В статье представлен общий анализ действующего гражданско-правового механизма защиты нематериальных благ граждан и организаций. Рассмотрено наиболее распространенное правонарушение, ведущее к умалению деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности — распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица.
Ключевые слова: нематериальные блага, деловая репутация, несоответствие сведений действительности, порочащий характер сведений, способы защиты гражданских прав, компенсации нематериального вреда.
В ст. 128 Гражданского кодекса РФ [1] (далее — ГК РФ) в числе иных объектов гражданских прав законодатель называет нематериальные блага. Несмотря на дискуссионность вопроса о месте и роли личных неимущественных прав, объектом которых являются нематериальные блага, в системе субъективных гражданских прав, их высокая значимость для каждого конкретного правообладателя бесспорна.
К проблемным вопросам правового регулирования нематериальных благ относится определение субъектного состава правообладателей. Как отмечает Т. В. Трофимова «традиционным в доктрине гражданского права считается подход, в соответствии с которым нематериальными благами и соответственно личными неимущественными правами на них могут обладать только физические лица» [8; С. 244].
Однако стоит согласиться с авторами, утверждающими, что нематериальные блага могут принадлежать и юридическим лицам. Так, Т. А. Нуждин отмечает, что «при внимательном прочтении положений ст. 150 ГК РФ можно заметить, что ряд нематериальных благ, присущих гражданину — физическому лицу, имеют своего рода эквивалент и для юридического лица, а именно: деловая репутация гражданина — деловая репутация организации; личная и семейная тайна — коммерческая и служебная тайна; право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства — организация также вправе изменять свой юридический и фактический адрес; право на имя — право на фирменное наименование и коммерческое обозначение; право авторства — исключительные права и средства индивидуализации юридических лиц (товарные знаки, знаки обслуживания и т. д.))» [7; С. 114].
При этом, правоприменительная практика не отрицает возможности обладания как некоммерческими, так и коммерческими организациями таким нематериальным благом, как деловая репутация. Одним из признаков юридического лица как субъекта гражданско-правовых отношений является наличие имущества, рассматриваемого как совокупность вещей и имущественных прав. Вместе с тем залогом успешного осуществления любого вида хозяйственной деятельности сегодня является обладание субъектом и нематериальными активами, в числе которых деловая репутация занимает особое место [8; С. 245].
Понятие «деловая репутация» не имеет законодательной дефиниции, однако в юридический литературе данное понятие рассматривается с нескольких точек зрения.
Преимущественное большинство авторов определяет деловую репутацию как оценка профессиональных (деловых) качеств лица. Вместе с тем, в доктрине сформулированы и более развернутые определения. Так, Д. В. Кислов рассматривает деловую репутацию как «совокупность факторов, позволяющих более успешно вести бизнес» [6; С. 159]. Автор в качестве таких факторов называет: фирменное наименование предприятия, его финансово-экономическое положение, географическое расположение, клиентскую базу, деловые связи, техническую оснащенность, наличие в собственности высокодоходных активов и т. п.
Одним из специальных способов защиты нарушенного права на неприкосновенность деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 152 ГК РФ, является опровержение распространенных недостоверных порочащих деловую репутацию сведений о субъекте предпринимательской деятельности и производимых им товарах, выполняемых работах или оказываемых услугах. Следует отметить, что такой способ защиты является эффективным только при распространении сведений в средствах массовой информации.
При осуществлении предпринимателями хозяйственной деятельности достаточно частым является нарушение субъективного права на неприкосновенность деловой репутации иными субъектами, к которым, с одной стороны, относятся конкуренты, с другой, государственные органы.
При нарушении неприкосновенности деловой репутации другими субъектами предпринимательской деятельности можно говорить о недобросовестной конкуренции. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» [2], не допускаются любые направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов.
Ситуация с конкурентами усугубляется еще и самим характером деловой репутации, поскольку она является так называемым связанным активом, «который может быть передан (и оценен) только в совокупности с другими активами» [5; С. 30]. В связи с данным обстоятельством деловая репутация нарушается не только распространением недостоверных сведений порочащего характера, но и при нарушении субъективных прав на фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания и иные маркетинговые обозначения лица и его товаров (работ, услуг).
Случаи нарушения неприкосновенности деловой репутации государственными органами выражаются, как правило, в актах проверок по неподтвержденным данным о нарушении предпринимателем норм действующего законодательства, в иных административных актах, касающихся деятельности предпринимателя [8; С. 247]. Как показывает практика, такие действия органов власти и управления, осуществляемые ими в пределах своих полномочий, не рассматриваются как противоправные деяния, являющиеся основанием для защиты субъективного права предпринимателя на неприкосновенность деловой репутации, однако отражаются на общественном мнении.
Вне зависимости от субъекта, допустившего нарушение субъективного права юридического лица на неприкосновенность деловой репутации, общим способом защиты является возмещение материального вреда, возникающего при таком нарушении, как правило, в форме упущенной выгоды [3; С. 68]. Упущенная выгода при таком нарушении выражается в неполученном или сниженном доходе от хозяйственной деятельности, ставшем результатом нарушения деловой репутации указанных субъектов. Однако анализ судебной практики свидетельствует о том, что требования о возмещении упущенной выгоды судами удовлетворяются нечасто. Причиной такой правоприменительной практики является трудность установления прямой причинно-следственной связи между нарушением деловой репутации предпринимателя и возникшим вредом.
Д. И. Гущин справедливо считает, что доказать причинную связь между распространением недостоверных сведений, порочащих деловую репутацию предпринимателя, и возникновением у него убытков, в том числе реального ущерба и упущенной выгоды, как и само наличие и размер этих убытков, чрезвычайно сложно. И именно поэтому законодатель допускает возможность возмещения лицу, чья деловая репутация попрана в результате распространения недостоверных и порочащих его сведений, морального вреда [4; С. 134–136].
На основании изложенного, можно сделать вывод, что нематериальные блага являются важными объектами и также подлежат защите, как и другие объекты гражданских прав.
Нематериальные блага принадлежат и юридическим лицам, при этом, отдельные блага могут иметь отличное название от благ, принадлежащих физическим лицом, но это связано с организационно-правовыми формами юридического лица.
Деловая репутация относится к нематериальным правам, возникает у лица с момента начала осуществления предпринимательской деятельности и является одним из условий его успеха.
При умалении деловой репутации субъект предпринимательской деятельности не лишен права на защиту нарушенного нематериального блага в виде предъявления требования возмещения нематериального вреда путем выплаты причинителем вреда денежной компенсации.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301. http://pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. ст. 3434. http://pravo.gov.ru
- Гусалова, А. Р. Гражданско-правовая защита деловой репутации // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 2. С. 68–70
- Гущин, Д. И. Юридическая ответственность за моральный вред: теоретико-правовой анализ / Д. И. Гущин. — Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2002. — 163 с.
- Джабаева, А. С. Деловая репутация юридического лица как нематериальный актив: некоторые вопросы гражданско-правового режима // Юридический мир. 2006. № 1. С. 26–34
- Кислов, Д. В. Нематериальные активы: учет и налоги / Д. В. Кислов. — Москва: Налог-Инфо, 2006. — 343 с.
- Нуждин, Т. А. Нематериальные блага юридического лица: проблемы правового регулирования // Право и экономика. 2008. № 10. С. 113–115
- Трофимова, Т. В. Нематериальные блага юридических лиц и их гражданско-правовая защита // Вестник ОмГУ. 2009. № 3. С. 244–248