Договор перевозки груза автомобильным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Таралин, М. В. Договор перевозки груза автомобильным транспортом / М. В. Таралин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103578/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор дает определение договору перевозки груза автомобильным транспортом, рассуждает на тему его правовой природы и выделяет его отличительные черты.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, договор, договор перевозки груза, транспортный процесс, вид транспорта.

Определение договора перевозки груза дано в ст. 785 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [1, ст. 785] и носит общий характер, то есть оно может быть применено ко всем видам транспорта. Согласно договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель в свою очередь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Таким образом, договор перевозки груза автомобильным транспортом (далее — ПГАТ) можно определить через общую дефиницию, изложенную в ст. 785 ГК РФ, при этому уточнив, что перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом.

Что касается консенсуальности или реальности договора ПГАТ, следует отметить, что на этот вопрос не существует однозначного мнения. С одной стороны, так как перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз, то передача такого груза предшествует заключению договора. Фактом заключения договора перевозки груза является момент передачи груза перевозчику, а не достижение согласия сторон. Таким образом, договор является реальным. Тем не менее, на основании устава автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта (далее — Устав) [2] можно сделать вывод, что договор ПГАТ является консенсуальным. Так, статья 8 данного Устава [2, ст. 8] предусматривает, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя. В данном случае офертой будет являться заявка, а акцпетом — это конклюдентные действия перевозчика по принятию заявки. Следовательно, исключается неопределенность в вопросе о возмездности услуги перевозчика по подаче транспортных услуг.

На наш взгляд, договор ПГАТ имеет консенсуальную природу. Этой точки зрения придерживался и Х. И. Шварц, советский юрист, правовед, доктор юридических наук: «Договор автомобильной перевозки грузов заключается не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т. е. договор консенсуальный, что делает его сходным с чартером» [3, с. 37]. Действительно, на практике получается так, что стороны сначала согласуют условия договора ПГАТ путем его подписания и оформления договора-заявки. Так, машина перевозчика не отправится на загрузку, если договор не будет подписан.

Говоря об особенностях данного договора, между договорами ПГАТ и договорами перевозки грузов другими видами транспорта существуют существенные различия. Среди основных отличий выделяются особенности технической и коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта. По общему правилу, при перевозке грузов в автомобилях груз сдается для перемещения в таком пункте, который находится не в ведении перевозчика, не на территории автотранспортного предприятия, а в ведении и на территории клиента, то есть грузоотправителя. Это обстоятельство предопределяет невозможность конструирования договоров перевозки грузов автомобильным транспортом как договоров реальных, то есть совершаемых в момент принятия груза к перевозке, как это характерно для железнодорожных и речных перевозок. При перевозках на автомобильном транспорте ввиду его технических и организационных особенностей необходимо сначала заключить соглашение между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок (то есть заключить договор перевозки) и лишь после этого на основании данного договора возможно направить перевозочные средства к пункту погрузки, находящемуся не в ведении и не на территории автотранспортной организации, для приема груза и перемещения его к пункту назначения. Следовательно, договор ПГАТ — это договор, заключаемый не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, то есть договор является консенсуальным.

Цель договора ПГАТ — доставка груза от места его отправления, указанного в договоре, к месту назначения. Из определения следует, что договор ПГАТ является взаимным и возмездным (поскольку услуги перевозчика должны оплачиваться). Также данный договор является срочным, так как срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.

Рассматриваемый договор (договор ПГАТ) также считается публичным (ст. 426 ГК РФ) [1, ст. 426], поскольку в качестве перевозчика всегда выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору ПГАТ обязательство доставить вверенный груз.

Предметом договора являются как действия перевозчика по доставке груза в место назначения и выдаче его уполномоченному лицу, так и встречные действия грузоотправителя по оплате перевозки [4, с. 101].

Действия перевозчика — это услуга по перевозке груза, которая характеризуется неовеществленным результатом. Оказание услуги всегда подразумевает, что есть другое лицо, которое эту услугу получит. В этом заключается отличие от транспортировки. Перевозка всегда осуществляется на возмездных условиях, от которых пользу получает каждая сторона. В случаях осуществления перевозки транспортными средствами для личных нужд и при отсутствии признака возмездного договора — имеет место быть транспортировка груза, а не перевозка. То есть, если юридическое лицо своими автомобилями со своего одного склада перевезет на свой другой склад груз — это не будет считаться перевозкой. Также нужно отметить, что, в свою очередь, перемещение груза без использования транспортных средств (например, работа грузчиков) не является транспортировкой груза: «Погрузочно-разгрузочные работы или подъем мебели на десятый этаж жилого дома также направлен на перемещение груза. Однако этот признак не делает указанные обязательства перевозочными» — об этом пишет Ю. В. Романец [5, с. 435].

Таким образом, понятия «транспортировка грузов» и «перевозка грузов» автомобильным транспортом не тождественны. Перевозкой считается лишь такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ [1], где обязательным условием является заключение договора перевозки и соблюдение всех правил, установленных на данном виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировке грузов соблюдение этих положений не обязательно.

Обозначенные выше особенности договора ПГАТ позволяют отличить его от ряда других гражданско-правовых договоров и, прежде всего, от договора подряда. По общему правилу, договор подряда регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по созданию новых или переработке (ремонту) существующих вещей. В данном случае результаты имеют овеществленную форму. В процессе выполнения заказа материалы подрядчика или заказчика становятся новым изделием. Результаты деятельности автомобильного транспорта и оказываемой им услуги, в свою очередь, не приобретают вещественную форму. Их полезный эффект состоит в доставке груза и его вручению получателю. В процессе перевозки груза автомобильным транспортом материальные ценности не потребляются и не меняют своей формы.

Говоря о различиях договора ПГАТ от договоров хранения или поручения, необходимо указать на то, что предметом этих трех договоров служит деятельность, полезный эффект которой не имеет вещественной формы. Однако по договору хранения услуга заключается в хранении переданного хранителю имущества и возвращении его поклажедателю в надлежащем состоянии. Предметом договора поручения являются юридические действия, совершаемые поверенными от имени и за счет доверителя. При перевозке деятельность перевозчика по сохранению груза и выдаче его получателю не носит характер самостоятельной экономической услуги и вследствие этого не имеет самостоятельного правового выражения [4, с. 103].

Также нужно отличать договор фрахтования от договора ПГАТ. Периодически возможны ситуации, когда перевозка грузов должна оформляться не договором перевозки груза, а договором фрахтования автомобиля на время, в частности в случаях, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые подлежат перевозке. Например, когда грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо, как это происходит при перевозке груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи. В этом случае оформление товарно-транспортных документов не требуется. Этот способ оформления перевозки груза существенно упрощает документооборот, даже при условии, если для перевозки нанимается автотранспорт со стороны.

При разграничении договора транспортной экспедиции и договора ПГАТ, следует также обозначить ряд отличий. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ) [1, ст. 785]. В отличие от договора перевозки, по договору транспортной экспедиции экспедитор не принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю. Он обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, например, организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. Кроме того, согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ, договор транспортной экспедиции может быть заключен как с грузоотправителем, так и с грузополучателем [1, ст. 801]. В случае если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, между сторонами заключен смешанный договор, в котором содержатся элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки. Заключение такого договора является правом сторон и соответствует принципу свободы договора, закрепленному в ст. 421 ГК РФ [1, ст. 421]. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Так, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 г. по делу № А13–9844/2010 суд указывает, что договор между сторонами содержит признаки и элементы двух договоров: договора перевозки груза и договора транспортной экспедиции [6]. Стороны установили, что их правоотношения в рамках данного договора регулируются как нормами главы 40 ГК РФ, так и нормами главы 41 ГК РФ [1]. Статья 421 ГК РФ [1, ст. 421], провозглашающая принцип свободы договора, позволяет сторонам заключать договоры, содержащие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, договор ПГАТ — это соглашение, по которому перевозчик, используя автомобильный транспорт, обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а грузоотправитель в свою очередь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор ПГАТ заключается между автотранспортной организацией (перевозчик) с одной стороны и грузоотправителем с другой. Так как сторонами договора ПГАТ являются грузоотправитель и перевозчик, договор является двусторонним [7, с. 255]. Стоит отметить, что в рассматриваемом договоре перевозчик также может обозначаться как «исполнитель», а грузоотправитель — как «заказчик». При перевозке груза автомобильным транспортом необходимо точно и однозначно определять сторону в договоре ПГАТ, поскольку в случае возможных судебных разбирательств от этого зависит решение суда по делу.

В соответствии с Уставом, в качестве перевозчика может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки автомобильным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный ему отправителем груз, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю). Грузоотправителем, согласно Уставу, может являться физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени либо от имени владельца груза, указанном в накладной. Также роли грузоотправителя и грузополучателя может выступать государство (на договорной основе).

Так как в определении договора перевозки грузов, помимо перевозчика и грузоотправителя, указывается еще и грузополучатель (уполномоченное на получение груза лицо), то данный договор можно рассматривать как трехсторонний. Этой точки зрения придерживается В. А. Егиазаров. Иными словами грузополучателя можно считать равноправной стороной договора наряду с грузоотправителем и перевозчиком [8, с. 70]. Также существует точка зрения В. В. Витрянского и М. И. Брагинского, согласно которой данный договор можно считать договором в пользу третьего лица — грузополучателя [9, с. 293]. М. И. Брагинский и В. В. Витрянский объясняют правовое положение грузополучателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается этот договор. Ученые также отмечают, что против данного вывода в юридической литературе существует основное возражение, которое опирается на то, что на грузополучателя возлагаются определенные обязанности. Это, как объясняют правоведы, обусловлено сущностью закона, который регулирует правоотношения между участниками путем установления соответствующих прав и обязанностей. Для определения правового положения грузополучателя главный аргумент состоит в том, что непосредственно самим договором перевозки груза не установлено никаких обязанностей грузополучателя: он принимает на себя обязанности, предусмотренные законом, выразив намерение воспользоваться правами, предоставленными ему по договору перевозки груза, что соответствует модели договора в пользу третьего лица, изложенной в ст. 430 ГК РФ [10, с. 54].

Из факта заключения договора перевозки грузов грузополучатель приобретает возможность вступить в договор в качестве кредитора путем обращения к перевозчику с требованием выдать доставленный груз. Такая правовая модель договора перевозки действительно указывает на его определенные сходства с договором в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ) [1], согласно которому должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, который может быть указан или не указан в договоре и который имеет право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. В этом случае происходит замена кредитора в обязательстве [4, с. 105].

Таким образом, точка зрения, согласно которой договор ПГАТ является договором в пользу третьего лица (грузополучателя), а его сторонами выступают грузоотправитель и перевозчик, кажется более обоснованной.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 46. — Ст. 5555.
  3. Шварц, Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте: монография // Х. И. Шварц. — Москва: Юридическая литература, 1966. -264 с.
  4. Морозов, С. Ю. Транспортное право: учебник для вузов / С. Ю. Морозов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–08988–2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449783 (дата обращения: 15.04.2023).
  5. Романец, Ю. В. Система договоров в гражданском праве России: Монография / Ю. В. Романец. — Москва: Норма, Инфра-М, 2013. — 496 c.
  6. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 г. по делу № А13–9844/2010. — Текст: электронный // Арбитражные суды: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/9416d105-cb2f-494a-8264-c8db951dd477 (дата обращения: 15.04.2023).
  7. Транспортное право: учебник для вузов / Н. А. Духно [и др.]; ответственный редактор Н. А. Духно, А. И. Землин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 380 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–09760–3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455256 (дата обращения: 25.04.2023).
  8. Егиазаров, В. А. Транспортное право: учебник / В. А. Егиазаров. — 8-е изд., доп. и перераб. — Москва:Юстицинформ, 2015. — 95 с.
  9. Брагинский, М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. Книга 1 / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский — 3-е изд., стереотип. — Москва: Статут, 2001. — 848 c.
  10. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. // М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — Москва: Статут, 2011. -910 с.
Основные термины (генерируются автоматически): договор, автомобильный транспорт, ГК РФ, перевозка груза, договор перевозки груза, пункт назначения, смешанный договор, перевозка, получение груза, транспортная экспедиция.


Похожие статьи

Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Договор воздушной перевозки грузов

В статье авторы пытаются определить основные особенности договора воздушной перевозки грузов.

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию понятия договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления его характерных особенностей, а также разграничения между договором перевозки грузов автомобильным транспортом и договором об организации...

Понятие, признаки и содержание транспортных услуг

В статье рассматривается историческое и современное нормативное закрепление понятия транспортных услуг, а также признаки и содержание таких услуг.

Особенности правового регулирования международной морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы современного правового регулирования международной морской перевозки грузов. Формулируется вывод о том, что многообразие источников правового регулирования является специфической чертой международных морских перевозок.

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Таможенный контроль грузов, перемещаемых автомобильным транспортом: теория и основы

В статье рассматривается организация таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, а также приведена теоретическая и правовая основа, используемая в его проведении.

Похожие статьи

Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Договор воздушной перевозки грузов

В статье авторы пытаются определить основные особенности договора воздушной перевозки грузов.

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию понятия договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления его характерных особенностей, а также разграничения между договором перевозки грузов автомобильным транспортом и договором об организации...

Понятие, признаки и содержание транспортных услуг

В статье рассматривается историческое и современное нормативное закрепление понятия транспортных услуг, а также признаки и содержание таких услуг.

Особенности правового регулирования международной морской перевозки грузов

В статье исследуются проблемы современного правового регулирования международной морской перевозки грузов. Формулируется вывод о том, что многообразие источников правового регулирования является специфической чертой международных морских перевозок.

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Таможенный контроль грузов, перемещаемых автомобильным транспортом: теория и основы

В статье рассматривается организация таможенного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, а также приведена теоретическая и правовая основа, используемая в его проведении.

Задать вопрос