Связь особенностей детско-материнских отношений и проявлений эмпатии у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Гребенюк, Н. М. Связь особенностей детско-материнских отношений и проявлений эмпатии у детей дошкольного возраста / Н. М. Гребенюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 443-446. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104035/ (дата обращения: 01.05.2024).



Ключевые слова: эмпатия, детско-родительские отношения, детско-материнские отношения, дети дошкольного возраста.

Keywords: the empathy, the parent-child relationship, thechild-maternal relations, the preschool children.

В данной статье исследуется связь особенностей детско-материнских отношений и проявлений эмпатии у детей дошкольного возраста. С каждым годом возрастает понимание важности эмпатии, роли, которую эмпатия играет в развитии личности, общении. Становиться понятным, как недостаток эмпатии влияет на нашу жизнь не только в масштабах одного человека, но и общества в целом. В дошкольном возрасте происходит становление и развитие социальной личности ребенка, он приобщается к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, ребенок пытается познать себя, свою индивидуальность, в том числе, и с помощью принятия других людей.

Развитие эмпатии в дошкольном возрасте выступает важным фактором для всего личностного развития современного ребенка, ведь обладая способностями к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, ребенок в сложных условиях развития современного общества сможет лучше адаптироваться к реальной жизни и ориентироваться в социокультурном пространстве.

К сожалению, многие дети в современных семьях оказываются в эмоциональной изоляции от родителей, в том числе, и матерей. Не все матери хотят или могут поддерживать эмоциональный контакт со своим ребенком, который позволил бы развиваться чувству эмпатии у ребенка. Такие дети, к сожалению, не умеют эмоционально воспринимать окружающий мир, они вырастают жестокими, равнодушными, безразличными к чужому горю или несчастью, не в состоянии помочь ближнему человеку, который оказался в трудной жизненной ситуации.

Эмпатия является одним из важных условий просоциального (ориентированного на интересы другого) поведения, успешных межличностных отношений. Способность к эмпатии не является врожденной, формируется прижизненно в раннем детстве и зависит от характера общения и взаимодействия родителей с ребенком.

В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) у детей развиваются черты индивидуализации, формируются элементы эмоциональной компетентности: ребенок начинает понимать эмоции других людей, возникает осознанность [3, с.423]. В этом возрасте дети общаются на личностном уровне, они учатся понимать чувства другого человека [8, с.24].

К возрасту 7 лет у ребенка должно быть сформировано избирательно-постоянное предпочтение коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей, по словам Л. И. Божович, это период социального «Я» [1, с.35]. В этом возрасте изменяются отношения ребенка с социальных окружением и возникают новые чувства, эмоции и переживания.

В современной психологической литературе, несмотря на различные подходы к объяснению процесса, феномен эмпатии рассматривается как эмоциональная реакция, то есть, снижающая способность воспринимать эмоциональное состояние других людей. В психологической науке эмпатия рассматривается с позиций различных научных школ и концепций.

Большой вклад в разработку концепции эмпатии внес американский психолог, психоаналитик К. Роджерс, основатель гуманистического направления в психологической науке [6, с.428]. На формирование его взглядов на феномен эмпатии повлиял практический опыт работы в начале своей карьеры с трудными детьми и подростками, неблагополучными, неполными семьями и пр. В таких ситуациях от консультанта особенно требовались теплота, внимательность, искренность и понимание отношения психоаналитика к клиенту.

Для К. Роджерса понятие эмпатии является центральным. Он определяет эмпатию как способность понимать и проникать во внутренний мир другого человека. Теперь рассмотрим разработанность понятия эмпатии в отечественной психологии. В советской и российской психологической науке содержание понятия «эмпатия» трактуется неоднозначно! Так, одни ученые определяют ее как определенную способность, вторые как сложный процесс, третьи — как определенное состояние человека, на которое оказывает влияние разные факторы, а именно, внутренние психические процессы и психологические особенности личности.

Проявление эмпатического поведения в дошкольном возрасте определяется не столько внутренними мотивами характера ребенка, а одобрением окружающих, соблюдением морально-этических норм. [2, с.12], [7, с. 24].

Не будет преувеличением, если отметить, что дети, выросшие в семьях, где имеется эмпатический опыт, сами получают бесценные примеры от родителей в их взаимодействии с другими людьми. Другими словами, ребенок может не только понимать ситуацию своего сверстника, активно взаимодействовать с ним, но и действовать и активно поддерживать его.

Признание родителями состояния своего ребенка и правильное понимание причин его эмоционального состояния, отношение к внутреннему миру ребенка и эмоциональная восприимчивость — все это позволяет обеспечить необходимый эмоциональный контакт с ребенком, осуществлять эмоциональную поддержку ребенка, а значит, способствует возникновению чувства эмпатии.

Появление эмоционального негативного отношения со стороны родителей, эмоциональное неприятие и прочие отрицательные моменты будут способствовать развитию у ребенка более низкого уровня эмпатического реагирования, что приводит к дальнейшим трудностям в процессе межличностных отношений между сверстниками и другими людьми. [5, с.175]

Дошкольный возраст является сензитивным для развития социальных эмоций, в частности, эмпатических переживаний. Факторы развития эмпатии у детей: генетические, индивидуально-психологические (нервная система, темперамент, зеркальные нейроны, которые расположенных в нескольких участках головного мозга, механизмы моторного и мимического подражания и т. д.), средовые, типы и стили семейного воспитания, детско-родительские отношения.

Е. Н. Васильева исследовала эмпатию у детей дошкольного возраста как часть процесса межличностного взаимодействия [2, с.12]. Результаты исследования показали, что высокий уровень эмпатии у детей возникает на фоне надежного типа привязанности к родителям.

Н. М. Иванова описывает результаты эксперимента по исследованию уровня развития эмпатии детей в старшем дошкольном возрасте. Автор рассматривает эмпатию как один из психологических механизмов формирования эмпатийного поведения ребенка в условиях ДОУ [4, с.28].

Можно отметить, что доверительное взаимоотношение в семьях между родителями и детьми, основанное на чувствах эмпатии к другим людям предопределяет в целом гармоничное развитие личности ребенка.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическое подтверждение наличия связей особенностей детско-материнских отношений и проявлений эмпатии у детей дошкольного возраста. Поставленная цель исследования позволяет определить следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмпатии, стилей детско-родительских отношений, их влияния на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  2. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление связи между особенностями детско-материнских отношений и проявлений эмпатии у детей дошкольного возраста.

Объект исследования — детско-материнские отношения и проявления эмпатии у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования связь особенностей детско-материнских отношений и проявлений эмпатии у детей дошкольного возраста.

Общая гипотеза исследования: существует связь между особенностями детско-материнских отношений и проявлениями эмпатии у детей дошкольного возраста.

Кроме того, выдвинута и частная гипотеза : стиль детско-материнских отношений, включающий в себя отзывчивость, эмоциональное принятие, сопереживание, учет эмоционального состояния ребенка соотносится с высоким уровнем проявления эмпатии у детей дошкольного возраста.

База исследования : дошкольные государственные образовательные учреждения г. Москвы. В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста в количестве 40 человек, из них, 18 мальчиков, 22 девочки. Средний возраст детей 6,2 года (минимум = 5 лет, максимум = 7 лет), ст. отклонение = 0,73. Кроме того, в исследовании принимали участие матери, имеющих детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста (40 чел.).

Теоретические и методологические основания исследования. Исследование строится на теоретических принципах личностного развития (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович), научной концепцией общения М. И. Лисиной и ее учеников, положения отечественных психологов о роли эмпатии в развитии личности (Д. Б. Эльконин, И. М. Юсупов, А. А. Бодалев, Л. П. Выговская, Т. П. Гаврилова, А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова, О. И. Цветкова и др.), типологии привязанностей (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, М. Мэйн, Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская,Г. В. Бурменская), концепции детско-родительских отношений (А. Я. Варга, А. А. Бодалёв, В. В. Столин, М. И. Лисина, Г. Т. Хоментаускас).

Для решения поставленных задач данного исследования использовались следующие методы исследования:

– общенаучные (анализ научной литературы, синтез, обобщение, сравнительный метод, систематизация) по теоретическим вопросам проблемы исследования;

– эмпирические (психодиагностические методы, были использованы следующие методики: 1 — «Опросник эмоциональных отношений в семье» Е. И. Захаровой [5, с.179],2 — «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетининой) [7, с.5], 3 — Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» Е. Н. Васильевой [2, с.12], анкетированиеродителей для выявления особенностей детско-родительских отношений с целью уточнения особенностей эмоционального детско-родительского взаимодействия(авторская методика) в практической части исследования;

– статистические методы (критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрический коэффициент корреляции Спирмена,) позволили с надежностью и достоверностью провести обработку результатов исследования. При этом использовались программные средства MS Excel и SPSS Statistics 22.

В процессе анализа полученных данных удалось установить по данным опросника «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» очевидно, что в среднем, опрошенные матери высоко оценивают уровень эмпатии у своих детей (среднее 29,55). Детей с низким уровнем развития эмпатии нет. У двух детей наблюдается средний уровень эмпатии. По опроснику «Проявление эмпатии к сверстнику» в этой методике 55 % детей получили оценку выше среднего, 45 % — ниже среднего. Описательная статистика анкеты для родителей демонстрирует, что средний балл равен 19,9 (при максимальном балле 23). То есть можно сказать, что большинство матерей отмечают, что у них (по их оценке) хорошие отношения с детьми.

Особенности детско-материнских отношений измерялись при помощи анкеты детско-родительских отношений и опросника эмоциональных отношений в семье, а проявление эмпатии детей оценивались опросником «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» и опросником «Проявление эмпатии к сверстнику».

Существенное количество корреляционных взаимосвязей было получено между опросником эмоциональных отношений в семье и опросником проявления эмпатии к сверстнику. Больше всего корреляций обнаружено со шкалой Помощь другу: баллы по этой шкале довольно сильно положительно коррелируют почти со всеми шкалами опросника эмоциональных отношений.

То есть можно сказать, что чем выше материнское принятие, способность матери понимать состояние ребенка, сопереживание ребенку, стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки и т. д., тем скорее ребенок будет готов оказывать помощь друзьям.

Значимые положительные корреляции были обнаружены между несколькими шкалами опросника эмоциональных отношений (в основном это шкалы, относящиеся к блоку эмоционального принятия) и шкалой «Проявление сочувствия товарищу, нарушившему какую-либо норму поведения или указание взрослого».

Чем больше положительных эмоций мать испытывает при общении с ребенком, чем больше она удовлетворена собой как родителем, чем более позитивен эмоциональный фон в отношениях, тем чаще ребенок будет склонен к проявлению сочувствия, причем даже к тем детям, которые были наказаны за плохой проступок.

Общая шкала опросника «Проявление эмпатии к сверстнику» связана с результатами по всем трем блокам опросника эмоциональных отношений (блок чувствительности, блок эмоционального принятия и блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия) и с частными шкалами: понимание причин состояния ребенка, безусловное принятие, отношение к себе как к родителю, преобладающий эмоциональный фон взаимодействия, оказание эмоциональной поддержки, умение воздействовать на состояние ребенка. Все выявленные взаимосвязи положительные.

Выводы:

  1. Исследование показало, что большинство матерей оценивают свою способность к принятию и пониманию состояния своего ребенка на достаточно высоком уровне. На низком уровне матери дают оценку своей способности к сопереживанию ребенку и способности изменять свое поведение в зависимости от состояния ребенка. Выше всего матери оценили свое принятие ребенка и понимания состояние ребенка.

Выявлены показатели различий в ответах матерей в большей степени оценивания себя как родителя (матери либо оценивают себя очень высоко или очень плохо) и в стремлении матери к контакту с ребенком (некоторые матери стараются избегать контакта с ребенком, включая как телесные, так и эмоциональные проявления).

  1. В своей оценке матери чаще оценивали детей как склонных к проявлению эмпатических реакций и имеющих гуманистический тип реакции. В то же время, результаты диагностики детей показали, что дети в равной степени оценивают себя как детей с высокой и низкой эмпатией (по среднему баллу). Большинство детей чаще проявляли эмпатию и готовность помочь, когда помощь требовалась другу.
  2. В результате исследования было доказано, что особенности детско-материнских отношений включает в себя такие качества как отзывчивость, эмоциональное принятие, сопереживание, учет эмоционального состояния ребенка, и они напрямую связаны с проявлениями эмпатии у детей дошкольного возраста на достаточно высоком уровне.
  3. Выявлено, что матери, которые демонстрировали эмоциональное принятие, были готовы оказывать эмоциональную поддержку, понимали эмоциональное состояние ребенка и умели на него воздействовать, а также кто высоко оценивал свои родительские качества и характер отношений с ребенком, дети были склонны к более высокому уровню проявления эмпатии к сверстникам (особенно в ситуациях, когда требовалась оказать помощь другу).

Следует отметить, что высокое эмоциональное принятие матерей связано со способностью дошкольников проявлять эмпатию даже в тех ситуациях, когда большинство детей не спешат прийти на помощь сверстнику, а в больше степени порицают его поведение (например, сверстник нарушил правила, установленные воспитателем, и был наказан определенным образом).

  1. Было выявлено, что уровень поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия имеет прямую взаимосвязь с проявлением эмпатийных чувств у детей. Матери, у которых было обнаружено высокое стремление к эмоциональному взаимодействию с ребенком (телесному контакту, эмоциональной поддержке, ориентации на состояние ребенка), дети в большей степени оказались эмпатийными личностями, которые готовы проявить сочувствие и оказать посильную помощь в отношениях со сверстниками.

Таким образом, выдвинутая нами общая гипотеза о том, что существует связь между особенностями детско-материнских отношений и проявлениями эмпатии у детей дошкольного возраста, нашла свое подтверждение, в частном порядке гипотеза также подтвердилась.

В заключении можно сказать, что поставленные цели и задачи исследования были выполнены. В дальнейшем перспектива продолжения исследования возможна в части анализа уровня проявления эмпатии у мальчиков и девочек, а также изучения наличия связей эмоционального взаимодействия отца с ребенком дошкольного возраста и проявления у него эмпатийных чувств.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 398 с.

2. Васильева Е. Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. ‒2006. ‒№ 1. ‒URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vozrastnoy-senzitivnosti-v-proyavlenii-empatii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.02.2023).

3. Дубровина И. В. Возрастные особенности психического развития детей. — Москва: МСПИ, 2019. — 423 с.

4. Иванова Н. М. Результаты опытной экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — Т. 16, № 4. — С. 27–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16348661 (дата обращения: 21.02.2023).

5. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. … канд. психол. наук. — Москва, 2013. — 175 с.

6. Лидерс А. Г. Психологичеое обследование семьи: учеб. пособие-практикум. — Москва: Академия, 2007. — 432 с.

7. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. — Москва:ЧеРо, 2002. — С. 428–430.

8. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Москва, 1987. — 24 с.

9. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. –88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, проявление эмпатии, отношение, состояние ребенка, эмоциональное принятие, эмпатия, сверстник, эмоциональная поддержка, эмоциональное взаимодействие.


Ключевые слова

эмпатия, дети дошкольного возраста, детско-родительские отношения, детско-материнские отношения

Похожие статьи

Исследование взаимосвязи нравственных представлений...

По нашему мнению, эмпатия родителей является основой развития личности ребенка. Эмпатическое понимание родителями ребенка, поддержка ребенка во время жизненных

Кузьмина В. П. в своем исследовании говорит о том, что «… эмпатия является связующим

Рис. 2. Результаты исследования уровня развития нравственных представлений детей...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера.

5. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста

— 384 с. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Библиографическое описание: Мазурина, Н. Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками / Н. Б. Мазурина.

В младшем исреднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Мир ребенка красочен и разнообразен, полон захватывающих и определяющих переживаний.

Дошкольники должны учиться эмпатии, терпению, эмоциональному самоконтролю, социальному этикету и

Для развития эмоциональных навыков, дети нуждаются в поддержке своих родителей.

Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи следующих средств

В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.

Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою

Именно с дошкольного возраста идет активное формирование эмоционального развития.

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей...

В 3–4 года ребенок знакомится и осваивает базовые эмоциональные состояния, учится их

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение...

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений.

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок

В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых.

Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются

5. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее

В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику детей наблюдается «просоциальное

Ребенок начинает относиться к самому себе через другого ребенка (В. Г. Утробина).

- яркая эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками у ребенка...

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего...

Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, гневным и др. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с непрорисованными деталями лица.

Похожие статьи

Исследование взаимосвязи нравственных представлений...

По нашему мнению, эмпатия родителей является основой развития личности ребенка. Эмпатическое понимание родителями ребенка, поддержка ребенка во время жизненных

Кузьмина В. П. в своем исследовании говорит о том, что «… эмпатия является связующим

Рис. 2. Результаты исследования уровня развития нравственных представлений детей...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера.

5. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста

— 384 с. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Библиографическое описание: Мазурина, Н. Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками / Н. Б. Мазурина.

В младшем исреднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Мир ребенка красочен и разнообразен, полон захватывающих и определяющих переживаний.

Дошкольники должны учиться эмпатии, терпению, эмоциональному самоконтролю, социальному этикету и

Для развития эмоциональных навыков, дети нуждаются в поддержке своих родителей.

Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи следующих средств

В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.

Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою

Именно с дошкольного возраста идет активное формирование эмоционального развития.

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей...

В 3–4 года ребенок знакомится и осваивает базовые эмоциональные состояния, учится их

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение...

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений.

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок

В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых.

Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются

5. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее

В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику детей наблюдается «просоциальное

Ребенок начинает относиться к самому себе через другого ребенка (В. Г. Утробина).

- яркая эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками у ребенка...

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего...

Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, гневным и др. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с непрорисованными деталями лица.

Задать вопрос