Специфика исследования эмоционального интеллекта в кросс-культурной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Юрина, Т. В. Специфика исследования эмоционального интеллекта в кросс-культурной психологии / Т. В. Юрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 478-480. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103924/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье представлен теоретический анализ исследований эмоционального интеллекта, включающий различные культурные аспекты в разных странах. На основании анализа специфики межкультурного исследования эмоционального интеллекта, пришли к выводу, что в целях достижения максимальной точности и значимости сравнения при использовании зарубежных видов измерения исследователи должны повысить достоверность и установить различные уровни эквивалентности.

Ключевые слова: внутреннее состояние человека, физиология эмоций, эмоции, эмоциональный интеллект, кросс-культурная психология.

Наш мозг устроен таким образом, что отдает приоритет эмоциям. Все данные, получаемые нами от органов чувств, трансформируются в электрический сигнал. Затем он попадает в лимбическую систему мозга — зону, где формируются эмоции. После в действие вступает эмоциональное и рациональное мышление. Получается эмоция всегда первична. Эмоции — это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции представляют собой субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, потребностей и многочисленных воздействий факторов окружающей среды. Человек переживает практически любое состояние субъективно, пропуская его через свою эмоциональную призму.

Кросс-культурные исследования направлены на развитие и расширение более универсальной психологии путем изучения обобщения психологической теории в разных культурах. Неспособность установить обобщаемость (когда методология исследования и инструменты измерения надежны) может быть истолкована в терминах культурных различий в поведении.

В кросс-культурной психологии исследования эмоционального интеллекта в этой области в основном дали результаты о психологических различиях и обобщаемости, а эмпирические данные об этнических различиях были отмечены как "...скудные и противоречивые».

Доказательства сильного универсального эмоционального ‘языка’ и выражения эмоций на лицах людей были представлены в работах Чарльза Дарвина об эволюции эмоций (1872/1965). Эмоциональные идеи распространяются и воспроизводятся как популярные, в зависимости от того, насколько они полезны и функциональны в определенной культуре [4, с. 57].

Исходя из этого, можно утверждать, что, когда при измерении эмоционального интеллекта используется консенсусная оценка, можно контролировать возможное влияние культурных предубеждений при этом типе измерения.

При исследовании эмоций в разных культурах часто используется разная терминология для двух разных подходов: этико-эмического, культурно специфического — культурно общего и культурно-межкультурного. Новейшие теоретические модели, которые учитывают универсальность и культурные различия в определенных аспектах эмоций, сходятся во мнении, что все эти стратегии/подходы важны для улучшения кросс-культурных исследований эмоций. Отражая эти достижения в изучении эмоций, изучение эмоционального интеллекта в разных культурах должно быть направлено на использование потенциала обоих этих подходов, избегая при этом хорошо известных методологических ловушек.

Существует предположение, что эмоции формируются и поддерживаются социально и культурно. Это может произойти из-за коллективного знания, которое представлено в лингвистическом соглашении — например: характер аффективной лексики и конкретные значения терминов эмоций [11, с. 26].

При применении методов эмоционального интеллекта, основанных на самоотчете, наличие (или отсутствие) определенных особенностей, компетенций или поведенческих тенденций, которые могли бы позволить человеку эмоционально и рационально реагировать на окружающую среду и справляться с давлением окружающей среды, будь то в рабочее место (продуктивность, командная работа, лидерство, способность справляться со стрессом, эмоциональное выгорание) или в жизни в целом (удовлетворенность жизнью, психологическая и измеряется в границах культурного происхождения теста.

При использовании иностранных типов измерений следует исследовать инвариантные психометрические свойства и более высокие уровни эквивалентности инструментов. Кросс-культурная эквивалентность может быть понята в терминах континуума универсальности культурных различий и различных уровней абстракции и конкретности [9, с.301).

На наш взгляд, в межкультурной психологии было бы более методологически правильным перенести процедуру измерения с известными психометрическими свойствами, установленными в одной культуре, на одну или несколько культур. Эквивалентность экспортных измерительных приборов должна регулярно проверяться, прежде чем можно будет надежно сравнить средние различия в измеренных особенностях между различными культурными группами.

Таким образом, основываясь на анализе специфики кросс-культурных исследований эмоционального интеллекта, можно сделать вывод, что использование зарубежных типов измерения исследователями должно повысить надежность и установить разные уровни эквивалентности, чтобы достичь максимальной точности и значимости сравнения в кросс-культурных исследованиях.

Чем лучше человек понимает и использует для решения задач собственные эмоции и эмоции других людей, тем больших успехов он получает. Ум и сознательное осмысление должны сопровождать любое решение, в том числе и решение, касающееся эмоций. Эмоциональный интеллект позволяет индивиду использовать информацию, которую дают эмоции, анализировать её, сопоставляет со своей целью и принимать решения на основании эмоционального и рационального факторов.

Литература:

  1. Дарвин, К. (1965). Выражение эмоций у человека и животных.
  2. Хофстеде, Г. (2001). Последствия культуры: Сравнение ценностей, моделей поведения, институтов и организаций разных стран (2-е изд.). Калифорния: Шалфей, Публикации.
  3. Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2009. — № 42.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, окружающая среда, значимость сравнения, кросс-культурная психология, культура, максимальная точность, различие.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, кросс-культурная психология, эмоции, внутреннее состояние человека, физиология эмоций

Похожие статьи

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Актуальность проблемы тесна связана и с ролью, которую выполняют эмоции в жизни человека.

Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления.

Шадриков В. Д. «Введение в психологию: эмоции и чувства» 2002 г.

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека...

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

...время национальный характер определяется как «совокупность максимально устойчивых

эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, форм реакций на него» [3]

В данной работе мы опирались на определение эмоционального интеллекта с позиции Д. М

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и...

Эмоциональный интеллект и психологическая культура...

Эмоциональный интеллект связан с когнитивными (когнитивная сложность, когнитивный диапазон

Сравнение средних значений шкал методики ЭмИн в группах активных и неактивных

Также обнаружены корреляции с социальным интеллектом — «высокая точность оценки

эмоциональный интеллект студентов, эмоция, эмоция окружающих, личностное...

Проблема нервно-психического и речевого развития ребёнка...

Принципиальные различия в концепциях исследований крупнейших учёных, в том числе и

Первая стадия: доверие — недоверие к окружающему миру (0–1 год).

В исследованиях Ж.Пиаже [7] интеллект человека — одна из форм приспособления к среде обитания.

Отечественная психология признаёт, что среда, прежде всего социальная, выступает...

Проблемы кросс-культурных различий в международном...

Значения чисел, цветов и других символов для представителей разных культур.

1. В том числе расовые и национальные различия — плохой источник для вдохновения [5].

3. Басовский Л. Е. Тенденции и среда международного маркетинга / Л. Е. Басовский

внутренний рынок, внешняя торговля, южная Корея, гонконг, япония, окружающая среда, китайский экспорт.

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

...особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Большую же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняют (Tavris, 1992) их...— различия между мальчиками и девочками 13 лет при уровне значимости 0,01...2. Изучение связи эмоционального интеллекта подростков 12–13 лет с алекситимией и...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя.

Библиографическое описание: Русакова, С. В. Значение эмоционального интеллекта для

Различия эмоционального интеллекта и успешности...

Рис. 4. Связь уровня эмоционального интеллекта с преобладающим типом отношения к окружающим.

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной...

— когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации)

Каргинова Е. М. Особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоция.

Феномен эмоционального интеллекта освещается и в зарубежной психологии.

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального...

Понятие «эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других — эмоции и

умения или такой способности, которая позволяет контролировать свои эмоции и различать эмоции окружающих.

прямо указывает на актуальность введения термина «эмоциональный интеллект» [7].

Отдельная глава посвящена вопросам гендерных различий в сфере ЭИ.

Похожие статьи

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Актуальность проблемы тесна связана и с ролью, которую выполняют эмоции в жизни человека.

Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления.

Шадриков В. Д. «Введение в психологию: эмоции и чувства» 2002 г.

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека...

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

...время национальный характер определяется как «совокупность максимально устойчивых

эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, форм реакций на него» [3]

В данной работе мы опирались на определение эмоционального интеллекта с позиции Д. М

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и...

Эмоциональный интеллект и психологическая культура...

Эмоциональный интеллект связан с когнитивными (когнитивная сложность, когнитивный диапазон

Сравнение средних значений шкал методики ЭмИн в группах активных и неактивных

Также обнаружены корреляции с социальным интеллектом — «высокая точность оценки

эмоциональный интеллект студентов, эмоция, эмоция окружающих, личностное...

Проблема нервно-психического и речевого развития ребёнка...

Принципиальные различия в концепциях исследований крупнейших учёных, в том числе и

Первая стадия: доверие — недоверие к окружающему миру (0–1 год).

В исследованиях Ж.Пиаже [7] интеллект человека — одна из форм приспособления к среде обитания.

Отечественная психология признаёт, что среда, прежде всего социальная, выступает...

Проблемы кросс-культурных различий в международном...

Значения чисел, цветов и других символов для представителей разных культур.

1. В том числе расовые и национальные различия — плохой источник для вдохновения [5].

3. Басовский Л. Е. Тенденции и среда международного маркетинга / Л. Е. Басовский

внутренний рынок, внешняя торговля, южная Корея, гонконг, япония, окружающая среда, китайский экспорт.

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

...особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Большую же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняют (Tavris, 1992) их...— различия между мальчиками и девочками 13 лет при уровне значимости 0,01...2. Изучение связи эмоционального интеллекта подростков 12–13 лет с алекситимией и...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Статья посвящена рассмотрению значимости и важности эмоционального интеллекта для руководителя.

Библиографическое описание: Русакова, С. В. Значение эмоционального интеллекта для

Различия эмоционального интеллекта и успешности...

Рис. 4. Связь уровня эмоционального интеллекта с преобладающим типом отношения к окружающим.

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной...

— когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации)

Каргинова Е. М. Особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоция.

Феномен эмоционального интеллекта освещается и в зарубежной психологии.

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального...

Понятие «эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других — эмоции и

умения или такой способности, которая позволяет контролировать свои эмоции и различать эмоции окружающих.

прямо указывает на актуальность введения термина «эмоциональный интеллект» [7].

Отдельная глава посвящена вопросам гендерных различий в сфере ЭИ.

Задать вопрос