Проблемы конституционно-правового регулирования физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Спичев, Н. В. Проблемы конституционно-правового регулирования физической культуры и спорта / Н. В. Спичев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 335-336. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103473/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье исследуются особенности спортивного права в системе российского права, проводится анализ доктринальных подходов к выделению спортивного права в качестве самостоятельной отрасли Российской Федерации, рассматриваются конституционно-правовые основы спортивного права.

Ключевые слова : отрасль права, физическая культура и спорт, спортивное право, конституционно-правовые основы.

Повышение значимости роли физической культуры и спорта для российского общества предопределяет формирование системы законодательства, регулирующего правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Так, на основе общенаучных и специальных методов познания было установлено, что современное состояние развития законодательства в данной сфере характеризуются следующими особенностями:

— принятием единого Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о физической культуре и спорте) [2], систематизирующего правовые, организационные, экономические и социальные основы регулирования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации;

— введением специализированного органа — Министерства спорта Российской Федерации, которое выступает источником подзкаконного нормотворчества, направленного на выработку и реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта;

— созданием профессиональной юстиции — Спортивного арбитражного суда (САС) при Автономной некоммерческой организации «Спортивная Арбитражная Палата», ставший первой в России судебной инстанцией, которая рассматривает исключительно споры в области спорта и физической культуры, что обуславливает формирование своеобразной правоприменительной практики.

Несмотря на позитивное развитие регулирования, приходится констатировать, что вопросы конституционно-правового регулирования данной сферы отношений по-прежнему носят неопределенный характер, обуславливая целесообразность научного анализа, и предопределяя предмет настоящего исследования.

В частности, можно выделить следующие проблемы конституционно-правового регулирования:

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что Конституции Российской Федерации конституционное право на физическую культуру и спорт закрепляет опосредованно и выводится из ч. 2 ст.41 как корреспондирующее закрепляемым указанной нормой обязанностям государства по финансированию программ охраны и укрепления здоровья населения, по принятию мер по развитию систем здравоохранения, поощрению деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта [1].

В Законе о физической культуре и спорте право на спорт так же закрепляется опосредованно. В частности, согласно п. 1 ст. 3, обеспечение права на спорт позиционируется как один из принципов законодательства о физической культуре и спорте.

Отсутствие прямого закрепления в конечном итоге обуславливает недостаточность правового обеспечения механизма реализации права на спорт, а также отсутствие эффективной системы гарантий данного права. В связи с чем, дальнейшее совершенствование видится в прямом закреплении права на спорт, а также обеспечении гарантий реализации данного права.

Во-вторых, закрепление в Конституции Российской Федерации совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов по вопросам развития физической культуры и спорта неизбежно обуславливает проблему разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Если рассматривать закрепление этих полномочий и их виды в Законе о физической культуре и спорте, то обращает на себя внимание то обстоятельство, что они не составляют единую систему, то есть по сути существуют изолированно друг от друга, что мы рассматриваем как существенную проблему.

Так, например, к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития (ст. 6 Закона). В действительности же анализ статей 8, 9, 9.1 Закона позволяет заключить, что акцент в реализации государственных региональных программ развития физической культуры и спорта приходится исключительно на региональный и местный уровни. Можно заключить, что все полномочия в исследуемой сфере разбалансированы, так как на каждом уровне достигается своя цель, решаются собственные проблемы. Иными словами, отсутствует комплексный подход, что представляется проблемой конституционного уровня, требующей своего решения.

В-третьих, в качестве следующей проблемы можно отметить отсутствие конституционно-правовых основ для развития спортивного права как самостоятельной отрасли права.

Несмотря на единство мнений отечественных правоведов в оценке необходимости функционирования данного вида права, приходится констатировать, что вопрос об определении места спортивного права в системе российского права вызывает немало дискуссий.

Так, ряд исследователей отрицают самостоятельность данной отрасли, определяя ее в качестве комплексной. Например, В. В. Сараев отмечает, что при регулировании общественных отношений в области физической культуры и спорта, используется правовой инструментарий других отраслей права [4, С. 48].

С данным подходом не соглашается М. О. Буянова, которая рассматривает отнесение спортивного права к числу комплексных правовых отраслей [3, С. 160].

При этом, предметом, так называемого, спортивного права в настоящее время являются гражданские, трудовые, социальные и многие другие типы общественных отношений, возникающие в сфере физической культуры и спорта. Столь широкий и сложный комплекс различных общественных отношений не позволяет отнести исследуемую сферу к традиционным отраслям права, что порождает множество проблем при разработке законодательной базы. В связи с чем, основополагающим фактором для формирования самостоятельной отрасли спортивного права может стать развитие конституционных основ спортивного права.

В заключение можно сделать вывод, что вопросы конституционно-правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта по-прежнему носят неопределенный характер, что предопределяется рядом проблем, а именно отсутствием прямого закрепления права на физическую культуру и спорт, несбалансированным разграничением полномочий между органами власти по вопросам развития физической культуры и спорта, а также отсутствием самостоятельного правого инструментария для развития отрасли спортивного права как самостоятельной отрасли права. В связи с чем, дальнейшее совершенствование должно быть направлено на формирование эффективного механизма гарантий права на спорт, оптимизацию разграничения полномочий по вопросам развития физической культуры и спорта, а также созданием самостоятельного правого инструментария в рамках Закона о физической культуре и спорте.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01 июля 2020 г.) // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
  2. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 декабря 2022 г. № 568-Ф3) // СЗ РФ. 2007. № 52. Ст. 6242; 2023. № 1 (часть I). Ст. 15.
  3. Буянова М. О. К вопросу о предмете спортивного права // Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 160–163.
  4. Сараев В. В. Спортивное право как комплексная отрасль права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2005. № 2. С. 48.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Российская Федерация, спорт, самостоятельная отрасль, прямое закрепление, государственная политика, дальнейшее совершенствование, конституционно-правовое регулирование, неопределенный характер, самостоятельный правый инструментарий.


Ключевые слова

физическая культура и спорт, спортивное право, отрасль права, конституционно-правовые основы

Похожие статьи

Формирование и развитие государственной политики в сфере...

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта России направлена на

инновационного характера ее оценки, совершенствование инструментов управления.

Ключевые слова: физическая культура, Российская Федерация, физическое воспитание. Развитие физической культуры и спорта — это одно из приоритетных направлений.

Перспективы становления спортивного права как отрасли

Как известно, отрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную

Это выражается как в виде регулирования налоговых и иных льгот, так и в виде прямого. физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый...

физическая культура, спорт, массовый спорт, Развитие спорта, сфера физкультуры.

Правовые основы физической культуры и спорта...

Ключевые слова: физическая культура, Российская Федерация, физическое воспитание, спорт.

Сейчас в данной отрасли происходит трансформация спортивного движения.

Новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4

Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Правовое регулирование в России составляет единую систему. В общей теории права под правовым

Характер же правового регулирования определяют методы, способы, типы правового

Самостоятельность регулирования определяется государственно-властным характером

– максимально уменьшить неопределенные полномочия по решению вопросов...

Правовая природа и источники спортивного права в Российской...

Ключевые слова: спортивное право, источники права, правовая система РФ, отрасль

В рамках конституционного права, в частности статьями 41 Конституции РФ в качестве

6) трудовое — уважительное отношение к труду, умение самостоятельно работать и т. д.

2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» названы.

Приоритеты конституционно-правовой политики

...политики хотелось бы еще раз подчеркнуть их по большому счету тактический характер

Захарова Л. Н. Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики

Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа

С. 243–247. Фомин А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права...

Конституционная политика и механизм правового...

Так, стратегический, всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует выход за рамки

Право — это статика, а МПР — динамика правового регулирования.

Всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует широту правового охвата.

Совершенствование МКПР — основная задача конституционной политики.

Соотношение гражданско-правового и трудоправового...

Представляется, что российская модель закрепления норм, касающихся регулирования

физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ.

Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности...

Конституция Российской Федерации как основной...

 Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и

Именно Конституция РФ в ч.1 ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть государство

Второй уровень правового регулирования в ч. 2 ст.7 Конституции РФ отражает основные функции

Ильин И. М. «Конституционноправовое регулирование отношений о реализации...

Похожие статьи

Формирование и развитие государственной политики в сфере...

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта России направлена на

инновационного характера ее оценки, совершенствование инструментов управления.

Ключевые слова: физическая культура, Российская Федерация, физическое воспитание. Развитие физической культуры и спорта — это одно из приоритетных направлений.

Перспективы становления спортивного права как отрасли

Как известно, отрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную

Это выражается как в виде регулирования налоговых и иных льгот, так и в виде прямого. физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый...

физическая культура, спорт, массовый спорт, Развитие спорта, сфера физкультуры.

Правовые основы физической культуры и спорта...

Ключевые слова: физическая культура, Российская Федерация, физическое воспитание, спорт.

Сейчас в данной отрасли происходит трансформация спортивного движения.

Новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4

Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Правовое регулирование в России составляет единую систему. В общей теории права под правовым

Характер же правового регулирования определяют методы, способы, типы правового

Самостоятельность регулирования определяется государственно-властным характером

– максимально уменьшить неопределенные полномочия по решению вопросов...

Правовая природа и источники спортивного права в Российской...

Ключевые слова: спортивное право, источники права, правовая система РФ, отрасль

В рамках конституционного права, в частности статьями 41 Конституции РФ в качестве

6) трудовое — уважительное отношение к труду, умение самостоятельно работать и т. д.

2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» названы.

Приоритеты конституционно-правовой политики

...политики хотелось бы еще раз подчеркнуть их по большому счету тактический характер

Захарова Л. Н. Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики

Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа

С. 243–247. Фомин А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права...

Конституционная политика и механизм правового...

Так, стратегический, всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует выход за рамки

Право — это статика, а МПР — динамика правового регулирования.

Всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует широту правового охвата.

Совершенствование МКПР — основная задача конституционной политики.

Соотношение гражданско-правового и трудоправового...

Представляется, что российская модель закрепления норм, касающихся регулирования

физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ.

Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности...

Конституция Российской Федерации как основной...

 Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и

Именно Конституция РФ в ч.1 ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть государство

Второй уровень правового регулирования в ч. 2 ст.7 Конституции РФ отражает основные функции

Ильин И. М. «Конституционноправовое регулирование отношений о реализации...

Задать вопрос