Методика использования STEM-подхода в обучении вероятностно-статистической линии в старшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Олишевец, А. О. Методика использования STEM-подхода в обучении вероятностно-статистической линии в старшей школе / А. О. Олишевец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103673/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье автор описывает методику использования STEM-подхода в обучении вероятностно-статистической линии в старшей школе: раскрывает методические приемы конструирования наборов задач на обучение вероятностно-статистической линии с использованием STEM-подхода; описывает методические особенности использования STEM-подхода при организации опытно-экспериментальной работы; обозначает методические аспекты STEM-подхода при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по темам, связанным с вероятностно-статистической линией.

Ключевые слова: STEM, вероятностно-статистическая линия, старшая школа.

Данная работа посвящена методике использования STEM-подхода в обучении вероятностно-статистической линии в старшей школе. Ее актуальность связана, с одной стороны, с проблемами, которые отмечаются в современном российском математическом образовании, в котором значимая стохастическая линия классически вызывает затруднение у обучающихся. С другой стороны, актуальность обуславливается наличием опыта интенсификации на основе STEM-подхода инженерно-математического образования в зарубежных странах, применение которого для преподавания вероятностно-статистического раздела курса математики в старшей школе требует специального изучения.

Вероятностно-статистический раздел был введен в отечественную школьную программу относительно недавно. Окончательное решение о его закреплении в курсе математики было принято в 2003 г., хотя первые попытки введение вероятностно-статистической линии в школьный курс математики были предприняты в России в середине XIX в. и в начале XX в., а вся советская история методики преподавания математики отмечена неоднократными и безуспешными попытками внедрить элементы теории вероятностей и математической статистики в обучение школьников. Однако только в 2000-е гг. было подготовлено большое число учебников и учебных пособий для реализации стохастической линии в старшей школе, а в 2010–2012 гг. новый образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения через примерные программы включил рассматриваемую линию в число элементов, контролируемых при реализации основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования [4], [5]. Иными словами, задания на вероятностно-статистическую линию становятся неотъемлемой частью Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Стандарт третьего поколения, реализация которого начнется в старшей школе с 1 сентября 2023 г., через новые примерные программы закрепил указанные элементы содержания обучения как обязательные для обучающихся. При этом изучение вероятностно-статистической компоненты не дает сегодня того результата, на который рассчитывают институты, вводящие ее в содержание школьных программ. Поиск новых подходов для интенсификации изучения стохастической линии обращает внимание исследователей на опыт зарубежных стран, осознавших данную проблему несколько ранее, и, в частности, на STEM-подход. При этом в отечественной науке дискуссия об использовании STEM-подхода в образовании ведется преимущественно применительно к профессиональному образованию [1], [6]. Однако в научном дискурсе уже есть работы посвященные STEM-подходу в школьном образовании [3] и дополнительном образовании детей [2]. В последних случаях речь идет скорее о развивающем эффекте STEM-подхода, чем о его учебной ценности, в том числе при изучении стохастической линии. Понимание обозначенной ценности невозможно без анализа методической составляющей STEM, которому и посвящена данная работа.

STEM расшифровывается как «наука, технологии, инженерия и математика». Аббревиатура STEM, использовавшаяся изначально в США, получила широкое распространение не только в англоязычных странах, используется она в том числе и в России. STEM-подход ставит своей целью как поднять преподавание математики, так и интенсифицировать более широкое инженерно-техническое образование, и тем самым стимулировать научно-техническое развитие. В США STEM охватывает образование от детского сада до магистратуры. STEM-подход неверно понимать как реализацию межпредметных связей, включенных в STEM дисциплин: обычно он предполагает изучение инженерного дела в рамках каждого из других предметов, входящих в аббревиатуру, а также начало изучения инженерного дела в младших классах, иногда — в дошкольном образовании. Иными словами, инженерия является ядерным компонентом STEM и должна проникать во все остальные дисциплины. В основе инженерии в образовательных целях, как и в собственно целях индустриальных, лежит инженерное проектирование, поэтому ключевым методом при STEM-подходе является метод проектов. Можно понимать STEM-подход как использование в обучении естествознанию, технологии и математике проектного метода, требующего от учащихся при создании проекта инженерных решений.

Проанализировав на основе требований стандарта вероятностно-статистическую линию в курсе математики старшей школы, мы можем говорить о том, что комбинаторика, статистика и теория вероятностей — важные элементы повседневной жизни выпускника, основа для принятия бытовых и профессиональных решений в различных отраслях, поэтому то большое внимание, которое оказывает современная методика преподавания математики вероятностно-статистической линии в старшей школе, закономерно. Учитывая тот факт, что содержание линии стабильно вызывает затруднения у обучающихся, именно данная линия требует специальных подходов, технологий и методов, которые способны повысить качество обучения. И таким подходом может быть STEM.

При использовании STEM-подхода в обучении математике, а именно при включении инженерных проектов в преподавание данной дисциплины, могут быть задействованы все элементы вероятностно-статистической (стохастической) линии, предполагаемые стандартом и, соответственно, программой. При этом под техническим обеспечением школьной инженерии сегодня стоит понимать в первую очередь средства 3D-печати. 3D-печать во многом затрагивает все области STEM, поскольку требуются математические, IT, научные и технические навыки.

Знакомство учащихся со STEM имеет смысл начинать с небольших задач на вероятностно-статистическую линию. Одна задача необязательно должна охватывать все области STEM, однако большинство заданий должны интегрировать две и более области. STEM-задачи требуют специального подхода при их формировании и особого дидактического оформления. STEM-задачи должны быть формирующими в том числе читательскую компетенцию, относительно сложными, ориентированными на практическую деятельность, апеллировать не только к тексту, но и к другим источникам информации (например, к графике), а также обязательно содержать инженерную компоненту.

STEM-задача может быть превращена по сути в набор взаимосвязанных задач, которые в сумме представляют материал для урока — лабораторной работы. Подобные наборы задач открывают возможность использования STEM-подхода при организации опытно-экспериментальной работы. При этом результаты лабораторной работы могут быть оформлены двумя способами: в виде отчета в тетради либо в виде доклада и презентации. Отдельную категорию лабораторных работ по STEM на стохастическую линию представляют работы на статистику, выполнение которых возможно с использованием средств MS Excel или LibreOffice Calc. Еще одним типом практической работы выступает работа по видео-фиксации собственных опытов и решений. В ходе подобной работы ученик не только получит возможность оценить свой опыт, но и проходит проверку на умение представлять и презентовать собственные знания, формируя из последних «банк знаний STEM». Указанный банк может быть размещен на видео-хостинге и с помощью кьюар-кода включен в тексты STEM-задач.

По нашему мнению, часть лабораторных работ на стохастическую линию выступает первым этапом проектов обучающихся на 3D-печать. В результате реализации подобных проектов у учащихся формируется умение выбирать тему проекта (следующую тему они могут предложить уже сами), планировать его выполнение, вести поиск необходимой информации, работать в команде, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей работы. В дидактическом плане в ходе проекта на 3D-печать задействуются все элементы стохастической линии, которые отрабатываются с помощью прикладных (программных) инструментов. Такие проектные работы наглядно иллюстрируют учащимся значение изучаемой линии, показывают ее взаимосвязь с практикой инженерных работ.

Таким образом, мы можем констатировать, что цель данного исследования достигнута. В качестве педагогического продукта работы при этом выступает авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности для старшей школы на основе STEM-подхода, внедренная в практику работы МБОУ СОШ № 19.

Литература:

  1. Анисимова Т. И. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 [Текст] / Анисимова Т. И. и др. // Научный диалог, № 11, 2018, c. 322–332.
  2. Морозова О. В. STEАM-технологии в дополнительном образовании детей [Текст] / Морозова О. В. и др. // Баландинские чтения, Т. 14, № 1, 2019, c. 553–556.
  3. Ощепков А. А. STEM-технология как средство развития творческой деятельности обучающихся [Текст] / Ощепков А. А. и др. // Проблемы современного педагогического образования, № 65–4, 2019, c. 246–249.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в последней редакции).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (в последней редакции).
  6. Чемеков В. Н. STEM — новый подход к инженерному образованию [Текст] / Чемеков В. Н. и др. // Вестник Марийского государственного университета, № 5 (20), 2015, c. 59–64.
Основные термины (генерируются автоматически): STEM, вероятностно-статистическая линия, старшая школа, стохастическая линия, использование STEM-подхода, курс математики, работа, лабораторная работа, опытно-экспериментальная работа, Россия.


Ключевые слова

STEM, старшая школа, вероятностно-статистическая линия

Похожие статьи

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях

В статье рассматривается инновационный подход к проблеме устранения лексико-грамматической недостаточности с помощью языкового LEGO-моделирования. Языковое LEGO-моделирование подразумевает использования конструктора LEGO для моделирования языковых от...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Роль проектных методов в формировании художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа

В статье дается определение метода проектов, приводится краткая историческая справка и современный взгляд на эту методику; дается определение художественно-творческой компетенции, обосновывается необходимость формирования художественно-творческой ком...

Похожие статьи

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников

В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях

В статье рассматривается инновационный подход к проблеме устранения лексико-грамматической недостаточности с помощью языкового LEGO-моделирования. Языковое LEGO-моделирование подразумевает использования конструктора LEGO для моделирования языковых от...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Роль проектных методов в формировании художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа

В статье дается определение метода проектов, приводится краткая историческая справка и современный взгляд на эту методику; дается определение художественно-творческой компетенции, обосновывается необходимость формирования художественно-творческой ком...

Задать вопрос