Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 9193 раза

Библиографическое описание:

Киселев, М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями / М. И. Киселев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5886/ (дата обращения: 16.12.2024).

Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Отношение научной и общественной мысли к данной проблеме явилось отражением исторической трансформации отношения общества к инвалидности в целом.

Согласно Большому энциклопедическому словарю термин «инвалид» восходит к латинскому слову Invalidus – слабый, немощный» [1, с. 445].

История развития отношения к детской инвалидности, ведет своё начало от мифов о древней Спарте где, согласно древнему историку Плутарху, сбрасывали немощных детей со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические расстройства убивали.

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. В тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например «Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию». При помощи методов гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения приобретенных заболеваний, но они были доступны только богатым гражданам.

В Древней иудейской культуре «...ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно» [8, с. 3], детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.

В эпоху христианства отношение к инвалидам носит амбивалентный характер. Люди с инвалидностью, основываясь на традиции монашества, уходили в монастырь, тем самым обеспечивая себе еду и кров. Создание богаделен, в Турции в IV столетии, служит примером основания благотворительного подхода к людям с инвалидностью [8, с. 3-4].

В тоже время в средневековье инвалидность в целом рассматривалась, как плата за грехи, человека с физическими недостатками, в обществе все избегали и боялись их. «Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом и эксклюзией как самого инвалида, так и всей его семьи, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине» [5, с. 6].

«Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличались от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия» [2, с. 41].

В российской истории слово «инвалид» впервые упоминается во времена правления Петра I. Инвалидами назывались солдаты, которые получили увечья во время военных действий, в результате которых не могли нести воинскую службу. Данная традиция пришла в Россию из Западной Европы.

Во второй половине XIX века, к инвалидам стали относить и штатских лиц, которые получили увечья в результате войн. Это объясняется тем, что мирное население все чаще стало подвергаться опасностям во время военных конфликтов.

Активизация исследований проблем инвалидности, её последствий и причин отмечается после Первой и Второй мировых войн, когда инвалидность приобрела массовый характер. «После Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности» [10, с. 6-7].

Следует отметить, что вплоть до второй половины XX века, под инвалидностью понимались все люди с ограничениями жизнедеятельности. И только в конце 1950-60-х годах наметилась тенденция к дифференцированному подходу к проблеме инвалидности. Это обусловлено в первую очередь развитием новых знаний об обществе, а также для помощи в оказании услуг различным категориям граждан с инвалидностью [12, с. 11].

Со второй половины XX века, начинает формироваться правовые принципы защиты инвалидов. Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1959 года провозгласила Декларацию прав ребенка, определившую ряд принципов по защите детства, среди них такие как:

«Принцип 1 Права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния»[4].

«В Декларации о правах инвалидов принятой резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года сказано что: Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной» [3].

Статья 7 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, специально посвященная детям-инвалидам гласит: «1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. 2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка. 3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права» [6].

Во второй половине XX века, под влиянием общественных движений проводимых в развитых странах, таких как США, Швеция, начинает проводиться политика «деинституциализации». Её основные положения нашли отражение в протесте против закрытых учреждений (институций), где проходили лечение инвалиды. В противовес этому выдвигалась идея, что инвалиды могут жить, лечиться, получать образование в более мягких условиях (приемные семьи, диспансеры, службы поддержки и т.д.). Основным понятием процесса деинституционализации было «достоинство риска», что означало что люди, которые освобождались от опеки, имели равные права со всеми остальными членами общества [8, с. 3-4].

«Для России, менее чем для развитых стран западной демократии, характерно влияние на общественное мнение движения за равные права инвалидов, за независимую жизнь и т.д., однако имеет большое значение учёт факторов, дифференцирующих российских инвалидов по их отношению к своей инвалидности,, причинам её приобретения, наличия специфичного «пакета» характеристик, обусловливающих положение инвалида в системе льгот и т.д. [7, с. 18]»

В настоящее время сформировались несколько моделей инвалидности. Наибольшее распространение в мировой практике получили две модели: медицинская и социальная.

Главной характеристикой медицинской модели является определение диагноза патологии или дисфункции, инвалидов характеризуют как больных, немощных, которых необходимо изолировать. С точки зрения медицинской модели, человек с ограниченными возможностями не является полноценным членом общества в силу своего расстройства. Проблемы инвалида, в том числе и социальные, обусловлены его расстройством. Решение этих проблем возможно лишь при условии компенсации государством инвалидности человека (создание специальных учреждений для инвалидов, выдача инвалидных колясок и т.д.).

С 1981 года - Международного года инвалидов - распространяется движение в пользу социальной модели инвалидности, которая базируется на убеждении, что инвалид является полноценным членом общества вне зависимости от его заболевания. «С точки зрения социальной модели, состояние человеческого организма может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими и иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от их пола и возраста, культурных традиций и социальных условий, то есть контекста рассматриваемой ситуации. Если это так, то инвалидность можно понимать не только как физиологическую патологию организма, дефект внешнего вида или поведения человека, но и как социальное определение, «ярлык». Этот ярлык - знание об инвалидности – может приклеить человеку какая-то конкретная социальная система, в которой данное состояние принято считать отклонением от нормы. Изменив социальное окружение, перейдя в другую социальную группу, мы можем снять с себя этот ярлык или сменить его на другой, который в меньшей степени будет ограничивать наши возможности. Данный подход представляет для нас особую важность, поскольку позволяет представить инвалидность не статичным состоянием, но как процесс ограничения возможностей, причем катализирующая роль приписывается конкретной социальной среде» [11, с. 39].

«Социальная модель подчёркивает, что инвалиды, которые различаются по степени физического или психического недуга, угнетаются обществом за счёт концепта о нормальности. «Новая» посттрадиционная парадигма инвалидности состоит из ряда социальным моделей инвалидности, считающих, что не индивид, а общество имеет проблему и именно оно должно измениться. Социальные модели признают, что инвалидность существует лишь настолько, насколько она социально конструируется. Социальные модели инвалидности переносят проблему в коллективную ответственность общества как на макроуровне и на уровне отдельных индивидов» [9, с. 27].

В настоящее время помимо классических: медицинской и социальной, формируется целый ряд иных моделей инвалидности. Наиболее полная картина, на наш взгляд, представлена в работе Думбаевой А.Е., Поповой Т.В. «Инвалид, общество и право», которые предложили следующую классификацию:

  1. Моральная (религиозная) модель.

  2. Медицинская модель:

  1. Классическая медицинская модель;

  2. Реабилитационная модель или модель функциональной ограниченности;

  3. Экономическая модель.

III. Социальная модель инвалидности, которая имеет различные версии:

    1. Материалистическую модель;

    2. Модель независимой жизни;

    3. Модель Нandicap;

    4. Концепция меньшинства;

    5. Психосоциальная модель;

    6. Культурная модель;

    7. Модель человеческого разнообразия.

IV. «Новейшая» парадигма инвалидности [5, с. 6].

Вышеперечисленные модели являются производными моделями от основных - медицинской и социальной моделей инвалидности.

Таким образом, генезис отношения к детям с ограниченными возможностями берет своё начало со времен Древней Греции и продолжает свое существование в различных древних культурах. В российской истории понятие инвалид впервые употребляется во времена правления Петра I. Активизация исследований проблем инвалидности, её последствий и причин отмечается после Первой и Второй мировых войн, когда инвалидность приобрела массовый характер. Со второй половины XX века, начинает формироваться правовые принципы защиты инвалидов. В настоящее время сформировались несколько моделей инвалидности. Наибольшее распространение в мировой практике получили две модели: медицинская и социальная. Помимо классических: медицинской и социальной, формируется целый ряд иных моделей инвалидности которые являются производными моделями от основных - медицинской и социальной моделей инвалидности.


Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПБ.: «Норинт», 1997. 1456 с.

  2. Васильева Н.В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе. Дисс….к.с.н., Москва. 2000. С. 41

  3. Декларация о правах инвалидов Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

  4. Декларация прав ребенка Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года \\ http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

  5. Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право. - Алматы: ТОО «Верена», 2006. 180 с.

  6. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

  7. Меринова В.Н. Особенности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дисс…к.с.н., Иркутстк. 2007 С. 18.

  8. Социология инвалидности. Электронный учебный курс С. С. Асатрян. – Ставрополь. ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2008. С. 3-4.

  9. Тарасенко Е.А. Государсвенная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (сравнительный анализ на примере Российской Федерации, США и Великобритании). Дисс… к.с.н. Москва. 2005. С. 27

  10. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. 240 с.

  11. Ярская-Смирнова E.P. Социальное конструирование инвалидности. Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45.

  12. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – Спб.: Питер, 2004. 316 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, инвалидность, модель инвалидности, медицинская модель, модель, социальная модель, втора, Древняя Греция, проблема инвалидности, социальная модель инвалидности.


Задать вопрос