Анализ современной системы портовых сборов в морских портах Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бодровцева, Н. Ю. Анализ современной системы портовых сборов в морских портах Российской Федерации / Н. Ю. Бодровцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 153-157. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11499/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена анализу портовых сборов, взимаемых с судов в морских портах Российской Федерации. Автором использован системный подход. Определены и проанализированы элементы, составляющие современную систему портовых сборов. Проведен анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. На основании результатов анализа предложены меры по совершенствованию государственного регулирования отдельных элементов, составляющих систему портовых сборов.

Ключевые слова: морские порты, портовые сборы, система портовых сборов, виды портовых сборов, закон о морских портах

The article is devoted to the analysis of port charges levied on vessels in the Russian Federation seaports. The author has used a systematic approach. There are identified and analyzed elements forming a modern system of port charges. It is given the analysis of the current normative legal acts regulating corresponding legal relationship. Based on the analysis results the author proposes measures to improve state regulation of the separate elements consisting the port charges system.

Keywords: seaports, port charges, the system of port charges, kinds of port charges, the Statute on seaports

Понятие портовых сборов существует с момента появления первых портов и развития мореплавания. На сегодняшний день практика взимания портовых сборов с судов, заходящих в порт, существует во всем мире.

Следует согласиться с мнением автора [2], использующим для изучения понятия «портовые сборы» системный подход, представляющими портовые сборы как систему, состоящую из совокупности элементов, взаимообуславливающих друг друга.

Совершенствование государственного регулирования деятельности морских портов, принятие в последнее время целого ряда нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере установления и уплаты портовых сборов, заставляют вновь обратиться к анализу системы портовых сборов, сложившейся в Российской Федерации в настоящее время.

Итак, современную систему портовых сборов Российской Федерации, можно представить следующим образом:

1) Понятие портовых сборов;

2) Виды портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, и перечень морских портов, в которых установлена обязанность по уплате портовых сборов;

3) Получатель портовых сборов;

4) Плательщик портовых сборов;

5) Объект обложения портовыми сборами и основания возникновения обязанности по уплате портовых сборов;

6) Ставки портовых сборов;

7) Расчетная база для начисления портовых сборов и порядок расчета портовых сборов.

8) Льготы и преференции по уплате портовых сборов.

9) Денежная единица, в которой осуществляется оплата портовых сборов;

10) Порядок исполнения и контроль исполнения обязанности по уплате портовых сборов.

Данные элементы системы портовых сборов выделены по принципу достаточности для регулирования правоотношений по определению и уплате портовых сборов. Изменение любого из указанных элементов способно оказать существенное влияние на сумму портовых сборов, собираемых в морских портах Российской Федерации.

Понятие портовых сборов определено Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о морских портах), в котором установлено, что «Оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы)» [9, статья 19 пункт 1].

Таким образом портовые сборы определяются как плата за оказываемые в морских портах услуги по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему. Следовательно, Законом о морских портах установлена гражданско-правовая природа портовых сборов, как платы за оказываемые услуги.

В Законе о морских портах определены виды портовых сборов. Закон содержит закрытый перечень портовых сборов, которые могут быть установлены в морских портах Российской Федерации, а именно:

1) корабельный;

2) канальный;

3) ледокольный;

4) лоцманский;

5) маячный;

6) навигационный;

7) причальный;

8) экологический;

9) транспортной безопасности акватории морского порта [9, статья 19 пункт 3].

При этом Закон о морских портах не раскрывает содержание и состав оказываемых услуг в рамках каждого сбора, но определяет естественно монопольный характер данных услуг. Так, Законом определено, что ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях [9, статья 19 пункт 5].

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [8, статья 6] постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством [11].

Указанное постановление Правительства РФ не ссылается на Закон о морских портах. Ряд услуг, указанных в перечне [11, пункт 1–8], может быть соотнесен с портовыми сборами, как платой за услуги в соответствии с Законом о морских портах. Однако, следует обратить внимание, что указанный перечень не содержит услуги по обеспечению транспортной безопасности морского порта, сбор за которую предусмотрен Законом о морских портах [9, статья 19 пункт 3 подпункт 9].

В соответствии с Законом о морских портах [9, статья 19 пункт 4] перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, установлен Приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» (далее — Приказ Минтранса России от 31.10.2012 № 387, Приказ Минтранса России) [10].

Согласно данному перечню портовые сборы установлены в 64 из 67 морских портов Российской Федерации. Виды сборов, взимаемые в каждом порту, установлены в зависимости от имеющихся в порту объектов инфраструктуры в соответствии с обязательными постановлениями по порту.

Следует отметить, что Приказом Минтранса России в каждом порту установлен сбор транспортной безопасности акватории морского порта, а причальный сбор не установлен ни в одном морском порту.

Получатель портовых сборов в общем случае установлен Законом о морских портах, согласно которому портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, а также хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту [9, статья 19 пункт 2]. Следовательно, получателями портовых сборов могут выступать администрации морских портов, либо иные хозяйствующие субъекты.

Приказ Минтранса России от 31.10.2012 № 387 определяет соответствие морских потов, портовых сборов и хозяйствующих субъектов, наделяемых правом взимания данных видов портовых сборов в конкретном порту.

Приказ наделяет правом взимания корабельного сбора администрации морских портов [10, пункт 2].

В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 8 бассейновых администраций морских портов, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Росморречфлоту [13]. Администрации взимают корабельный сбор в тех портах, которые отнесены к предмету ведения конкретной администрации.

Также правом взимания портовых сборов наделяются государственные унитарные предприятия, в хозяйственное ведение которых переданы объекты инфраструктуры морского порта: ФГУП «Росморпорт», ГУП РК «Крымские морские порты», ГУП «Севастопольский морской порт» [10, пункт 2].

Так, ФГУП «Росморпорт» наделяется правом взимать в 54 морских портах следующие виды сборов: канальный, навигационный, маячный, ледокольный, транспортной безопасности акватории морского порта (кроме канального, навигационного, маячного сборов в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта и Севастополь);

ГУП РК «Крымские морские порты» наделяется правом взимать канальный, навигационный, маячный сборы в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта;

ГУП «Севастопольский морской порт» наделяется правом взимать канальный, навигационный, маячный сборы в морском порту Севастополь.

В отношении лоцманского и экологического сборов, учитывая характер оказываемых услуг и сложившуюся практику оказания данных услуг, установлен открытых перечень хозяйствующих субъектов, наделяемых правом взимания данных портовых сборов наяду с ФГУП «Росморпорт».

Плательщики портовых сборов установлены Приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» (далее — Приказ ФАС России от 10.03.2016 № 223/16) [12].

Согласно указанному Приказу ФАС России плательщиками портовых сборов являются российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица [12, пункт 1.2].

Объектом обложения портовыми сборами являются суда, осуществляющие плавание под государственным флагом Российской Федерации (российские суда), и суда, осуществляющие плавание под флагами иностранных государств (иностранные суда) [12, пункт 1.3].

Основанием возникновения обязанности по уплате портовых сборов вобщем случаеявляются заход судна в порт, выход судна из порта и проход акватории порта транзитом [12, пункт 1.2].

Ставки портовых сборов устанавливаются Приказами ФАС России для конкретных хозяйствующих субъектов, наделенных правом взимать портовые сборы. Размер ставок портовых сборов дифференцирован по нескольким основаниям:

– тип судна:

  • наливные суда;
  • накатные, наплавные суда и контейнеровозы;
  • все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных.

– вид плавания: загранплавание, плавание в каботаже.

– флаг судна: судно под флагом Российской Федерации, судно под флагом иностранного государства [12, пункт 1.3].

В отношении ставок портовых сборов необходимо отметить следующее. В настоящее время приказами ФАС России ни в одном порту Российской Федерации для ФГУП «Росморпорт» не установлены ставки сбора транспортной безопасности акватории морского порта. Тем не менее Приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 утверждаются правила применения ставок данного сбора [12, пункт 9.1].

В ряде портов установлена плата за предоставление причалов в отсутствии установленного Приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 причального сбора [6, 7].

В отношении ставок портовых сборов, установленных для ФГУП «Росморпорт», следует обратить внимание на установление летней ставки ледокольного сбора [5], которая по своей сути не может являться платой за услугу, так как услуги ледоколов предоставляются судам только в период зимней навигации.

Приказами ФАС России устанавливаются льготы по уплате портовых сборов. В целом подход к установлению льгот соответствует международной практике и зависит от:

– назначения судна;

– назначения судозахода.

Так, от уплаты портовых сборов освобождаются суда, используемые в некоммерческих целях: учебные суда, аварийно-спасательные суда, военные корабли, суда, используемые для осуществления государственных контрольных и надзорных функций и т. п. [12, пункт 1.11].

От всех сборов, кроме лоцманского сбора, освобождаются суда, проходящие в порту ходовые испытания; суда, обслуживающие деятельность морского порта (ледоколы, суда портофлота); а также суда, эффективность коммерческой работы которых невелика (научно-исследовательские суда, маломерные и прогулочные суда, спортивные парусные суда и т. п.) [12, пункт 1.12].

Отдельные льготы и преференции по уплате портовых сборов предоставляются пассажирским судам и судам рыбопромыслового флота.

В зависимости от назначения судозахода льготы по уплате портовых сборов предоставляются:

1) судам, заходящим с моря на внешний рейд на подходах к порту и выходящих с него в море, без выполнения на рейде каких-либо операций;

2) судам, заходящим в порт вынужденно, в связи с угрозой безопасности судна, жизни или здоровью экипажа и пассажиров, без осуществления в порту операций с грузами и обслуживания пассажиров;

3) судам, заходящим в порт для аварийного ремонта без осуществления в порту операций с грузами и обслуживания пассажиров [12, пункт 1.14].

Расчетная база для начисления портовых сборов ипорядок расчета портовых сборов в морских портах Российской Федерации следующий.

Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в его мерительном свидетельстве [12, пункт 1.7]. Мерительное свидетельство входит в состав судовых документов [3, статья 25].

В общем случае для расчета портового сбора, ставка портового сбора умножается на показатель валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве. Расчет лоцманского и экологического сбора имеет свои особенности [12, раздел V, раздел VIII].

Ставки портовых сборов устанавливаются внациональной валюте Российской Федерации [12, пункт 1.7]. Оплата портовых сборов осуществляется также в российских рублях.

Порядок исполнения обязанности по уплате портовых сборов определяется в рамках гражданско-правовых отношений на основании договора, заключаемого между получателем портовых сборов — хозяйствующим субъектом, оказывающим соответствующие услуги, и плательщиком портовых сборов — судовладельцем или иным уполномоченным им лицом. Договор оказания услуг, в данном случае, является договором присоединения, положения которого определяются Гражданским кодексом Российской Федерации [1, статья 428].

Непосредственными исполнителями обязанности по уплате портовых сборов в соответствии со сложившейся морской практикой являются судовые агенты, действующим по поручению судовладельца [3, статья 232].

Контроль исполнения обязанности по уплате портовых сборов осуществляется сторонами договора. Также контроль по уплате портовых сборов вправе осуществлять капитан порта. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации капитан порта осуществляет функции по контролю за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта [3, статья 76]. Капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае неуплаты установленных портовых сборов [3, статья 80].

В заключении следует отметить, что современная система портовых сборов имеет все необходимые элементы для установления и исполнения обязанности по взиманию и уплате портовых сборов в морских портах Российской Федерации.

Однако представляется целесообразным на законодательном уровне установить соответствие между принятыми Законом о морских портах портовыми сборами как платой за услуги естественно монопольного характера и непосредственно услугами, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях.

Следует дать отдельную правовую оценку установлению органом государственного регулирования платы за предоставление причалов в отсутствии установленного причального сбора и летней ставки ледокольного сбора, как платы за услугу, фактически не оказываемую судну.

Представляется необходимым органу государственного регулирования (ФАС России) в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях и Законом о морских портах установить ставки сбора транспортной безопасности акватории морского порта, фактически взимаемого субъектом естественной монополии ФГУП «Росморпорт» [4, приложение 1 пункт 111].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1994. № 238–239; 2016. № 69.
  2. Казьмина О. А. Формирование системы портовых сборов в конкурентной среде: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Санкт-Петербург. 2006. 156 с.
  3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1999. № 85–86; 2016. № 146.
  4. Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России: приказ ФАС России от 28.01.2016 № 75/16 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 18.
  5. Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации: приказ ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.06.2016.
  6. Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Ванинский морской торговый порт: приказ ФСТ России от 28.08.2012 № 204-т/1 // Российская газета. 2012. № 265; 2014. № 298.
  7. Об утверждении тарифов на услуги по предоставлению причалов, оказываемые ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»: приказ ФСТ России от 18.08.2010 № 179-т/1 // Российская газета. 2010. № 207.
  8. О естественных монополиях: федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 1995. № 164; 2015. № 225.
  9. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.07.2016) // Российская газета. 2007. № 254; 2015. № 297.
  10. Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации: утв. приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 (ред. от 06.11.2014) «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 295; 2014. № 278.
  11. Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством: утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» // Собрание законодательства РФ. 2008, № 17. ст. 1887; 2015. № 37. ст. 5153.
  12. Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации: утв. приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 26.
  13. Федеральное агентство морского и речного флота. [Официальный сайт] // Подведомственные организации. Администрации морских портов. URL: http://www.morflot.ru/ob_agentstve/podvedomstvennyie_organizatsii/administratsii_morskih_portov.html (дата обращения 06.11.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата.

Ключевые слова

портовые сборы, морские порты, система портовых сборов, виды портовых сборов, закон о морских портах

Похожие статьи

Анализ судебной практики по делам об экологической экспертизе...

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата. Регламентация государственного контроля и надзора в сфере...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной...

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата. Государственное регулирование транспортной деятельности.

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

Функционирование морских портов России зависит в основном от состояния и развития обеспечивающих видов флота.

Канальный, навигационный, навигационный CУДС, маячный, сбор транспортной безопасности акватории морского порта. 92628,86.

Структура и схема взимания портовых сборов | Статья в журнале...

Следует отметить, что Приказом Минтранса России в каждом порту установлен сбор транспортной безопасности акватории морского порта, а причальный сбор...

Оценка конкурентоспособности морских портов...

Площадь акватории морского порта.

Расходы на содержание объектов инфраструктуры морского порта, относимые на навигационный, канальный, маячный, ледокольный сбор и сбор транспортной безопасности акватории морского порта.

Современное состояние и развитие морского и речного флота...

Основные термины (генерируются автоматически): речной флот, суд, Россия, морской флот, российский флот, компания, Великая морская держава, водный транспорт, иностранный флаг, общая грузоподъемность.

Анализ современной системы портовых сборов в морских портах...

Тенденции и варианты развития морских портов России

сырая нефть, порт, распределение объемов перевалки, Россия, экспертный вариант, Дальний Восток, морской порт России, Тихий океан, Российская Федерация, Восточная Сибирь.

Научный и технологический потенциал Булунского района...

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура. Развитие промышленности и технологий в Арктике.

Похожие статьи

Анализ судебной практики по делам об экологической экспертизе...

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата. Регламентация государственного контроля и надзора в сфере...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной...

сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата. Государственное регулирование транспортной деятельности.

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

Функционирование морских портов России зависит в основном от состояния и развития обеспечивающих видов флота.

Канальный, навигационный, навигационный CУДС, маячный, сбор транспортной безопасности акватории морского порта. 92628,86.

Структура и схема взимания портовых сборов | Статья в журнале...

Следует отметить, что Приказом Минтранса России в каждом порту установлен сбор транспортной безопасности акватории морского порта, а причальный сбор...

Оценка конкурентоспособности морских портов...

Площадь акватории морского порта.

Расходы на содержание объектов инфраструктуры морского порта, относимые на навигационный, канальный, маячный, ледокольный сбор и сбор транспортной безопасности акватории морского порта.

Современное состояние и развитие морского и речного флота...

Основные термины (генерируются автоматически): речной флот, суд, Россия, морской флот, российский флот, компания, Великая морская держава, водный транспорт, иностранный флаг, общая грузоподъемность.

Анализ современной системы портовых сборов в морских портах...

Тенденции и варианты развития морских портов России

сырая нефть, порт, распределение объемов перевалки, Россия, экспертный вариант, Дальний Восток, морской порт России, Тихий океан, Российская Федерация, Восточная Сибирь.

Научный и технологический потенциал Булунского района...

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура. Развитие промышленности и технологий в Арктике.