Психологические особенности жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Кольчик, Е. Ю. Психологические особенности жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации / Е. Ю. Кольчик, М. М. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103804/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье представлены результаты изучения психологических особенностей жизнестойкости подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По итогам сравнительного анализа обнаружены различия в компонентах жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у подростков, воспитывающихся в стабильных условиях.

Ключевые слова: жизнестойкость, подростки, трудная жизненная ситуация, психологические особенности.

В связи с политической и экономической ситуацией, осуществлением специальной военной операции на территории Украины, все больше людей сталкиваются со стрессогенными, неизвестными феноменами, кардинально трансформировавшими их обычный жизненный уклад. Одним из таких феноменов выступает трудная жизненная ситуация — как объективно нарушающая жизнедеятельность личности по ряду причин, которая им не может быть преодолена самостоятельно [1].

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять несовершеннолетним, оказавшимся в таких ситуациях, поскольку в сравнении со взрослыми, у них недостаточно жизненного опыта, нужных знаний, ресурсов для разрешения возникших трудных ситуаций.

К категории подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отнесены: сироты, инвалиды, потерпевшие стихийные бедствия, подвергшиеся насилию, отбывающие наказание в виде лишения свободы, подростки, живущие в малоимущих семьях, жертвы вооруженных конфликтов, подростки из семей беженцев и вынужденных переселенцев, подростки, имеющие недостатки в развитии, с отклонениями в поведении [2].

В идеале социально-психологическая поддержка должна оказываться ребенку в семье. Однако в настоящее время здесь имеет место проблема ее дезорганизации, связанная с нарушением взаимоотношений между супругами, в системе «родители — ребёнок», обоюдным отчуждением в ней, а также вынужденное переселение с граничащих с Украиной территорий в Республику Крым.

Нами в исследовании конкретно изучались психологические особенности жизнестойкости у подростков, которые относятся к категории попавших в трудную жизненную ситуацию, в надежде обнаружить ресурс, который поможет им преодолеть сложности и успешно адаптироваться к новым условиям. Экспериментальную выборку составили 40 подростков (13–15 лет) из семей беженцев и вынужденных переселенцев, проходивших оздоровление на базе МДЦ «Артек» в 2023 году. Контрольная выборка была сформирована из 40 подростков, также оздоровившихся по путевкам в Артеке, воспитывавшимся в стабильных условиях.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существуют различия в особенностях жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у сверстников, воспитывающихся в стабильных условиях.

Диагностический инструментарий исследования представлен тестом жизнестойкости Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и шкалой толерантности к неопределенности МакЛейна (в адаптации Осина) [3]. По итогам диагностики в каждой выборке при помощи теста жизнестойкости был выделен процент подростков с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости.

В контрольной выборке больший процент составляют подростки с выраженной жизнестойкостью (80 %), со средним уровнем жизнестойкости (15 %) и наименьший процент — с низким уровнем (5 %). Наименее выражена жизнестойкость в экспериментальной выборке подростков с высоким уровнем — всего около 47 %, у остальных средний (17 %) и низкий уровень (35 %). На рис. 1 представлено данное соотношение наглядно.

Уровни жизнестойкости в выборках

Рис. 1. Уровни жизнестойкости в выборках

Сопоставление процентных долей выраженности при помощи критерия Фишера позволило сопоставить степень жизнестойкости в выборках: доля подростков в экспериментальной выборке с высоким уровнем жизнестойкости оказалась достоверно меньше, чем доля подростков в контрольной выборке: 80 %/47 %, φэмп. = 3.29 p <0,001 [4].

Доля подростков в экспериментальной выборке с низким уровнем жизнестойкости оказалась больше, чем доля подростков в контрольной выборке: 35 %/5 %, φэмп. = 3.000 p <0,001.

На основании полученных данных, нами сделан вывод: в экспериментальной выборке достоверно больше процент подростков, у которых степень жизнестойкости ниже, по сравнению с контрольной выборкой.

При помощи критерия U Манна — Уитни нами были также подсчитаны различия между выборками по составляющим жизнестойкости: степень жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась ниже, чем в контрольной выборке (р≤0,05). Тогда как степень контроля и принятия риска у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась выше, чем в контрольной выборке (р≤0,05).

Между выраженностью шкалы вовлеченность не обнаружены различия в выборках (р>0,1).

С помощью шкалы толерантности к неопределенности Д. МакЛейна, мы выявили специфические особенности проявления толерантности к неопределенности у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что наглядно проиллюстрировано на рис.2.

Толерантность к неопределенности в выборках

Рис. 2. Толерантность к неопределенности в выборках

Общий показатель толерантности (при максимальном 133) в выборках распределился следующим образом: 68 в экспериментальной; 127 — у подростков из контрольной выборки. Следовательно, наименьшую толерантность зафиксировали у подростков из экспериментальной выборки.

Проанализировав данные, полученные в выборках при помощи математического критерия Манна-Уитни, оказалось, что по всем шкалам, есть различия: «отношение к неопределенным ситуациям» (p<0,001), «отношение к сложным задачам» (p<0,05), «толерантность к неопределенности» (p<0,05). Кроме шкалы «отношение к новизне», что указывает на общую тенденцию в выборках стремиться к познанию и обретению новых знаний (p>0,1).

Наше предположение о том, что подростки в контрольной выборке обладают большей толерантностью к неопределенности, верное (p<0,001), по сравнению с подростками в экспериментальной выборке.

Выводы:

  1. Жизнестойкость подростка можно рассматривать в качестве внутриличностного ресурса преодоления жизненных трудностей, профилактики их негативного влияния на личность.
  2. По данным теста жизнестойкости С.Мадди (Д. А. Леонтьева) в выборках были выделены значимые отличия, относительно уровня жизнестойкости: степень сформированности жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, достоверно меньше, чем у сверстников из контрольной выборки (р≤0,05). Контроль и принятие риска, в свою очередь, выше в экспериментальной выборке, по сравнению с контрольной выборкой (р≤0,05).
  3. По итогам диагностики толерантности к неопределенности Д. МакЛейна, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают меньшей толерантностью к неопределенности, чем подростки в контрольной выборке (p<0,05 и p<0,001).
  4. Ранее выдвинутая гипотеза подтвердились: существуют различия в особенностях жизнестойкости у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и у обычных сверстников, воспитывающихся в стабильных условиях: подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отличает меньшая степень жизнестойкости, толерантности к неопределенности, отношения к неопределенным ситуациям и к сложным задачам.

Литература:

1. Алексеева З. Е., Андросова М. И. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка (из опыта работы)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 25–26. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770702.htm.

2. Алекулова Г. О. Трудные жизненные ситуации как причины девиантного поведения подростков// В сборнике: Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 275- 278.

3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — С. 15–17.

4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.: Речь, 2008. — 392 с.

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, контрольная выборка, подросток, экспериментальная выборка, уровень жизнестойкости, доля подростков, выборка, неопределенность, особенность жизнестойкости, помощь критерия.


Похожие статьи

Особенности жизнестойкости подростков | Статья в журнале...

...справляться с напряженной психологической ситуацией, например, такое личностное качество, как жизнестойкость.

Объект исследования: процесс жизнестойкости у подростков.

— результативной свою жизнь считает 28 % младших подростков и 30 % старшеклассников.

Для старших подростков характерен высокий уровень самооценки 56,7 %, что говорит о...

Личностные особенности подростков с низким уровнем...

Факторы, влияющие на снижение уровня жизнестойкости подростка

Выборка составила 40 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

− по критерию «жизнестойкость» было обнаружено, что большинство респондентов демонстрируют средний уровень жизнестойкости, при этом половина

У старших подростков более высокий показатель жизнестойкости, более высокая.

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей...

Основная гипотеза исследования заключается в том, что показатели жизнестойкости лучше развиты у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см. рис. 1), чем у подростков из (условно) благополучных семей (см. рис. 2).

Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности...

...показатель, который находится на низком уровне развития в данной выборке испытуемых.

Далее рассмотрим средние значения показателей чувства связности (А. Антоновски) по выборке испытуемых (рисунок 3)

жизнестойкости (С. Мадди) и тест чувства связности (А. Антоновски), критерий Спирмена.

Объект исследования: процесс жизнестойкости у подростков.

Значимость жизнестойкости подростков в условиях трудной...

Дано определение понятиям «жизнестойкость», «трудная жизненная ситуация», описаны

«трудная жизненная ситуация», описаны критерии нахождения подростка в трудной жизненной ситуации.

7. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова.

Объект исследования: процесс жизнестойкости у подростков.

Определение уровня социальной компетентности юношей...

Общий объем выборки составил 100 испытуемых — 50 девушек и 50 юношей 1–2 курсов, средний

с окружающими и поддерживать отношения даже в трудной жизненной ситуации [2].

Установлено, что среди студентов-юношей низкий уровень жизнестойкости имеют 30

Факторы, влияющие на снижение уровня жизнестойкости подростка: − низкий уровень...

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

Общий объем выборки составил 100 респондентов, в том числе 61 девушка, 39 юношей.

С целью выявления особенностей жизнестойкости и адаптивности подростков, имеющих и не имеющих значимого взрослого, мы

Средний возраст подростков 15 лет (48 девочек,49 мальчиков).

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем адаптивности.

Сравнительный анализ системы подготовки подростков...

[7, 8]. В данном исследовании ключевым понятием является жизнестойкость. В рамках концепции жизнестойкости рассматриваются жизненные навыки, способствующие вхождению подростков в

По жизнестойкости та и другая группы находятся близко к низкому уровню, по оптимизму выше

В подобной ситуации находятся молодые выпускники в обеих странах.

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости подростков | Статья в журнале...

...справляться с напряженной психологической ситуацией, например, такое личностное качество, как жизнестойкость.

Объект исследования: процесс жизнестойкости у подростков.

— результативной свою жизнь считает 28 % младших подростков и 30 % старшеклассников.

Для старших подростков характерен высокий уровень самооценки 56,7 %, что говорит о...

Личностные особенности подростков с низким уровнем...

Факторы, влияющие на снижение уровня жизнестойкости подростка

Выборка составила 40 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

− по критерию «жизнестойкость» было обнаружено, что большинство респондентов демонстрируют средний уровень жизнестойкости, при этом половина

У старших подростков более высокий показатель жизнестойкости, более высокая.

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей...

Основная гипотеза исследования заключается в том, что показатели жизнестойкости лучше развиты у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см. рис. 1), чем у подростков из (условно) благополучных семей (см. рис. 2).

Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности...

...показатель, который находится на низком уровне развития в данной выборке испытуемых.

Далее рассмотрим средние значения показателей чувства связности (А. Антоновски) по выборке испытуемых (рисунок 3)

жизнестойкости (С. Мадди) и тест чувства связности (А. Антоновски), критерий Спирмена.

Объект исследования: процесс жизнестойкости у подростков.

Значимость жизнестойкости подростков в условиях трудной...

Дано определение понятиям «жизнестойкость», «трудная жизненная ситуация», описаны

«трудная жизненная ситуация», описаны критерии нахождения подростка в трудной жизненной ситуации.

7. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова.

Объект исследования: процесс жизнестойкости у подростков.

Определение уровня социальной компетентности юношей...

Общий объем выборки составил 100 испытуемых — 50 девушек и 50 юношей 1–2 курсов, средний

с окружающими и поддерживать отношения даже в трудной жизненной ситуации [2].

Установлено, что среди студентов-юношей низкий уровень жизнестойкости имеют 30

Факторы, влияющие на снижение уровня жизнестойкости подростка: − низкий уровень...

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

Общий объем выборки составил 100 респондентов, в том числе 61 девушка, 39 юношей.

С целью выявления особенностей жизнестойкости и адаптивности подростков, имеющих и не имеющих значимого взрослого, мы

Средний возраст подростков 15 лет (48 девочек,49 мальчиков).

Жизнестойкость воспитанников детского дома с разным уровнем адаптивности.

Сравнительный анализ системы подготовки подростков...

[7, 8]. В данном исследовании ключевым понятием является жизнестойкость. В рамках концепции жизнестойкости рассматриваются жизненные навыки, способствующие вхождению подростков в

По жизнестойкости та и другая группы находятся близко к низкому уровню, по оптимизму выше

В подобной ситуации находятся молодые выпускники в обеих странах.

Задать вопрос