Особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в социальных сетях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 10.06.2023

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Захарова, А. Д. Особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в социальных сетях / А. Д. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103935/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор выделяет особенности политической коммуникации органов местного самоуправления в условиях эпохи «неопределенности», а также выявляет проблемные стороны этого процесса в современном мире.

Ключевые слова: местное самоуправление, политическая коммуникация, обратная связь, политическая система, население, сеть.

Для эффективной работы органов местного самоуправления необходим конструктивный диалог с жителями муниципального образования, который основывается на регулярном информировании населения о событиях и изменениях, происходящих в муниципальном образовании, а также на создании действенного механизма обратной связи с населением. От эффективности выстроенной системы политической коммуникации зависит уровень доверия граждан к институту местного самоуправления и власти в целом, и, что еще важнее, процесс решения вопросов местного значения.

Политическая энциклопедия под редакцией Г. Ю. Семигина под политической коммуникацией понимает передачу информации между участниками политического процесса, включая взаимодействие между государством и обществом [1]. Французский политик Р-Ж. Шварценберг предложил достаточно подробное определение политической коммуникации, согласно которому данное понятие охватывает процесс передачи политической информации между различными компонентами политической и социальной систем, включая как индивидуумов, так и группы всех уровней [2]. Данный процесс должен быть непрерывным. Акцент на разнообразном диапазоне неформальных процессов передачи информации процесса политической коммуникации делает Л. Пай [3]. Он также отмечает, что этот процесс не ограничивается прямым и односторонним воздействием на массы.

М. Ю. Гончаров был первым в российской науке, кто дал определение такому явлению, как политическая коммуникация. Он описал ее как процесс обмена информацией в политической сфере, включая любые сообщения, которые могут повлиять на отношения между различными социальными группами, нациями или государствами [4]. Стоит отметить и исследования А. С. Нигметова, который, учитывая актуальные тенденции, отмечает, что современная коммуникация происходит в информационном обществе и предполагает обмен информацией между участниками политической системы через технические средства и в онлайн-среде [5].

С учетом растущей значимости социальных сетей как канала для политической коммуникации, органы власти разных уровней, политические лидеры и государственные служащие становятся более активными в социальных медиа. Это подтверждается принятием изменений в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Теперь все государственные органы, органы местного самоуправления и связанные с ними организации обязаны создавать официальные страницы в социальных сетях и публиковать там актуальную информацию [6]. Ранее нормативно была установлена только обязанность вести официальные сайты в сети Интернет.

Социальные сети стали важным инструментом для получения обратной связи муниципалитетов и местных политиков с населением. Они обеспечивают информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, изменениях и других значимых новостях. Регулярное взаимодействие и обсуждение с жителями муниципальных образований позволяет властям выявлять проблемы и предлагать эффективные решения. Обратная связь также является важным элементом при принятии управленческих решений, контроле за работой местных администраций и муниципальных учреждений.

Среди основных задач социальных сетей в деятельности органов местного самоуправления можно выделить следующие:

— Содействие общению между главой муниципалитета, органами местного самоуправления, иными властными структурами и населением;

— Обеспечение гарантии свободы слова: каждый имеет право выражать свои мысли и должен быть выслушан;

— Быстрое и эффективное информирование жителей обо всех событиях и новостях, связанных с деятельностью главы или муниципалитета;

— Обеспечение доступа жителей к необходимой информации через ее публикацию в социальных сетях;

— Применение интерактивных форматов для взаимодействия с населением;

— Построение позитивного имиджа и образа местного самоуправления и власти в целом;

— Трансляция общегосударственной повестки через муниципальные структуры управления;

— Установление доверительных отношений между жителями и государственными служащими;

— Стимулирование жителей к определенным действиям;

— Принятие управленческих решений на основе анализа обратной связи от населения.

Авторы И. В. Бирюлин и Р. А. Купин отмечают, что для власти крайне важно учитывать мнение общества и принимать во внимание оценки населения, а также поддерживать и развивать инициативы местных жителей [7]. Это возможно только при наличии постоянно действующей системы обратной связи, которая помогает поддерживать контакты между властью и населением и применять их для улучшения работы органов местного самоуправления.

Так, коммуникацию органов местного самоуправления можно рассмотреть, как некую систему, где информация поступает на «входе» в эту политическую систему и на «выходе» представляется в виде управленческих решений [8]. Политическая система получает информацию с помощью двух потоков. Сначала реагирует на уже принятые решения, которые необходимо оценить, чтобы определить их эффективность и реакцию на население. Второй поток информации может поступать непосредственно от населения, особенно в периоды неопределенности. Органы местного самоуправления должны следить за этими потоками информации. Как только они попадают в органы местного самоуправления через различные каналы связи, они проходят через местных чиновников, которые затем принимают решения на основе этих сигналов.

Сделать процесс получения обратной связи от населения более эффективным позволяет автоматизированная система мониторинга социальных сетей и мессенджеров «Инцидент Менеджмент». В огромном потоке развлекательного, образовательного и иного контента в сети Интернет она помогает фиксировать информацию о жалобах, проблемах, предложениях жителей отдельных регионов и муниципалитетов. С помощью этой программы можно круглосуточно отслеживать социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram. Под мониторинг попадают сообщения, например, о неубранных мусорных площадках, ямах на дорогах, неудовлетворительном состоянии общественного транспорта и других проблемах. Задачами функционирования данной системы являются решение проблем граждан, автоматизация и ускорение обработки запросов граждан в социальных сетях и выстраивание диалога между гражданами и властью.

При достижении поставленных задач органы местного самоуправления используют различные технологии политической коммуникации, среди них можно выделить:

— Продвижение определенного лица или органа местного самоуправления путем освещения решенных местных или региональных проблем, с акцентом на их вклад;

— Использование платформенных решений и различных форм обратной связи, в том числе Платформы обратной связи на базе «Госуслуг» и системы «Инцидент Менеджмент»;

— Трансляция общегосударственной повестки через визуальный контент, такой как видеоролики, карточки, анимация и тексты;

— Создание и формирование новостей с помощью технологии ньюсмейкинга;

— Организация прямых эфиров и встреч с жителями муниципального района;

— Использование символики, которая отражает территориальную принадлежность к региону или району;

— Продвижение позитивных новостей об органах местного самоуправления как показатель имиджмейкинга в данной среде;

— Технология «новой искренности», которая подразумевает открытое позиционирование политического деятеля и муниципалитета через самоидентификацию и предложение такой же открытой позиции своему адресату.

Однако современные политологи считают, что, на смену «новой искренности» приходит «циничная откровенность», поскольку события внутри государства и на мировом уровне требуют менять позиционирование политиков на всех уровнях власти. Сейчас люди оказались в «эпохе страха», когда уровень тревоги за сегодняшний и завтрашний день у людей очень высок. На фоне этой тревожности люди уделяют больше внимания своим населенным пунктам и локальным проблемам. По мнению руководителя научного совета Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова от многих политиков будут ожидать полноценного, открытого, честного, тотально честного разговора о происходящем [9].

Тем не менее, в процессе политической коммуникации органов местного самоуправления до сих пор наблюдается ряд серьезных проблем. Во многих случаях у ответственных за работу в социальных сетях неправильно расставленные приоритеты, когда задачей является не вовлечение целевой аудитории в транслируемую информацию, а выполнение задач руководства и заполнение требуемых отчетов. Также многие вопросы и предложения граждан остаются без должного внимания, отчего страдает имидж местного самоуправления. Присутствует недостаточное обеспечение открытой информации, когда размещаемый на страницах, не всегда отвечает на волнующие население вопросы. Контент, публикуемый органами местного самоуправления, зачастую выглядит шаблонно, что понижает конкурентоспособность среди других информационных ресурсов. Кроме того, публикуется контент очень низкого качества, что также снижает конкурентоспособность. К всему прочему на официальных страница ОМСУ и глав отсутствует стратегия позиционирования: главы и специалисты не думают о том, какой образ создается о публичном лице и ОМСУ у аудитории, поэтому публикации носят хаотичный характер.

Таким образом, работа органов местного самоуправления в социальных сетях в настоящее время очень востребована населением, поскольку «эпоха неопределенности» накладывает определенный отпечаток на восприятие людьми информации. От местной власти ждут открытости и честности, однако на данный момент этот процесс малоэффективен из-за ряда внутренних проблем в ОМСУ.

Литература:

  1. Семигин, Г. Ю. Политическая энциклопедия / Г. Ю. Семигин. — Москва: Мысль, 1999. — 702 c. — Текст: непосредственный.
  2. Шварценберг, Р. -. Политическая социология: в 3-х ч. / Р. -. Шварценберг. — Москва: Мысль, 1992. — 180 c. — Текст: непосредственный.
  3. Pye, L. Political Communication / L. Pye. — New York: The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions, 1987. — 442 c. — Текст: непосредственный.
  4. Гончаров, М. Ю. Риторика политической коммуникации / М. Ю. Гончаров. — Текст: непосредственный // Массовая коммуникация в современном мире: сборник научных трудов. — 1991. — №. — С. 55–60.
  5. Нигметов, А. С. Социальные медиа в политических коммуникациях / А. С. Нигметов. — Текст: непосредственный // Коммуникология: электронный научный журнал. — 2021. — № 4. — С. 41–51.
  6. Федеральный закон от 05.12.2022 N 478-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.06.2023).
  7. Бирюлин, И. В. Информационно-коммуникационные аспекты развития местного самоуправления в Российской Федерации / И. В. Бирюлин, Р. А. Купин. — Текст: непосредственный // Среднерусский вестник общественных наук. — Орел: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2020. — № 6. — С. 119–130.
  8. Специфика информационных рисков в системе муниципального управления современной России / Н. Р. Балынская, О. В. Ибрагимова, В. В. Чуприн, С. Ю. Волков. — Текст: непосредственный // Вопросы управления. — 2019. — № 6 (61). — С. 15–24.
  9. «Циничная откровенность»: политолог рассказал, в чем будет особенность выборов в 2023 году. — Текст: электронный // ФедералПресс: [сайт]. — URL: https://fedpress.ru/news/77/policy/3192092 (дата обращения: 08.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, обратная связь, политическая коммуникация, население, орган, политическая система, сеть, муниципальное образование, общегосударственная повестка, политическая коммуникация органов.


Похожие статьи

Местное самоуправление в политической системе современной...

С точки зрения социально-политических оценок местное самоуправление имеет различные

В итоговом документе Всероссийского Съезда муниципальных образований (Суздаль, 8

Это показатель того, что органы местного самоуправления пока не находят оптимального и

Подводя итог, следует сказать, что местное самоуправление в политической системе может...

Основные направления повышения эффективности...

...власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система.

Обратная связь гражданина и органа власти подразделяется на два типа — активную и пассивную.

Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической.

Суть взаимодействия между населением и властью заключается в обязательстве органов.

Управленческие связи в системах информационного обеспечения...

Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической коммуникации, которая обеспечивает органы власти. Повышение эффективности работы кадровой службы органа муниципальной власти и управления посредством KPI-технологии.

Понятие и сущность политической коммуникации

Что касается политической коммуникации, закрепление этого термина в научной сфере происходит лишь во второй половине XX века, что было вызвано демократизацией политических процессов и возрастанием влияния информационных технологий по всему миру.

Органы государственной региональной власти как открытая...

Для успешного проведения в России преобразований необходимо взаимодействие и взаимопонимание между властью и гражданским обществом. Достижение такого взаимодействия невозможно без эффективной политической коммуникации органов власти.

Использование онлайн-пространства в формировании...

местное самоуправление, муниципальное образование, местные власти, гражданское...

Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической

3.в качестве элемента обратной связи между гражданами и органами государственной.

местного самоуправления крепкой связи между органами власти и населением, за счет.

Институт местного самоуправления | Статья в журнале...

Для начала следует обозначить сущность понятия политический институт.

– Закрепление основ МСУ в Конституции. Местное самоуправление, как политический институт

Гончаров В. И. Институционализация системы местного самоуправления в Российской Федерации.

- Местное самоуправление имеет особый субъект — муниципальное образование.

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

Также одной из задач местных органов должно быть доведение до сведения населения об их возможности

Необходимо воспитывать политическую культуру населения, политическую

М.: Проспект, 2012.362 с. Потапских О. А. Участие населения в правотворчестве органов

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование...

Организационные основы и технологии взаимодействия органов...

Цель системы взаимодействия законодательной власти с населением — принимать законы

При этом цель органов законодательной власти — получить от населения обратную связь

В связи с целью взаимодействия, можно обозначить его функции

Органы законодательной власти взаимодействуют с населением не только напрямую, но и опосредованно через...

Похожие статьи

Местное самоуправление в политической системе современной...

С точки зрения социально-политических оценок местное самоуправление имеет различные

В итоговом документе Всероссийского Съезда муниципальных образований (Суздаль, 8

Это показатель того, что органы местного самоуправления пока не находят оптимального и

Подводя итог, следует сказать, что местное самоуправление в политической системе может...

Основные направления повышения эффективности...

...власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система.

Обратная связь гражданина и органа власти подразделяется на два типа — активную и пассивную.

Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической.

Суть взаимодействия между населением и властью заключается в обязательстве органов.

Управленческие связи в системах информационного обеспечения...

Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической коммуникации, которая обеспечивает органы власти. Повышение эффективности работы кадровой службы органа муниципальной власти и управления посредством KPI-технологии.

Понятие и сущность политической коммуникации

Что касается политической коммуникации, закрепление этого термина в научной сфере происходит лишь во второй половине XX века, что было вызвано демократизацией политических процессов и возрастанием влияния информационных технологий по всему миру.

Органы государственной региональной власти как открытая...

Для успешного проведения в России преобразований необходимо взаимодействие и взаимопонимание между властью и гражданским обществом. Достижение такого взаимодействия невозможно без эффективной политической коммуникации органов власти.

Использование онлайн-пространства в формировании...

местное самоуправление, муниципальное образование, местные власти, гражданское...

Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической

3.в качестве элемента обратной связи между гражданами и органами государственной.

местного самоуправления крепкой связи между органами власти и населением, за счет.

Институт местного самоуправления | Статья в журнале...

Для начала следует обозначить сущность понятия политический институт.

– Закрепление основ МСУ в Конституции. Местное самоуправление, как политический институт

Гончаров В. И. Институционализация системы местного самоуправления в Российской Федерации.

- Местное самоуправление имеет особый субъект — муниципальное образование.

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

Также одной из задач местных органов должно быть доведение до сведения населения об их возможности

Необходимо воспитывать политическую культуру населения, политическую

М.: Проспект, 2012.362 с. Потапских О. А. Участие населения в правотворчестве органов

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование...

Организационные основы и технологии взаимодействия органов...

Цель системы взаимодействия законодательной власти с населением — принимать законы

При этом цель органов законодательной власти — получить от населения обратную связь

В связи с целью взаимодействия, можно обозначить его функции

Органы законодательной власти взаимодействуют с населением не только напрямую, но и опосредованно через...

Задать вопрос