Несовершенство и противоречивость Сводов обычаев морских портов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 16.06.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Волков, А. Н. Несовершенство и противоречивость Сводов обычаев морских портов в Российской Федерации / А. Н. Волков, А. О. Дегтерев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/471/103620/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье анализируются сложившиеся противоречия в сфере Сводов обычаев морских портов в Российской Федерации. Авторы уделяют внимание, с одной стороны, чрезмерному разнообразию Сводов обычаев морских портов и их противоречию законодательству, и, с другой стороны, отсутствию законодательства в области регулирования формы и содержания Свода обычаев конкретного морского порта. В заключительной части настоящей статьи приведены практические рекомендации по преодолению таких противоречий и приведения Свода обычаев конкретного морского порта в соответствии с законодательством.

Ключевые слова: обычай, источник права, морские порты, Свод обычаев морского порта, законодательство.

The article analyzes the existing contradictions in the sphere of the Customary Codes of seaports in the Russian Federation. The authors pay attention, on the one hand, to the excessive variety of the Customary Codes of seaports and their contradiction to legislation, and, on the other hand, to the lack of legislation in the sphere of regulating the form and content of the Customary Code of concrete seaport. The final part of article provides practical recommendations for overcoming these contradictions and bringing the Customary Code of concrete seaport in accordance with the legislation.

Keywords: custom, source of law, seaports, the Customary Code of seaport, legislation.

Свод обычаев морского порта на сегодняшний день представляет собой совокупность установленных деловой практикой правил, регулирующих важную практическую часть морской перевозки груза и безопасности мореплавания [1, с. 31].

Особое внимание авторы уделяют тому, как обычаи порта регулируют вопросы, связанные с временем и способами доставки груза к судну; временем, необходимым для выполнения грузовых работ; графиком работы порта; исчислением стояночного времени.

Более того, Свод обычаев морского порта может являться источником для разрешения спора по существу как в судебных, так и арбитражных (третейских) органах, что подтверждается позицией Морской Арбитражной Комиссии при Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации [2].

Однако перед тем, как перейти к проблемным вопросам настоящей статьи, авторы считают нужным указать, что для уяснения сущности Свода обычаев морского порта, представляется нужным уяснить, что законодатель понимает под терминами «обычай» и «порт».

В статье 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) дается следующее определение: «обычай — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» [3]. Иными словами, это такое правило поведения, которое формируется не законодателем, а самими участниками деловых отношений и может иметь самые различные формы фиксации (например, устная или письменная), на чем в дальнейшем авторы остановятся подробнее.

Аналогичное определение содержится в Федеральном Законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О Портах») [4]. В указанном законе в статье 3 под обычаями морского порта понимаются правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 1 ФЗ «О Портах», со ссылкой на статью 9 Кодекса Торгового Мореплавания под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг, согласно вышеуказанной статье ФЗ «О Портах» контроль и регулирование деятельности портов осуществляет государство.

Таким образом, порт — определенное государством границы акватории и прилегающие к ней причалы, на которых возможна деятельность хозяйствующих субъектов.

В целом, авторы полагают, что существующее регулирование Свода обычаев морского порта является недостаточным, так как фактически состоит из трех правовых норм, закрепленных в одной статье в ФЗ «О Портах». В конце настоящей статьи будут предложены необходимые новеллы с целью гармонизации законодательства в сфере морских портов.

Следствием того, что обычаи происходят от самих участников деловых отношений и того, что такие обычаи фактически не урегулированы законодательством, является полное отсутствие единообразия среди различных Сводов обычаев морских портов, что на практике их применения приводит к трудностям и неоднозначности восприятия.

Сопоставляемые Своды обычаев морских портов, выбранные в произвольном порядке различаются по следующим характеристикам:

1) Объем

Владивостокский морской торговый порт — 8 страниц [5];

Ванинский морской торговый порт — 20 страниц [6];

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт — 26 страниц [7];

Морской торговый порт Туапсе — 45 страниц [8].

2) Регулирование лоцманской проводки

Находкинский морской торговый порт в вопросе лоцманской проводки отсылает на Департамент морского транспорта г. Находка [9];

Владивостокский морской торговой порт осуществляет лоцманскую проводку исключительно на основе положений Свода обычаев морского порта;

Новороссийский морской торговый порт не содержит положений о лоцманской проводке и отсылает на морскую администрацию порта Новороссийск [10];

Свод обычаев Морской порт Петропавловск-Камчатский не содержит информации к лоцманской проводке.

3) Орган (лицо), издавшее Свод обычаев морского порта

Новороссийский морской торговый порт — Председатель Совета директоров ОАО «НМТП»;

Калининградский морской рыбный порт — неуказанное должностное лицо ФГУП «КМРП» [11];

Анадырский морской порт — Генеральный директор АО «Анадырьморпорт» [12];

Владивостокский морской торговый порт — указание на орган (лицо), издавший Свод обычаев морского порта, отсутствует;

Морские порты Темрюк и Кавказ — начальники отделов портовой деятельности и морского права Министерства Транспорта РФ [13].

4) Освидетельствование Торгово-Промышленной Палатой (далее — ТПП) Свода обычаев производилось:

Новороссийского морского торгового порта — межрайонной ТПП;

Морского торгового порта Таганрог — не содержит указания на факт освидетельствования какой-либо ТПП [14];

Находкинского морского торгового порта — председателем морской региональной ТПП;

Владивостокского морского рыбного порта — председателем ТПП Приморского края [15];

Анадырского морского порта — ТПП РФ.

Противоречивость Сводов обычаев усугубляется тем, что на территории одного порта как комплексного инфраструктурного элемента государства могут осуществлять деятельность несколько стивидорных компаний. Например, в порту г. Новороссийск существуют две доминирующие стивидорные компании — ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и ОАО «Новорослесэкспорт» [16]. Каждая из этих компаний, несмотря на вхождение в один конгломерат «Группа НМТП», издала свой Свод обычаев морского порта, что приводит к их коллизии, так как названной зоной действия обоих Сводов обычаев является порт Новороссийск.

Такое положение дел может привести к следующему. Вышеупомянутая судебная практика Морской Арбитражной Комиссии при ТПП РФ показывает, что даже если обычай является неписанным (то есть, не закреплен в каком-либо документе либо закреплен с нарушениями, как, например, Свод обычаев торгового порта Владивосток, где не указан орган (лицо), издавший его), то хозяйствующие субъекты все равно должны в соответствии с характером своей деятельности осознавать значимость обычаев (ст. 5 ГК РФ; ст. 9 Венской Конвенции «О международной купле-продаже» 1980 г.) и подчиняться им, в случае, если законом или договором не предусмотрено иное.

Появляется закономерный вопрос: «каким образом разрешить спор по существу, если в одном порту существует несколько противоречащих друг другу Сводов обычаев морского порта, а в договоре и законе отсутствуют положения, регулирующие возникшие спорные правоотношения?».

К сожалению, на данный момент, судебная практика не дает ответа на этот вопрос, однако учитывая, что Новороссийск — крупнейший порт на юге России, то появление подобного спора представляется вполне вероятным, что, скорее всего, вызовет «неожиданное судебное решение», что будет являться не лучшим исходом для формирования отечественной практики правоприменения по указанному вопросу.

На данный момент, попытки разрешить рассматриваемую проблему предпринимаются Министерством Транспорта РФ путем утверждения Обязательных Постановлений в морских портах. Авторы полагают, что такой метод регулирования не является эффективным по нескольким причинам.

Во-первых, Обязательные Постановления имеют детализирующее содержание по отношению к Сводам обычаев морских портов. Иными словами, Обязательные Постановления составляются и утверждаются на основе уже существующих Сводов обычаев морских портов, что приводит к тому, что Обязательные Постановления лишь дополняют первоначальные Своды обычаев морских портов в тех пропорциях, которые, по мнению Министерства Транспорта РФ, являются необходимыми. Иллюстрацией данного тезиса является объем и содержание Обязательных Постановлений. Так, в порту Новороссийск Обязательные Постановления представляют собой документ, состоящий из 44 страниц, а в порту Владивосток уже из 49 страниц [17, 18]. Отличаются также как главы, так и их содержание (например, главы 12 и 15 указанных Обязательных Постановлений).

Во-вторых, Обязательные Постановления имеют цель, в первую очередь, регламентировать порядок прохода судов по акватории порта, а также устанавливают правила безопасности для входящих в акваторию судов, что отличает Обязательные Постановления от Сводов обычаев морских портов, которые регламентируют, в первую очередь, вопросы, связанные с безопасностью мореплавания в морских портах, с временем и способах доставки груза к судну; временем, необходимым для выполнения грузовых работ; графиком работы порта; исчислением стояночного времени.

Исходя из вышесказанного, авторы делают вывод о невозможности разрешить проблемы, связанные с отсутствием единообразия Сводов обычаев морских портов и их противоречия законодательству путем издания детализирующих Обязательных Постановлений.

В связи с этим, авторы предлагают следующий порядок изменений (на примере порта Владивосток).

Во-первых, Свод обычаев морского порта должен издаваться государственной администрацией морского порта согласно единой методике, утверждаемой тем государственным органом, который осуществляет контроль безопасности порта и ведет реестр морских портов. Согласно статье 9 ФЗ «О портах» таким органом является Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее — Росморречфлот).

Своего рода «Конституцией» для Свода обычаев морского порта станет ФЗ «О портах», в котором вышеупомянутая 3 статья названного ФЗ будет основной нормой, регламентирующей Свод обычаев морских портов.

Внесение изменений в ФЗ «О портах» путем дополнительной детализации основных требований к Своду обычаев морского порта и определение государственного органа, издающего методику по составлению Свода обычаев морского порта, приведет к единообразию и гармонизации с законодательством таких Сводов, и, вместе с тем, будет учитывать географические и технические особенности портов.

Во-вторых, следует изменить сферу действия Свода обычаев морского порта. На сегодняшний день каждая стивидорная компания имеет в своем владении лишь ту часть порта, которую такая компания арендует у государства. На практике это означает, что даже если стивидорная компания называется ПАО «Владивостокский морской торговый порт», это не приводит к тому, что такое ПАО осуществляет деятельность на территории всего порта. Следовательно, любой Свод обычаев морского порта априори не распространяется на весь порт, что противоречит названию Свода обычаев морского порта и сути такого Свода.

Разрешить данное противоречие возможно путем распространения сферы действия Свода обычаев морского порта на всю территорию порта.

В-третьих, позволить стивидорным компаниям, на основе принятого администрацией морского порта Свода обычаев морского порта, издавать свои локальные нормативные акты, в которых будет регламентирован порядок работы таких стивидорных компаний и будет указана конкретная зона действия такого локального нормативного акта. Такой локальный нормативный акт должен:

1) Не противоречить Своду обычаев морского порта;

2) Детализировать положения Свода обычаев морского порта;

3) Распространять свое действие с момента швартовки судна у причала стивидорной компании;

4) Находиться в открытом доступе в Сети «Интернет».

Таким образом, согласно концепции авторов, Росморречфлот утверждает методику по составлению Свода обычаев морского порта, на основе которой администрация морского порта издаёт Свод обычаев морского порта, который действует на всю территорию порта и предлагаемый Свод обычаев морского порта будет действовать от момента захода судна в акваторию порта до момента швартовки судна у причала стивидорной компании.

Практическим результатом таких изменений будет являться упрощение восприятия прибывающими судами тех требований, которые порт выдвигает к таким судам, а также позволит избавиться от противоречий, связанных с отсутствием единообразия существующих Сводов обычаев морских портов и их несоответствия законодательству РФ.

Литература:

  1. Кокин А. С. Международная морская перевозка груза: право и практика / А. С. Кокин. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 584 с.
  2. Маковский А. Л. Споры о сталийном времени в практике Морской арбитражной комиссии / А. Л. Маковский // Торговое мореплавание и морское право. Вып. 11. М., 1983. — С. 9–17.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 26.03.2023).
  4. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 261-ФЗ [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390/ (дата обращения: 27.03.2023).
  5. Свод обычаев Владивостокского морского торгового порта / URL: https://www.vmtp.ru/klientam/normativno-spravochnaya-informatsiya (дата обращения: 28.03.2023).
  6. Свод обычаев ОАО «Ванинский морской торговый порт» / URL: http://www.fpvanmar.com/porty-i-terminaly-ports-terminals/port-vanino/ (дата обращения: 28.03.2023).
  7. Свод обычаев ООО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» / URL: http://port.kamchatka.ru/about/customs.shtml (дата обращения: 28.03.2023).
  8. Свод обычаев морского торгового порта Туапсе / URL: https://www.rosmorport.ru/media/File/Tuapse_Customs.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
  9. Свод обычаев Находкинского морского торгового порта / URL: https://www.stevedoredv.ru/port/ (дата обращения: 28.03.2023).
  10. Свод обычаев морского торгового порта Новороссийск / URL: https://www.rosmorport.ru/media/File/nvr_obychai.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
  11. Свод обычаев Калининградского морского рыбного порта / URL: https://www.kmrp.ru/o-porte/svod-obychaev.html (дата обращения: 28.03.2023).
  12. Свод обычаев АО «Анадырьморпорт» / URL: http://www.morport.chukotka.ru/about.html (дата обращения: 28.03.2023).
  13. Свод обычаев морских портов Темрюк и Кавказ / URL: https://www.gazprom-transservice.ru/upload/svod-obychaev.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
  14. Свод обычаев морского торгового порта Таганрог / URL: http://www.seaport.ru/rus/position/svod.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
  15. Свод обычаев ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» / URL: https://fishport.ru/upload/iblock/ea3/ea33991f043756d7a9f373b5e4c91e1f.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
  16. Свод обычаев АО «НОВОРОСЛЕСЭКСПОРТ» / URL: https://www.nle.ru/index.php?desktop=1 (дата обращения: 28.03.2023).
  17. Обязательные Постановления Министерства Транспорта Российской Федерации в морском порту Новороссийск от 30.11.2017 г. № 503 / URL: https://bsamp.ru/section-view-doc-novorossiysk (дата обращения: 28.03.2023).
  18. Обязательные Постановления Министерства Транспорта Российской Федерации в морском порту Владивосток от 02.07.2013 г. № 229 / URL: http://pma.ru//wp-content/uploads/2020/08/vld-prikaz_mintransa_ot_02.07.2013_229.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): морской порт, Свод обычаев, порт, Российская Федерация, лоцманская проводка, Новороссийск, стивидорная компания, Владивосток, морской торговый порт, новороссийский морской торговый порт.


Ключевые слова

законодательство, морские порты, обычай, источник права, Свод обычаев морского порта

Похожие статьи

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Раскрыты проблемы и перспективы развития Приморского морского транспортного узла.

по внедрению данных предложений в работе торгового порта города Владивосток [1].

Надо отметить, что современный морской порт — это не просто крупный транспортный узел.

Осуществляя комплексный подход к позиционированию морского транспорта Российской...

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

 обеспечение безопасности охраны окружающей природной среды в морских портах и на рейдах

Проанализировав основные услуги, оказываемые в порту, рассмотрим компании, которые готовы

Итак, наш т/х «Сормовский 3054» заходит в порт Азов на погрузку N груза.

Расходы на оказание услуг в морском порту, относимые на лоцманский и экологический сборы.

порт, Россия, внешнеэкономическая деятельность, морской порт...

В 2014 году крупнейшими российскими портами по экспорту, кроме Большого порта

портами по импорту — Большой порт Санкт-Петербурга (15982 тыс. тонн), Новороссийск

Морские порты России будут терять массу времени на прохождение таможенных процедур.

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия...

Тенденции и варианты развития морских портов России

Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико. Современный морской порт — это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др.

Современное состояние и развитие морского и речного флота...

Федеральное агентство морского и речного транспорта: [Электронный ресурс].

Статья посвящена анализу портовых сборов, взимаемых с судов в морских портах Российской Федерации.

Российский флот в морских сражениях русско-японской войны [1904–1905 г.]

Торговый флот и обслуживание торговых судов. В международной логистике существует 4...

Анализ современной системы портовых сборов в морских портах...

Расчетная база для начисления портовых сборов ипорядок расчета портовых сборов в морских портах Российской Федерации следующий. Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в его мерительном свидетельстве [12, пункт 1.7].

Несовершенство и противоречивость Сводов обычаев морских...

В статье анализируются сложившиеся противоречия в сфере Сводов обычаев морских портов в Российской Федерации.

практические рекомендации по преодолению таких противоречий и приведения Свода обычаев конкретного морского порта в соответствии с законодательством.

К вопросу о регулировании морских перевозок | Статья в журнале...

Для РФ огромным шагом на пути развития морских перевозок стало принятия КТМ РФ.

Договор морского круиза предусмотрен в ст. 195 Кодекса торгового мореплавания.

Впервые договор морской перевозки груза был закреплен в российском законодательстве.

Контроль судов государством порта в. Впервые договор морской перевозки груза был закреплен в...

Оценка конкурентоспособности морских портов...

В статье представлена методология оценки конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования» (АСФ).

Представлены результаты оценки конкурентоспособности морских портов РФ с позиций межпортовой конкуренции.

Похожие статьи

Применение морского транспорта в организации цепей поставок...

Раскрыты проблемы и перспективы развития Приморского морского транспортного узла.

по внедрению данных предложений в работе торгового порта города Владивосток [1].

Надо отметить, что современный морской порт — это не просто крупный транспортный узел.

Осуществляя комплексный подход к позиционированию морского транспорта Российской...

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

 обеспечение безопасности охраны окружающей природной среды в морских портах и на рейдах

Проанализировав основные услуги, оказываемые в порту, рассмотрим компании, которые готовы

Итак, наш т/х «Сормовский 3054» заходит в порт Азов на погрузку N груза.

Расходы на оказание услуг в морском порту, относимые на лоцманский и экологический сборы.

порт, Россия, внешнеэкономическая деятельность, морской порт...

В 2014 году крупнейшими российскими портами по экспорту, кроме Большого порта

портами по импорту — Большой порт Санкт-Петербурга (15982 тыс. тонн), Новороссийск

Морские порты России будут терять массу времени на прохождение таможенных процедур.

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия...

Тенденции и варианты развития морских портов России

Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико. Современный морской порт — это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др.

Современное состояние и развитие морского и речного флота...

Федеральное агентство морского и речного транспорта: [Электронный ресурс].

Статья посвящена анализу портовых сборов, взимаемых с судов в морских портах Российской Федерации.

Российский флот в морских сражениях русско-японской войны [1904–1905 г.]

Торговый флот и обслуживание торговых судов. В международной логистике существует 4...

Анализ современной системы портовых сборов в морских портах...

Расчетная база для начисления портовых сборов ипорядок расчета портовых сборов в морских портах Российской Федерации следующий. Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в его мерительном свидетельстве [12, пункт 1.7].

Несовершенство и противоречивость Сводов обычаев морских...

В статье анализируются сложившиеся противоречия в сфере Сводов обычаев морских портов в Российской Федерации.

практические рекомендации по преодолению таких противоречий и приведения Свода обычаев конкретного морского порта в соответствии с законодательством.

К вопросу о регулировании морских перевозок | Статья в журнале...

Для РФ огромным шагом на пути развития морских перевозок стало принятия КТМ РФ.

Договор морского круиза предусмотрен в ст. 195 Кодекса торгового мореплавания.

Впервые договор морской перевозки груза был закреплен в российском законодательстве.

Контроль судов государством порта в. Впервые договор морской перевозки груза был закреплен в...

Оценка конкурентоспособности морских портов...

В статье представлена методология оценки конкурентоспособности морских портов с использованием метода «Анализ среды функционирования» (АСФ).

Представлены результаты оценки конкурентоспособности морских портов РФ с позиций межпортовой конкуренции.

Задать вопрос