Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц по законодательству Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 06.03.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Кравцова, С. Б. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц по законодательству Российской Федерации / С. Б. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 182-183. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111791/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья посвящена рассмотрению основание возникновения права на защиту юридического лица и порядок защиты юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию. Гражданско-правовая защита деловой репутации имеет ряд преимуществ, которые обусловлены, прежде всего, функциями гражданско-правовой ответственности, нацеленными на восстановление положения, существующее до нарушения права на деловую репутацию.

Ключевые слова: деловая репутация, диффамация, гражданское право, защита, сведения, юридическое лицо.

Согласно действующему законодательству, возможность применения мер защиты основывается на факте нарушения права. Так, для возникновения охранительного правоотношения по защите деловой репутации юридического лица, в первую очередь, необходимо наличие правонарушения, состав которого раскрывается в ст. 152 ГК РФ. В соответствии с содержанием указанной нормы, право на защиту деловой репутации возникает у юридического лица при наличии следующего комплекса условий [3 с. 61]:

– факт распространения сведений о юридическом лице;

– порочащий характер распространяемых сведений;

– не соответствие порочащих сведений действительности.

Кроме того, в теории выделяются еще такие условия защиты, как возможность идентификации оспариваемых сведений с конкретным юридическим лицом и распространение порочащих сведений третьим лицом. Для понимания значимости и роли оснований возникновения права на защиту, остановимся на более детальном рассмотрении каждого из них в отдельности.

Факт распространения сведений о юридическом лице. В соответствии с абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 3 под распространением порочащих деловую репутацию сведений надлежит понимать «опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу» [2].

Не признается распространением сообщение сведений лицу, которого они непосредственно касаются.

Существует позиция, согласно которой для осуществления гражданско-правовой защиты деловой репутации и возникновения охранительных правоотношений не имеет значения в какой форме и с помощью какого способа изложения данная информация распространялась, круг и количество лиц, до сведения которых данная информация была доведена. В роли достаточного основания выступает сам факт распространения сведений.

Защита деловой репутации от распространения недостоверных сведений предусмотрена в силу закрепления в п. 10 ст. 152 ГК РФ условия о том, что при распространении любых не соответствующих действительности сведений судом могут быть применены нормы о защите деловой репутации [1].

В действительности, в случаях, когда распространяемая о юридическом лице информация положительна со всех сторон, однако ложна по своей природе, закономерно возникновение сложностей при осуществлении организацией своей деятельности и конфликтов с другими участниками рыночных отношений.

Не соответствие распространенных сведений действительности. В соответствии с абз. 4 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 3 под не соответствующими действительности сведениями понимаются «утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения» [2].

Также в Постановлении отмечается, какие сведения не могут рассматриваться в качестве не соответствующих действительности. К ним относятся: сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.

В литературе дополнительно отмечается, что признаваться не соответствующими действительности не могут сведения, извлеченные из официальных источников, а затем распространенные или опубликованные в средствах массовой информации [5 с.70].

Важно подчеркнуть, что несоответствие распространенных сведений действительности является необходимым условием удовлетворения иска о защите деловой репутации юридического лица. Бремя доказывания обратного, то есть соответствия распространенных сведений действительности, возлагается иа ответчика. Исходя из перечисленного можно сделать вывод, что в п. 1 ст. 152 ГК РФ закрепляет презумпцию несоответствия действительности распространенных порочащих сведений [1].

Российский законодатель допускает защиту деловой репутации юридических лиц только от недостоверной диффамации. Относительно достоверной диффамации можно отметить, что при ее распространении в действующем законодательстве Российской Федерации ответственность не предусмотрена [3 с.61].

Получается, что при распространении порочащих, но действительных сведений, они не подлежат оспариванию и опровержению в общем порядке защиты деловой репутации, предусмотренном ст. 152 ГК РФ. Возможность идентификации оспариваемых сведений с конкретным юридическим лицом [1].

Данное положение выделяется на основании того факта, что при невозможности соотнесения оспариваемых порочащих сведений с конкретным юридическим лицом, у потерпевшей стороны основания возникновения права на защиту своей деловой репутации и не может возникнуть.

К наиболее частым способам причинения вреда деловой репутации юридического лица относятся: выпуск в эфир передачи видеосюжета, публикация статьи в СМИ (в т. ч. на сайте интернет-издания газеты), публикация поста в социальной сети (Телеграм, ВК и др. соц. сети), отзывы пользователей на сайте [5 с. 70].

Подводя итого рассмотрению оснований возникновения права на защиту юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию, были выявлены и рассмотрены как нашедшие отражение в законе, так и в теории следующие основания:

– факт распространения сведений о юридическом лице; порочащий характер распространяемых сведений;

– не соответствие порочащих сведений действительности;

– возможность идентификации оспариваемых сведений с конкретным юридическим лицом и распространение порочащих сведений третьим лицом.

Кроме того, примечательной является также группа оснований, к которой относятся правонарушения, косвенно умаляющие деловую репутацию организации и которая состоит из исключительных прав, направленных на индивидуализацию юридического лица: права на фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания.

Вопрос о защите деловой репутации с каждым годом становится все более актуальным ввиду совершенствования различных способов распространения информации и внедрения информационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня процесс получения информации о репутации организации для контрагентов, потенциальных покупателей или иных заинтересованных лиц не составляет никаких трудностей, поскольку в сети «Интернет» можно почерпнуть почти все необходимые сведение, причем как положительно, так и отрицательно характеризующие компанию.

В связи с этим, стоит отметить, что гражданско-правовая защита деловой репутации имеет ряд преимуществ, которые обусловлены, прежде всего, функциями гражданско-правовой ответственности, нацеленными на восстановление положения, существующее до нарушения права на деловую репутацию.

В целях эффективности осуществления гражданско-правовой защиты юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию в российском законодательстве предусмотрены действительно работающие способы защиты. Однако это законодательство все же не обеспечивает надежных гарантий, способных превентивно воздействовать на общество, не допуская нарушений деловой репутации.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 14.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301, 2022. № 24, ст.3927.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета 2005. № 50
  3. Борха С. С. Защита деловой репутации юридических лиц. //Гражданское право. 2021. № 7.
  4. Сингелеева Б. А. Защита деловой репутации юридического лица в Интернете. //Евразийская адвокатура.2023. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): деловая репутация, юридическое лицо, сведение, гражданско-правовая защита, защита, возможность идентификации, ГК РФ, распространение сведений, распространенное сведение действительности, факт распространения сведений.


Похожие статьи

Компенсация репутационного вреда как способ защиты деловой репутации юридического лица

В статье обосновывается актуальность законодательного закрепления права юридического лица на защиту своей деловой репутации посредством требования компенсации репутационного вреда, причинённого распространением порочащих сведений, не соответствующих ...

Гражданско-правовая защита нематериальных благ субъектов предпринимательской деятельности

В статье представлен общий анализ действующего гражданско-правового механизма защиты нематериальных благ граждан и организаций. Рассмотрено наиболее распространенное правонарушение, ведущее к умалению деловой репутации субъектов предпринимательской д...

Особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы, рассмотрены полномочия Роскомнадзора по обнаружению нарушений прав интеллектуальной соб...

Защита права собственности и иных вещных прав

Актуальность статьи определена сложностью разрешения проблем, возникающих в судебной практике по спорам о защите права собственности и иных вещных прав, в частности споров, затрагивающих сферу защиты добросовестного приобретателя. Обусловлено это в т...

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Объективная сторона ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг

В настоящей статье рассматривается объективные сторона гражданско-правовой ответственности, возникшей вследствие причинения вреда в связи с недостатками товаров, работ или услуг. Данная работа направлена на изучение объективной стороны гражданско-пра...

Право на ответ как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации

В статье автором выявляются особенности права на ответ как способа защиты чести, достоинства и деловой репутации посредством проведения сравнительного анализа между ним и опровержением порочащих сведений. Кроме того, в статье приводятся проекты измен...

Защита права на недвижимое имущество в спорах, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности

В статье рассматривается правовые подходы, применяемые для восстановления нарушенных прав покупателей на государственную регистрацию перехода права собственности. Рассматриваются некоторые вопросы защиты права собственности юридических лиц на недвижи...

Ограничение принципа свободы договора в гражданском праве Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся ограничения принципа свободы договора. Права субъектов гражданского права ограничены друг другом, и принцип свободы договора не может быть безмерным, так как законность осуществления прав не допускает ущем...

Похожие статьи

Компенсация репутационного вреда как способ защиты деловой репутации юридического лица

В статье обосновывается актуальность законодательного закрепления права юридического лица на защиту своей деловой репутации посредством требования компенсации репутационного вреда, причинённого распространением порочащих сведений, не соответствующих ...

Гражданско-правовая защита нематериальных благ субъектов предпринимательской деятельности

В статье представлен общий анализ действующего гражданско-правового механизма защиты нематериальных благ граждан и организаций. Рассмотрено наиболее распространенное правонарушение, ведущее к умалению деловой репутации субъектов предпринимательской д...

Особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны авторских и смежных прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы, рассмотрены полномочия Роскомнадзора по обнаружению нарушений прав интеллектуальной соб...

Защита права собственности и иных вещных прав

Актуальность статьи определена сложностью разрешения проблем, возникающих в судебной практике по спорам о защите права собственности и иных вещных прав, в частности споров, затрагивающих сферу защиты добросовестного приобретателя. Обусловлено это в т...

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности

В статье рассматривается правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности, обосновывается актуальность защиты прав потребителей в сфере рекламной деятельности. Дается определение понятия рекламы, представлены основные но...

Объективная сторона ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ и услуг

В настоящей статье рассматривается объективные сторона гражданско-правовой ответственности, возникшей вследствие причинения вреда в связи с недостатками товаров, работ или услуг. Данная работа направлена на изучение объективной стороны гражданско-пра...

Право на ответ как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации

В статье автором выявляются особенности права на ответ как способа защиты чести, достоинства и деловой репутации посредством проведения сравнительного анализа между ним и опровержением порочащих сведений. Кроме того, в статье приводятся проекты измен...

Защита права на недвижимое имущество в спорах, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности

В статье рассматривается правовые подходы, применяемые для восстановления нарушенных прав покупателей на государственную регистрацию перехода права собственности. Рассматриваются некоторые вопросы защиты права собственности юридических лиц на недвижи...

Ограничение принципа свободы договора в гражданском праве Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся ограничения принципа свободы договора. Права субъектов гражданского права ограничены друг другом, и принцип свободы договора не может быть безмерным, так как законность осуществления прав не допускает ущем...

Задать вопрос