Взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Лачугина, М. С. Взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности в подростковом возрасте / М. С. Лачугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104021/ (дата обращения: 01.05.2024).



В данной статье авторами рассматривается взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: креативность, тревожность, подростки

Проблема креативности, ее истоков и развития в процессе онтогенеза существует достаточно долгое время. Несмотря на то что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность [1].

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству.

Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [1].

В тоже время понятие тревожности нельзя отнести к числу малоисследованных. В отечественной науке терминами «тревога» и «тревожность», которые зачастую трактуются в качестве синонимов, описывается эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности и носящее негативный характер. Тревожностью также называют психологическую особенность личности, проявляющуюся склонностью к переживанию состояния тревоги [2].

На психологическом уровне тревожность выражается проявлением напряжения, нервозности и беспокойства на фоне переживания таких чувств как неопределенность, незащищенность, беспомощность [2].

Таким образом, в целях установить взаимосвязь между данными явлениями нами была сформирована тема нашего исследования как «Взаимосвязь между креативностью и уровнем тревожности в подростковом возрасте».

Нашу выборку составил 21 подросток в возрасте от 15 до 16 лет. Данный возраст был выбран нами не случайно, т. к. подростковый возраст является кризисным, следовательно, нами предполагалось повышенный уровень тревожности в выборке.

В качестве методик для исследования нами были выбраны следующие методики:

— Шкала явной тревожности для подростков (Прихожан А. М.);

— Тест «креативность» (Вишнякова Н.).

По результатам исследования, по методике Шкала явной тревожности для подростков Прихожан А. М. который измеряет 5 групп уровней тревожности, нами были получены следующие данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по методике «Шкала явной тревожности»

Состояние тревожности не свойств-но

Нормальный уровень тревожности

Несколько повышенная тревожность

Явно повышенная тревожность

Очень высокая тревожность

Кол-во в %

9,5 %

38 %

24 %

19 %

9.5 %

В данной таблице мы можем наблюдать, что состояние тревожности не свойственно 9.5 %, нормальный уровень тревожности у 38 %, несколько повышенная тревожность у 24 % и очень высокая тревожность у 9.5 % выборки.

По результатам теста «креативность» (Автор Вишнякова Н.) нами были получены результаты, изложенные в таблице 1:

Таблица 2

Результаты теста «креативность»

Шкала/Показатель

низкий

средний

высокий

Творческое мышление

0 %

71 %

29 %

Любознательность

0 %

62 %

38 %

Оригинальность

0 %

76 %

24 %

Воображение

0 %

86 %

14 %

Интуиция

0 %

76 %

24 %

Эмоциональность

5 %

62 %

33 %

Чувство юмора

28 %

39 %

33 %

Творческое отношение

к профессии

5 %

76 %

19 %

В данной таблице проиллюстрировано, что:

— У 71 % респондентов средний показатель по шкале «Творческое мышление» и высокий у 29 %;

— По шкале «Любознательность» 62 % респондентов имеют средний уровень выраженности данного признака креативности и 38 % высокий;

— По у 76 % респондентов средний уровень креативности по шкале «Оригинальность» и у 24 % высокий;

— По шкале «Воображение» 86 % исследуемых имеют средний показатель, а 14 высокий;

— По шкале «Интуиция» 76 % респондентов имеют средний уровень выраженности данного признака креативности и 24 % высокий;

— По шкале «Эмоциональность» 5 % исследуемых имеют низкий показатель, 62 % средний и 33 % высокий;

— У 28 % респондентов низкий показатель по шкале «Чувство юмора», 39 % имеют средний и 33 % высокий показатели по данной шкале;

— По шкале «Творческое отношение к профессии» у 5 % низкое значение признака, у 76 % среднее и у 19 % высокое.

Далее нами был произведен корреляционный анализ при помощи метода математической статистики «Критерий ранговой корреляции Спирмена» (rₛ) и были получены следующие результаты:

— Тревожность — любознательность: rₛ= -0.164

— Тревожность — Оригинальность: rₛ= -0.051

— Тревожность — Воображение: rₛ= -0.282

— Тревожность — Интуиция: rₛ= -0.327

— Тревожность — Эмоциональность: rₛ= 0.132

— Тревожность — Чувство юмора: rₛ = -0.002

— Тревожность — Творческое отношение к профессии: rₛ= 0.009

По результатам корреляционного анализа ни одна шкала не проявила уровня статистической значимости.

Таким образом, нами не было выявлено взаимосвязи между креативностью и тревожностью в подростковом возрасте.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.
  2. Ибахаджиева Л. А. «Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021
Основные термины (генерируются автоматически): шкала, подростковый возраст, тревожность, повышенная тревожность, Творческое отношение, явная тревожность, высокая тревожность, корреляционный анализ, нормальный уровень тревожности, Чувство юмора.


Похожие статьи

Задать вопрос