О подходах к развитию исходных представлений обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Меджидова, П. М. О подходах к развитию исходных представлений обучающихся начальных классов / П. М. Меджидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103980/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: исходные представления, наивные теории, научные понятия, естественно-научные ошибки, совместная деятельность, развитие.

Сейчас все более обсуждаемой и востребованной становится тема развития исходных представлений в младшем школьном возрасте. Л. С. Выготский один из первых поднял и исследовал вопрос о переходе исходных детских представлений к научным понятиям в процессе образования, представляя это как важную теоретическую проблему с огромным практическим значением. В его работах рассматривается, что младший школьный возраст характеризуется в том числе формированием первоначальных представлений о мире, которые являются неполными, «наивными». Он изучал взаимодействие наивных и научных понятий в процессе обучения. Л. С. Выготский подчеркивает, что научные понятия не просто усваиваются и запоминаются детьми, но формируются и развиваются благодаря активной познавательной деятельности.

Стелла Восниаду указывает на интуитивное понимание детьми физического мира, основанное на их жизненном опыте. Чтобы освоить научное знание, ученики должны значительно пересмотреть свое восприятие и объяснение физического мира, а также методы рассуждения. В процессе формирования научных знаний обучающиеся вынуждены развивать новые представления и убеждения, которые могут сосуществовать с их первоначальными теориями, не обязательно замещая их.

Исходные представления играют ключевую роль в образовательном процессе, поскольку они становятся отправной точкой в процессе формирования научных понятий у детей. Именно через присущие им наивные представления ребенок начинает познавать окружающий мир, формирует свои первые представления об объектах, явлениях и процессах. Эти наивные представления очень устойчивы, и очень плохо усваиваются в процессе обучения. Анализ исходных представлений позволяет специалистам в области образования устанавливать причины ошибок обучающихся и формировать стратегии их преодоления для успешного развития предметного понятийного мышления. При этом, исходные представления детей сложно заменить сразу научными понятиями, они могут смешиваться и формировать синтетическое понятие. Во время обучения не учитывается, то с какими знаниями пришел обучающийся, а дается формальное знание. Если фокус обучения сосредоточен исключительно на приобретении формальных знаний, минуя развитие исходных представлений обучающихся, это может привести к тому, что освоение научного знания у обучающихся может оказаться неполным.

Стелла Восниаду вместе с Вильямом Ф. Бревером проводили исследования о детских представлениях смены дня и ночи и форме Земли. Восниаду в результате исследования детских представлений о космосе обнаружила, что даже после прохождения курса астрономии, у детей сохраняется ненаучный взгляд на Вселенную. До начала обучения дети обычно считают Землю плоской. Несмотря на то, что дети легко усваивают информацию о том, что Земля круглая, они трактуют это по-своему и создают альтернативные модели Земли. Ребенок может верно определить или изобразить Землю как круглую, но допустит ошибки при изображении людей, домов, Солнца и Луны. Дети могут неправильно расставить небесные тела, как и людей. Вопрос о том какая форма у Земли не дает полного представления понимания, поскольку в ответе обычно звучит заученное «круглая». Однако, задавая разные вопросы, требующие глубокого понимания и анализа, мы обнаружим разнообразие представлений о Земле у детей. Интерпретация циклов дня и ночи может существенно различаться и во многом определяется моделью формы Земли, которую имеет ребенок. Восниаду и Бревер выявили, что исходя из моделей Земли, формируется модели смены дня и ночи. Если у ребенка складывается представление о плоской Земле, то он будет стремиться найти объяснение смены дня и ночи, соответствующее его знаниям, например, как то, что Солнце просто опускается под диск, а Луна поднимается. В его картине мира Солнце и Луна просто движутся вверх-вниз.

Теоретико-методологической основой психолого-педагогического исследования стала рамочная теория наивной физики Стеллы Восниаду, подход к развитию исходных представлений до научных понятий в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. В работе рассматривалась возрастная специфика учебной деятельности обучающихся в младшем школьном возрасте и мотивации (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман). При построении программы эмпирического исследования был рассмотрен подход к изучению естественно-научной грамотности младших школьников в рамках Международного исследования качества математического и естественно-научного образования (TIMSS).

Предмет исследования развитие исходных представлений у младших школьников о форме Земли, о смене дня и ночи.

Гипотеза исследования: работа в группе и учебная дискуссия способствуют развитию исходных представлений у младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи.

Частная гипотеза 1: развитие исходных представлений у младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи связано с уровнем учебной мотивации.

Частная гипотеза 2: академическая успеваемость младших школьников по окружающему миру связана с наличием исходных представлений о форме Земли и смене дня и ночи.

Частная гипотеза 3: представления младших школьников о смене дня и ночи связаны с представлениями о форме Земли. В зависимости от модели Земли будет меняться восприятие смены дня и ночи.

Частная гипотеза 4: исходные представления у младших школьников о смене дня и ночи, форме Земли из сельской и московской школы имеют различия.

Методики исследования:

  1. методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте (Кулагина И. Ю., Апасова Е. В., Федоров В. В.),
  2. тестовые задания на основе естественно-научного блока заданий TIMSS для 4 классов,
  3. формирующие занятия на основе беседы С.Восниаду.

Практическое значение исследования

В выпускной квалификационной работе показано, что развитие исходных представлений младших школьников о форме Земли и смене дня и ночи до научных понятий происходит в классе во взаимодействии учителя в группе и в ходе учебной дискуссии. Применение учебной дискуссии и групповой работы в ходе урока способствует развитию представлений об окружающем мире у младших школьников.

Данное исследование отвечает современным психолого-педагогическим проблемам развития наивных представлений младших школьников. На основе теоретических и эмпирических данных исследования возможно проектирование методов и технологий развития исходных представлений у младших школьников.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр.соч. М., 2008. Т.2. С.121
  2. Исаев Е. И., Марголис А. А., Сафронова М. А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. DOI: 10.17759/pse.2021260602
  3. Марголис А. А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 6–27. DOI: 10.17759/pse.2020250402
  4. Vosniadou S. The Framework Theory Approach to the Problem of Conceptual Change / Vosniadou S., Vamvakoussi X., Skopeliti I. // International Handbook of Research on Conceptual Change. — 2008. —P. 3–34.№. 4. — С. 535–585
  5. Vosniadou S., Brewer W. F. Mental models of the day/night cycle //Cognitive science. — 1994. — Т. 18. — №. 1. — С. 123–183.
  6. Vosniadou S., Brewer W. F. Mental models of the earth: A study of conceptual change in childhood //Cognitive psychology. — 1992. — Т. 24. –
  7. Vosniadou S., Brewer W. F. The concept of the earth's shape: A study of conceptual change in childhood //Center for the Study of Reading Technical Report; no. 467. — 1989. https://doi.org/10.1016/0010–0285(92)90018-W
Основные термины (генерируются автоматически): представление, форма Земли, смена дня, TIMSS, младший школьный возраст, ночь, ребенок, частная гипотеза, школьник, учебная дискуссия.


Ключевые слова

развитие, совместная деятельность, научные понятия, исходные представления, наивные теории, естественно-научные ошибки

Похожие статьи

Особенности оценивания знаний в школьном образовании Японии

Библиографическое описание: Игошин, Д. А. Особенности оценивания знаний в школьном

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естественные науки, физкультуру.

Учитель рисует цветок «Ханамару» и после первого класса, как способ повышения учебной мотивации.

Частные школы могут использовать GPA (Grade Point Average).

Формирование и развитие познавательных учебных...

Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не

игра, учебный процесс, группа игр, младший школьник, начальная школа, ребенок.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие...

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие.

Психологические и возрастные особенности младшего...

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.

Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст...

Возрастные особенности развития коммуникативных...

Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Гуровская.

Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для выстраивания взаимоотношений.

Динамика представлений младших школьников о математике...

По результатам исследований TIMSS, в которых Россия принимает участие с 1995 года

смены изучалось содержание представлений младших школьников о математике через анализ

Рис. 1. Корреляционная плеяда, отражающая представления младших школьников о

Другими словами, математика становится для них учебным предметом, наполненным...

Навыки тайм-менеджмента для младшего школьника

Расписание, составленное из цветных фишек-магнитов, в игровой форме поможет

Младший школьный возраст – благоприятное время для изучения основ тайм-менеджмента.

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Развитие пространственных представлений у младших...

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики.

К одной из важнейших задач современности относят — развитие каждого ребенка.

Уже в младенческом возрасте, происходит формирование самых элементарных форм

Младший школьный возраст несет характер пластичности в становлении и развитии ребенка.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших...

К окончанию младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера. учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Способы оценки структурных компонентов познавательного...

На основании анализа содержания понятия «познавательный потенциал личности» уточняется компонентный состав познавательного потенциала младших школьников. Определены основные средства диагностики компонентов познавательного потенциала с целью более...

Похожие статьи

Особенности оценивания знаний в школьном образовании Японии

Библиографическое описание: Игошин, Д. А. Особенности оценивания знаний в школьном

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естественные науки, физкультуру.

Учитель рисует цветок «Ханамару» и после первого класса, как способ повышения учебной мотивации.

Частные школы могут использовать GPA (Grade Point Average).

Формирование и развитие познавательных учебных...

Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не

игра, учебный процесс, группа игр, младший школьник, начальная школа, ребенок.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие...

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие.

Психологические и возрастные особенности младшего...

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.

Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст...

Возрастные особенности развития коммуникативных...

Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Гуровская.

Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для выстраивания взаимоотношений.

Динамика представлений младших школьников о математике...

По результатам исследований TIMSS, в которых Россия принимает участие с 1995 года

смены изучалось содержание представлений младших школьников о математике через анализ

Рис. 1. Корреляционная плеяда, отражающая представления младших школьников о

Другими словами, математика становится для них учебным предметом, наполненным...

Навыки тайм-менеджмента для младшего школьника

Расписание, составленное из цветных фишек-магнитов, в игровой форме поможет

Младший школьный возраст – благоприятное время для изучения основ тайм-менеджмента.

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Развитие пространственных представлений у младших...

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики.

К одной из важнейших задач современности относят — развитие каждого ребенка.

Уже в младенческом возрасте, происходит формирование самых элементарных форм

Младший школьный возраст несет характер пластичности в становлении и развитии ребенка.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших...

К окончанию младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера. учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

Способы оценки структурных компонентов познавательного...

На основании анализа содержания понятия «познавательный потенциал личности» уточняется компонентный состав познавательного потенциала младших школьников. Определены основные средства диагностики компонентов познавательного потенциала с целью более...

Задать вопрос