В статье раскрываются нормативно-правовые основы экспорта лесоматериалов с территории Российской Федерации. Также рассмотрены такие правовые акты как: товарная номенклатура, Киотская конвенция и множество федеральных законов, регулирующих данную направленность.
Ключевые слова: таможенная процедура переработки, нормативно-правовое регулирование, экспорт, регулирование экспорта.
Процедура «переработка товаров вне таможенной территории» регламентируется статьей 176 ТК ЕАЭС. Переработка вне таможенной территории — это процедура вывоза товаров ЕАЭС с таможенной территории с намерением совершить операцию по переработке вне таможенной территории в определенные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с наступающим возвратом готовых продуктов переработки на таможенную территорию ЕАЭС. Когда товар вывозится для ремонта, вывоз могут разрешить в отношении товаров, выпущенных в Российскую Федерацию условно, с льготой по уплате налогов. При возврате отремонтированных товаров необходимо будет платить не только налоги по вновь заявляемой «ввозной» процедуре, но также налоги, по которым была льгота.
К настоящему времени на основе положений ТК принят ряд нормативных актов ФТС и решений Комиссии таможенного союза, которыми регламентируются как общие вопросы использования процедуры переработки вне таможенной территории, так и устанавливаются порядок и условия переработки некоторых категорий товаров либо проведение отдельных операций в рамках рассматриваемой таможенной процедуры.
Количество, которое необходимо для выхода продуктов переработки, образовались в результате переработки товаров и устанавливаются таможенными органами. Таможня устанавливает норму выхода товара при операциях по переработке временно вывозимых товаров. При разногласии появляется необходимость в завершающем заключении по норме выхода компенсационных товаров, которое предоставляют таможенные лаборатории.
Таможенные органы налагают таможенные обеспечения в виде пломб, штампов, печатей для проведения идентификации российских товаров, временно вывезенных за границу для переработки, и компенсационных товаров. Разрешено изучение документов владельца товаров и пользование описанием товаров, включая их чертежи, фотографии, взятие проб, образцов.
Таможенные органы применяют сертификаты о происхождении данных товаров для идентификации компенсационных товаров. Заключительное подтверждение, что компенсационные товары являются результатом переработки за границей вывезенных российских товаров, выдается таможенной лабораторией
Компенсационные товары важно ввезти на таможенную территорию не позднее года со дня выдачи разрешения на вывоз российских товаров за границу. Таможенные органы по просьбе заинтересованных лиц принимают решение продлить срок или нет.
Суммы вывозных таможенных пошлин и налогов возвращаются при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории ЕАЭС. Проценты не начисляются на возвращаемые суммы.
Таможенные органы допускают по просьбе владельца товаров или представителя ввоз товаров с возвратом данных пошлин, если применялись экспортные пошлины, а российские товары не подвергали переработке за границей.
Правительство Российской Федерации вместе с Комиссией ЕАЭС определяет случаи, не допускающие вывоз товаров для помещения под процедуру переработки вне таможенной территории для определенных товаров.
При вывозе товары для переработки вне таможенной территории условно полностью освобождаются от оплаты вывозных таможенных пошлин и налогов, но не освобождаются от оплаты, возврата или возмещения внутренних налогов.
По условиям статьи 181 ТК ЕАЭС в разрешении на переработку должна содержаться информация:
- Сведения о лице, получившем данное разрешение;
- Сведения о лицах, непосредственно занимающихся переработкой;
- Наименование, классификацию товаров и продуктов их переработки в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, также их стоимость и количество;
- Нормы выхода переработанных товаров;
- Информацию о способах идентификации товаров;
- Документы о совершении внешнеэкономической сделки и те, подтверждающие право владения и распоряжения товарами;
- Других сведений, описанных в статье.
ТК ЕАЭС для процедуры переработка позволяет равноценную замену продуктов переработки иностранными товарами, но с условием соблюдения требований перечисленные в ст. 183 ТК ЕАЭС, и ст. 261 ФЗ «О Таможенном регулировании в Российской Федерации». Издано Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1239, утверждающее намного развернутые, чем в ТК ЕАЭС, правила равноценной замены товаров переработки на иностранные товары.
Если продукция заявляется для свободного обращения лицом, получившим лицензию для переработки, или брокером то продукты переработки освобождены от ввозных таможенных пошлин и налогов в двух формах:
- Полное освобождение возникает, если таможенный орган РФ удостоверится в том, что целью переработки являлся ремонт вывезенных товаров и выполненный бесплатно в силу положений законодательства или договора, но есть такие исключения, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения принимали в расчет факт о неисправности.
- Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов возникает при возмездном ремонте вывозимых товаров и при выполнении остальных операций по переработке. Опираясь на данные ставок, применяющие к продукции переработки и которые умножали на стоимость ремонта и остальных операций переработки становится возможным определение суммы таможенных пошлин и налогов.
Определенны таможенные органы, наделенные полномочиями выдавать разрешения на переработку вне таможенной территории отдельных видов товаров:
- Центральная акцизная таможня наделена полномочиями выдавать разрешения на переработку драгоценных металлов;
- Центральная энергетическая таможня наделена полномочиями выдавать разрешения на переработку вне таможенной территории нефти и нефтепродуктов;
- Иные таможни.
Рассматриваются заявления и приложенные документы таможенным органом в периоде 15 дней со дня принятия, но этот отрезок времени в определенных ситуациях увеличивается до 30 дней.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: международный договор (ратифицирован от 14.11.2017 г. № 317-ФЗ)
- О таможенном регулировании Российской Федерации: федеральный закон РФ от 3 августа 2018 года № 289
- Приказ Федеральной таможенной службы: об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службой по предоставлению государственной услуги, введения Реестра владельцев таможенных складов от 13 мая 2019 года № 777
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации: об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на Таможенной территории, отзыва, аннулирования, от 24 декабря 2019 года № 246н (с изменениями на 22 июля 2022 года)
- Приказ Федеральной Таможенной службы: об утверждении порядка средств идентификации, используемых таможенными органами Российской Федерации, и предъявления к ним технических требований от 14 октября 2021 № 65422
- Международная конвенция: об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 года (в ред. Протокола от 26.06.1999)
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. «Ратифицирован Федеральным законом» от 03.10.2014 г. № 279-ФЗ»:, с изменениями на 24 марта 2022 года
- Решение Комиссии Таможенного союза: о Едином перечне товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений от 27 декабря 2022 г. № 206
- Джабиева А. П. Основы таможенного дела: учебное пособие для вузов / 2020 г. — 483 с.
- Бутаева Н. Э. Международное таможенное право: учебное пособие для вузов / Н. Э. Бутаева, А. В. Зубач/ 2019 г. — 298 с.