Особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности дошкольников в игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Позднякова, Н. А. Особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности дошкольников в игровой деятельности / Н. А. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 433-434. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103509/ (дата обращения: 19.10.2024).



Воспитание самостоятельности игровой деятельности у детей дошкольного возраста-сложный и многогранный процесс, требующий целенаправленной работы. Ее успех зависит от осознания взрослыми (педагогами, родителями) важности воспитания обозначенного качества с дошкольного детства, знания путей ее развития и условий, способствующих становлению самостоятельности ребенка.

Ключевые слова : самостоятельность, дошкольник, игровая деятельность, игра.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что воспитание самостоятельности подрастающего поколения относится к числу первоочередных задач государства в области образования, начиная с первого, дошкольного звена. Уже с первых лет жизни ребенка должны создаваться условия для становления активной, творческой, самостоятельной личности, способной осуществлять собственные выборы, возлагать на себя ответственность, принимать значимые решения, определять путь своего развития.

Федеральный закон «Об образовании», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, другие нормативные и инструктивные документы ориентируют педагогов на развитие самостоятельной личности с активной жизненной позицией.

Определяя самостоятельность как базовую характеристику активности личности, ученые акцентируют внимание на способности ребенка осуществлять деятельность без посторонней помощи, связывают самостоятельность с наиболее высоким уровнем освоения действий, что подкрепляется наличием интереса к содержанию деятельности, владением необходимыми умениями и навыками.

Большое значение при этом имеет поддержка педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников. Это связано с тем, что игровая деятельность в дошкольном возрасте детей имеет особую ценность. Игры создаются с целью обучения, воспитания и развития детей, пробуждают детское представление, создают приподнятое настроение, потому что она наиболее близки ребенку.

Активизация положительных эмоций, которые создаются на протяжении всей игры, обеспечивают решение проблем, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной активности и формирования умения сравнивать, противопоставлять, классифицировать, делать выводы и обобщения. Игры позволяют индивидуализировать работу, давать задания в соответствии с возможностями каждого ребенка, учетом умственных и психофизических возможностей, максимально развивать мыслительные операции. Те знания и навыки, которые дети получают в играх, могут легко переноситься в быт, жизнь, самостоятельно быть использованы в любых обстоятельствах.

Воспитание самостоятельности игровой деятельности у детей дошкольного возраста-сложный и многогранный процесс, требующий целенаправленной работы. Ее успех зависит от осознания взрослыми (педагогами, родителями) важности воспитания обозначенного качества с дошкольного детства, знания путей ее развития и условий, способствующих становлению самостоятельности ребенка.

Проблема развития самостоятельности личности раскрывается исследованиях философов (Г. Гегеля, Д. Локка, Н. Монтеня, Г. Сковороды, Ое. Фромма и др.), психологов (Л. Выготского, С. Рубинштейна, В. Селиванова, и др.) и педагогов (Т. Бабаевой, П. Виноградова, Е. Тихеевой, К. Ушинского и др.).

Изучение проблемы самостоятельности осуществляется в различных аспектах, однако самостоятельность игровой деятельности дошкольников в настоящее время изучена недостаточно.

Актуальность обозначенной проблемы для развития дошкольной педагогики обусловлена противоречиями между:

— потребностью общества в конкурентоспособной, самостоятельной, творческой личности, подготовка которого начинается с дошкольного возраста, и отсутствием системных знаний о динамике и организационно-педагогические условия воспитания самостоятельности игровой деятельности у дошкольников разных возрастных групп;

— современными требованиями педагогической практики в отношении новейших технологий поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников и отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения.

Объект исследования — самостоятельность игровой деятельности дошкольников.

Предмет исследования — особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников.

Цель исследования — изучить особенности поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников.

Исходя из проблемы, объекта и предмета сформулирована гипотеза исследования: формирование самостоятельности игровой деятельности дошкольников будет эффективным, если создать следующие психолого-педагогические условия:

— обеспечить поддержку самостоятельности игровой деятельности дошкольников со стороны педагогов и родителей;

— использовать различные методы и приемы формирования самостоятельности игровой деятельности дошкольников;

— учитывать возрастные особенности развития дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе;
  2. Изучить игровую деятельность и ее особенности в дошкольном возрасте;
  3. Рассмотреть психолого-педагогические условия поддержки педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников;
  4. Провести диагностику исходного уровня самостоятельности игровой деятельности дошкольников;
  5. Составить и реализовать систему работы по поддержке педагогами и родителями самостоятельности игровой деятельности дошкольников;
  6. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение литературы по проблеме; биографический анализ медико-психолого-педагогической документации; эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, наблюдение); количественный метод (таблично-графический анализ полученных данных); интерпретационный (качественный анализ и обсуждение результатов).

Литература:

  1. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольника / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. — Москва: Педагогика, 1984. — 128 с.
  2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — Москва, 1990. — 94 с.
  3. Коменский, Я. А. «Великая дидактика». — Избранные педагогические сочинения/Я. А. Коменский. — М.: Уч. пед. издат., 1955.
  4. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенция дошкольника/ О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. — 2008.
  5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников — М.: Просвещение, 1987
Основные термины (генерируются автоматически): игровая деятельность дошкольников, игровая деятельность, родитель самостоятельности, воспитание самостоятельности, педагог, дошкольное детство, дошкольный возраст, многогранный процесс, самостоятельная личность, целенаправленная работа.


Похожие статьи

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Похожие статьи

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творчески...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Задать вопрос