполнительной власти действуют в республиках, где их структура закреплена в конституциях, в краях, областях и городах федерального значения, автономной области и автономных округах, где формирование органов исполнительной власти устанавливается в их уставах. Следует заметить, что уставы и конституции субъектов являются их учредительными актами, закрепляющими важнейшие организационно-правовые функции органов власти, действующих на территории образования. Как важнейший акт соответствующего субъекта конституция (устав) обладает высшей юридической силой среди актов данного уровня власти, распространяются строго на определенную территорию, имеют специфический предмет и область воздействия, а также обладают стабильностью. Законы же и прочие акты, затрагивающие устройство и формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации, закрепляет статус и основные организационные основы деятельности данных органов государственной власти.
Компетенция — это центральный элемент органа исполнительной власти, представляющая собой совокупность полномочий по предметам его ведения. Для принятия правовых актов, а также осуществления различных государственных действий используются полномочия, которые являются правами и обязанностями органа
Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации наделены обширными полномочиями, вверенными им федеральными органами на основе принципа разграничения полномочий во исполнение обеспечения главенства и исполнения Конституции РФ и иных нормативных правовых актов федерального уровня, а также обеспечения исполнения конституций (уставов) субъектов и иных актов, издаваемых на территории данного территориального образования [5].
Исходя из теории права, в широком понимании к функциям государственной власти относят правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную. В частности, функции исполнительной власти заключаются в исполнительной (правоприменительной) и правозащитной деятельности. Исполнительная власть следит за исполнением требований законов, а также помогает в реализации прав и свобод человека и гражданина [6].
Органы исполнительной власти федерального и регионального уровня осуществляют свою деятельность во исполнение единых функций и целей государства, но при этом, обладая своей спецификой. Так, цели деятельности данных государственных органов, а также их функции очень обширны, их можно встретить во многих нормативных правовых актов. Они состоят в конечном итоге, результатах, которые должен достичь орган в процессе осуществляемой деятельности в порученной ему области [3].
За счет огромной территории страны и большого количества субъектов в ней федеральные органы исполнительной власти не могут обеспечить повсеместное исполнение всех намеченных задач, тогда как органы власти субъекта и занимаются реализацией данных планов на территории каждого региона. Но нельзя забывать про разграничение предметов ведения, где задачи относятся к сфере реализации только Российской Федерации, совместной реализации Российской Федерации и субъектов, либо — только субъектов Российской Федерации. Именно при грамотно построенном взаимодействии двух уровней власти в субъекте строится система, обеспечивающая исполнение поставленных целей и задач.
Без анализа полномочий органов исполнительной власти субъекта нельзя полностью оценить масштаб, выполняемых ими задач, так как все обязанности, закрепленные законом за органом власти, призваны для выполнения ими важнейших функций государства — правильного функционирования государственного аппарата и поддержания общества.
К таким задачам относятся:
— построение системы государственных органов исполнительной власти в субъекте, что помогает сбалансировать аппарат управления на определенной территории для грамотного распределения обязанностей и полномочий между органами власти для достижения наибольшей эффективности их деятельности;
— обеспечение органами исполнительной власти субъекта взаимодействия с федеральными органами власти, также иными органами власти субъекта, с органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями, этим обеспечивается повсеместное исполнение законов и защита прав граждан. Без построенной схемы взаимодействия органов и организаций между собой в обществе не достигается баланса, а в государстве господствует хаос и самоуправство;
— разработка и реализация социальной политики, способствование росту благосостояния граждан, охране труда и здоровья населения. Данная задача призвана обеспечить важнейшую цель управления — создание условий для нормального развития человека, для создания условий по обеспечению граждан необходимыми ресурсами для жизнедеятельности;
— осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью. Сущность данной задачи состоит в поддержании порядка в обществе и государстве, а также в обеспечении развития условий для гражданского общества и минимизировании случаев совершения преступлений и нарушений общественного порядка;
— разработка проектов бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечение исполнения областного бюджета и планов по реализации социально-экономической политики региона. Благодаря грамотному планированию распределения средств обеспечивается реализация всех поставленных целей на год: развитие различных сфер общества, а также реализация государственных программ, создание условий для сбалансированности системы расходов и доходов бюджета;
— осуществление задач по охране семьи, материнства, отцовства и детства, по воспитанию, образованию детей. Исполняя данную задачу, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации поддерживают главную ячейку общества — семью, гармоничные отношения в которой помогают реализации государственной политики, обеспечивают страну квалифицированными кадрами и полноценными развитыми членами общества;
— издание в пределах своей компетенции соответствующих актов, таких как постановления и распоряжения, приказы, указы, которые обеспечивают сбалансированную работу органов власти, координируют их деятельность и способствуют построению той системы власти, которая будет работать наиболее эффективно на территории конкретного субъекта страны;
— применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в том случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства, так называемая, охранительная задача [2].
В свою очередь, для грамотного исполнения возложенных на субъект Российской Федерации задач внутри него строится строгая схема, где определенная задача находится в ведении одного, нескольких или сразу всех исполнительных органов государственной власти субъекта [1]. Так, к примеру, исполнение Конституции Российской Федерации является приоритетной функцией всех органов исполнительной власти, а контроль (надзор) в сфере здравоохранения осуществляет строго определенный круг субъектов.
У органа власти имеется свой определенный вид властной деятельности, который осуществляется им в определенной сфере деятельности — это, так называемые, функции государственного органа.
Сравнительно недавно в Российской Федерации в рамках государственной реформы были проведены сокращение и упорядочение государственных функции, они были разделены на пять типов: нормотворческие функции, контрольно-надзорные, правоприменительные, управления имуществом, оказания государственных услуг. Данные функции являются объединяющей категорией для всех перечисленных выше.
Нормотворческие функции предполагают издание обязательных для исполнения правил, регламентов, методик и стандартов.
Контрольно-надзорные функции предполагают обеспечение и оценку органами государственной власти соответствие соблюдения субъектами правоподчинения обязательных нормативно установленных требований.
Правоприменительная функция деятельности органов исполнительной власти субъектов состоит в исполнении Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов.
Реализация функций по управлению имуществом состоит в осуществлении от имени государства полномочий собственника в отношении объектов государственного имущества, сюда относят управление и распоряжение объектами собственности субъекта Российской Федерации в соответствии с законами данного субъекта, а также управление объектами федеральной собственности, переданными в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [4].
Оказание государственных услуг является одной из важнейших государственных функций, которая обеспечивает связь органов исполнительной власти с гражданами.
Только грамотно построенная деятельность по отбору кадров, финансовому обеспечению органа государственной власти, а также по его наделению техническими и хозяйственно-бытовыми средствами помогает органу исполнительной власти субъекта в исполнении своих прямых задач и функций. Данная функция создает условия для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления.
Свои функции органы исполнительной власти субъекта распространяют почти на все сферы жизни общества: это сфера социально-экономического развития, финансов, науки и образования, здравоохранения и социального обеспечения, культуры и экологии, которыми, соответственно, наделяются специализированные органы субъекта, иными словами, функции территориальных органов исполнительной власти в первую очередь зависит от ведомственной принадлежности и особенностей конкретного региона. К числу специфических административно-правовых функций высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Ф относят также функцию формирования иных органов исполнительной власти. Так, органы исполнительной власти субъекта помимо своих общих функций, обладают также частными, которые реализуют посредством исполнения конкретных полномочий.
Таким образом, изучая компетенцию органов исполнительной власти субъектов, мы проследили их разнообразие, глубокое внедрение во все сферы жизни общества несмотря на то, что это функции лишь одной из ветвей власти. Исходя из этого, возникает подтверждаемое некоторыми правоведами суждение о том, что исполнительная система на региональном уровне обладает слишком обширными и разрозненными полномочиями, сконцентрированными не в одной сфере деятельности, а разрозненными по всей системе государственной власти субъекта. Считаем, что данное суждение необоснованно: изучение нормативных правовых актов федерального уровня помогает сформировать устойчивое представление об исполнительной власти как о разветвленной совокупности государственных структур, обладающих особой компетенцией, а также уникальным функционалом, который обеспечивает исполнение государственной политики во всех сферах жизни общества. На уровне регионов образуется расширенная система органов исполнительной власти, состоящая из разного типа органов власти, исполняющих разного рода функции, оценка эффективности деятельности данных органов в целом доказывает их действенность и результативность.
Литература:
- Викулина, А. А. Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Сибирского федерального округа): дис. маг. юрид. наук / А. А. Викулина. — Томск. 2020. — С. 56.
- Кичалюк, О. Н. К вопросу о развитии законодательства об органах исполнительной власти в субъектах РФ / О. Н. Кичалюк // Матрица научного познания. — 2021. — № 11–2. — С.265.
- Климовская, М. К. Правотворческая компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / М. К. Климовская // Проблемы науки. — 2018. — № 3 (27). — С. 59.
- Кушмелев, К. А. Административно-правовые функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации / К. А. Кушмелев // Эволюция государственно-правовых систем. — 2021. — № 8. — С.39.
- Малый, А. Ф. Функции органов государственной власти: институционализация правовой категории / А. Ф. Малый // Ученые записки Казанского университета. — 2022. — № 12. — С.84.
- Султановская, Т. Б. О субъектах государственного контроля / Т. Б. Султановская // Мир современной науки. — 2020. — № 4(62). — С.17.