Международно-правовое регулирование энергетического сектора в условиях санкций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Радостева, Д. Д. Международно-правовое регулирование энергетического сектора в условиях санкций / Д. Д. Радостева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 596-599. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103006/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье дается последовательная характеристика состояния международного правового регулирования, направленного на упорядочивание отношений в энергетической сфере. Автор приводит примеры полноценности такого регулирования в условиях развития санкционной политики в отношении России со стороны стран Европы, а также характеризует ситуацию с точки зрения влияния указанной политики на дальнейшее развитие отношений между государствами.

Ключевые слова: международное право, санкции, транзит газа, Россия, Европа, снабжение, обязательства.

The article gives a consistent description of the state of international legal regulation aimed at streamlining relations in the energy sector. The author gives examples of the usefulness of such regulation in the context of the development of the sanctions policy against Russia by European countries, and also characterizes the situation in terms of the impact of this policy on the further development of relations between states.

Keywords : international law, sanctions, gas transit, Russia, Europe, supply, obligations.

Сфера энергетического сотрудничества является одной из стратегических, как с точки зрения значимости источника её образования, так и с позиции соблюдения аспектов безопасности, направленной на сохранение баланса между интересами страны-поставщика ресурсов и его потребителей. При этом, именно правовое регулирование играет ключевую роль в организации процесса поставки энергоресурсов и правомерности их использования [1].

В частности, Россия как страна, производящая качественный сырьевой продукт, является надежным партнером мировых импортеров нефти и газа уже не одно десятилетие. Данное взаимодействие обусловлено заключением ряда соглашений, которые, что закономерно, учитывают (обеспечивают) двухстороннее сотрудничество в энергетической сфере в таких вопросах как: установление и калибровка цены, условия поставки, качество продукции, и соответственно, штрафные санкции, при условии, что, если установленные условия не выполняются сторонами в полном объеме. Для примера, за время указанного сотрудничества, к примеру между некоторыми странами Европы и Россией, еще на стадии становления данных отношений были принято достаточное количество нормативных актов [2], которыми, в первую очередь, были введены в действие специальные механизмы по развитию необходимой инфраструктуры, установлению поставок энергоресурсов, а также обеспечения их безопасности [6]. Часть из этих соглашений действуют и в настоящее время, часть — претерпела изменения. Тем не менее, указанными соглашениями достаточно предметно регулировались условия поставок, а в целях наиболее эффективного взаимодействия: принимались технологические регламенты, вводились принципы обмена информацией, коррелировались правила развития совместных энергетических проектов.

Что характерно, за последние несколько лет Россия не получала в свой адрес уведомлений или претензий, из которых бы следовало, что российская сторона каким-либо образом нарушает либо старается уклониться от необходимости выполнения своих обязанностей по заключенным соглашениям, однако в последнее время рынок энергоресурсов стал деформироваться, а заключенные ранее соглашения перестали быть актуальными в той части, в какой это было необходимо для выполнения сторонами имеющихся договоренностей.

Причина сложившегося положения дел в том, что Россия стала объектом многочисленных санкций как со стороны стран Европы, так и со стороны иных мировых государств, старающихся исключить нашу страну из алгоритма, предусматривающего возможность придерживаться в первую очередь рыночных законов определения цены на нефть и газ. В данном случае аспект правового регулирования вопрос поставок указанных ресурсов стал приобретать оттенки навязывания, что привело к нарушению установленной модели интересов, и повлекло за собой трансформацию указанного рынка [7].

Так, между некоторыми государствами Европы были заключения соглашения, которые, как утверждают их представители, в значительной мере способствуют исключению России из числа стратегических партнеров в вопросах поставки энергетического материала, и тем самым помогают повысить уровень собственной безопасности. К числу таковых следует, в первую очередь, отнести соглашение, заключенное на уровне министерств энергетики, которым предписывается постепенно исключать российский газ из числа источников обеспечения учреждений производственного и промышленного сектора Европы. Более того, странам Европейского Союза (далее по тексту — ЕС) предписано вводить меры, направленные на постепенный отказ от российского газа вообще [8]. Что характерно, предметом указанного соглашения стал именно «российский газ», следовательно, санкционные меры должны приниматься в отношении именно газа, поставляемого из России, однако в тексте самого соглашения нет однозначных разъяснений о том, что именно следует признавать в качестве «российского газа», при условии, что некоторые его поставки в ряд стран Европы осуществляются посредством транзита. Не дается и четкого ответа на вопрос, каким именно образом будет изменяться энергетическая реальность ЕС, и кто именно станет первым в созданном санкционном формате, если геополитическое расположение некоторых государств попросту не позволяет им получать поставки ресурсов из другого места. Для этого, как указано в документе, изначально потребуется определить минимальный уровень объемов, потребляемых конкретным государством, с учетом оптимизации расходов газа на содержание социальной и производственной сфер. Однако, в том же договоре нет указаний на то, — в какое именно время необходимо произвести указанные расчеты, а также кто именно будет определять их правдоподобность. Наиболее правильным будет задаться вопросом о соответствии заключаемых соглашений таким международным актам, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [9] и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г [10]. Дело в том, что именно их положения определяют статус агентов, непосредственно относящихся к тем странам, по которым проложен так называемый «Северный поток». Идентифицируемые предыдущими соглашениями как «страны происхождения» и «затрагиваемая сторона», подпадая под их действие входят в положение неопределенности, в связи с чем, вопрос надлежащего исполнения обязательств и распределения полномочий теми же странами, по которым пролегают элементы газотранспортной инфраструктуры, переходит в стадию необходимой законодательной коррекции.

Безусловно, что представленный акт является следствием санкционной политики, направленной на разрушение имеющихся договоренностей, а также нанесения удара по экономике России, лишая её тем самым одного из самых мощных финансовых потоков пополнения бюджета. Между тем, приведенное соглашение стало не единственным. В числе других можно отметить отдельные, более ранние, договоренности непосредственно между иными странами-экспортерами ресурсов и потребителями. В частности, такое соглашение было заключено между Финляндией и Эстонией, в рамках которого стороны договорились обеспечивать надлежащее энергетическое обеспечение в случаях создавшего дефицита [11].

Что характерно, ранее заключенные соглашения продолжают действовать, и не выполняются только в том случае, если одна из сторон нарушает их положения в одностороннем порядке. К примеру, Россия, не оставляя без внимания санкционное воздействие в энергетическом секторе, принимает встречные шаги, правоустанавливающие как возможность переориентации реализации собственного энергетического потенциала, так и сохранения уже достигнутых договоренностей, тем более, что последние продолжают свое действие и носят долгосрочный характер. В качестве примера можно привести заявление Президента РФ В. В. Путина, указывающего на недопустимость введения санкций в отношении России в указанной сфере [12]. Президент отметил, что конфигурация имеющихся договоренностей может измениться, если Европа и другие страны, старающиеся исключить Россию из числа партнеров в энергетическом секторе, продолжат вводить штрафные меры. В данном случае речь идет о возможности сокращения поставок газа в ряд стран по так называемому «Северному потоку», либо их полное прекращение, если указанное противодействие будет угрожать национальным и экономическим интересам страны. Отдельно В. В. Путин подчеркнул, что такие условия прописаны в каждом из имеющихся соглашений, непосредственно затрагивающих, как поставки, так и транзит газа. В подтверждение своей позиции, Правительством РФ был разработан пакет антисанкционных мер, в число которых изменения, затронувшие, в первую очередь, порядок расчета цен на энергоресурсы. В частности, это правило коснулось тех, кто попал в список так называемых «недружественных» стран [13]. Можно сказать, что указанные меры были предприняты вопреки логике действующих международных соглашений, однако, если обратить внимание на контекст их реализации, то можно отметить, что в числе прочих требований его выполнения сторона договора оставляет за собой право отказаться от его исполнения, если действия контрагента влекут за собой нанесение прямого ущерба интересам противоположной стороны.

Таким образом, мы видим, что санкционная политика «недружественных государств» [14] в отношении России постепенно генерирует новый формат международно-правового регулирования рынка энергоресурсов. В особенности, это сказывается на договоренностях, которыми ранее были опосредовано функциональное начало газового сектора. В настоящее время, часть таких соглашений уже денонсирована, часть продолжает действовать по причине невозможности обеспечения поставок без помощи России. В таком случае, как нам представляется, будет разумным переходить от стратегического правового регулирования к более предметной (двухсторонней) перспективе. Отдельное внимание стоит обратить внимание на то, что аспект международного правового регулирования вопроса сотрудничества в энергетической сфере имеет признаки отсутствия категоричных и общепринятых принципов, прежде всего, отражающих аспект национальной безопасности как стран-транзитеров, так и стран-поставщиков энергоресурсов.

Литература:

  1. Мамахатов Т. М. Энергетическое сотрудничество России со странами Центральной Азии / Т. М. Мамахатов, Е. А. Чмыхова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — Т. 2. — № 8(128). — С. 58–64.
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении о поставках природного газа из Российской Федерации в Республику Словению от 05.11.1992 // [Электронный источник] Доступ: https://minenergo.gov.ru/node/11212 (дата обращения: 09.01.2023).
  3. Соглашение между Советом Министров — Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в развитии нефтяной и газовой промышленности России от 12.03.1993 // [Электронный источник] Доступ: https://minenergo.gov.ru/node/11212 (дата обращения: 09.01.2023).
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поддержке совместных структур в области добычи, транспортировки, переработки нефти и сбыта нефтепродуктов от 16.10.1994 // [Электронный источник] Доступ: https://minenergo.gov.ru/node/11212 (дата обращения: 09.01.2023).
  5. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о поставках нефти из Российской Федерации в Чешскую Республику от 04.12.1994 // [Электронный источник] Доступ: https://minenergo.gov.ru/node/11212 (дата обращения: 09.01.2023).
  6. Митрахович С. П. Факторы риска на мировом рынке энергоресурсов: санкции, геополитика и российский энергосектор. Актуальные интервью / С. П. Митрахович, М. Р. Салихов, И. В. Юшков // Геоэкономика энергетики. — 2022. — Т. 17. — № 1. — С. 6–33.
  7. Лютцер О. В. Влияние санкций на энергетический сектор Европейского союза / О. В. Лютцер // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4–4(118). — С. 138–140.
  8. Страны ЕС договорились исключить российский газ из контрактов на совместные закупки // [Электронный ресурс]. Доступ: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16423121 (дата обращения: 09.01.2023).
  9. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (Вместе с «Основными условиями поиска, разведки и разработки», «Уставом предприятия», «Согласительной процедурой», «Статутом Международного трибунала по морскому праву», «Арбитражем», «Специальным арбитражем», «Заключительным актом третьей конференции ООН по морскому праву») (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ. 1 декабря 1997 г. N 48. ст. 5493.
  10. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года // [Электронный источник]. Доступ: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/env_assessment.shtml (дата обращения: 10.01.2023).
  11. Эстония и Финляндия подписали соглашение о безопасности поставок природного газа // [Электронный источник]. Доступ: https://www.gazeta.ru/business/news/2022/05/11/17715326.shtml (дата обращения: 09.01.2023).
  12. Russia Threatens to Cut Natural Gas Flows to Europe Via Nord Stream 1. [Electronic resource]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022–03–07/russia-threatens-to-cut-gas-flows-to-europe-via-nord-stream-1 (accessed: 10.01.2023)
  13. Россия будет использовать схему платежей за газ в рублях для расчетов по госдолгу // [Электронный ресурс]. Доступ: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/05/29/924132-rossiya-zaplatit-inostrantsam-gosdolgu (дата обращения: 10.01.2023).
  14. Указ Президента РФ от 5 марта 2022 г. N 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» // Собрание законодательства РФ. 07.03. 2022. N 10. ст. 1472.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, соглашение, отношение России, энергетическая сфера, Европа, международное правовое регулирование, правовое регулирование, российский газ, сторона стран Европы, энергетический сектор.


Похожие статьи

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях...

Ключевые слова: энергетические взаимоотношения, Российская Федерация, государства

До 1991 г. государства Восточной Европы были непосредственно связанны с Россией в рамках

Тем не менее, роль энергетического фактора во взаимоотношениях РФ с Польшей

Впервые глубокий кризис в отношениях России и Чехии случился в конце 1990-х гг., после...

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской...

Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую историю взаимоотношений. Товарооборот между Россией и странами ЕС на конец 2013г. составил 417,7 млрд. долларов

Особым камнем преткновения явилась политика ЕС и РФ в отношении стран СНГ.

Россия, Европа, EFSF, Европейский союз, российская Федерация, РФ, внутренний кризис, Испания...

Энергетический фактор во внешней политике России: состояние...

В статье предпринята попытка раскрыть аспекты, характеризующие энергетический фактор во внешней политике России.

Зависимость экономики России от экспорта энергоносителей. Экспорт нефти и газа

Необходимость модернизации энергетического сектора России.

перехода; конкуренцию со стороны других стран-экспортеров топливно-энергетических...

Основные проблемы и направления развития нефтегазовых...

− исследовать состояние и основные проблемы экспорта нефти и газа в Европу; − рассмотреть перспективы взаимодействия России и Европы в нефтегазовой сфере.

На энергетический рынок Европы СССР вышел во второй половине 20-го века.

Европа является основным потребителем российских углеводородов на мировом рынке.

Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между...

Последние события в Центральной и Восточной Европе, а именно конфликт на Украине, определили во многом торговые и экономические взаимоотношения всех стран региона Большой Европы, прежде всего экономические взаимоотношения России и стран Европейского союза.

Российская Федерация, природный газ, Россия, Европа, Китай...

Рассматриваются теоретические подходы к вопросу о взаимоотношениях стран ЕС и России.

Конфликт Украины и России как фактор санкционной политики ЕС в отношении России.

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях Российской... Вступление в 2004 г

Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую историю взаимоотношений.

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке...

Далее предлагается рассмотреть правовое регулирование железнодорожной отрасли в странах

Следует указать, что принципы, заложенные для стран ЕС Директивой № 91/440 правила

В частности, правовое регулирование деятельности железнодорожных компаний в России

www.garant.ru — Система «Гарант», правовые базы российского законодательства.

Правовое регулирование охраны окружающей среды...

В статье автор попытается рассмотреть эколого-правовое регулирование деятельности

Правовое регулирование правоотношений в сфере энергоснабжения осуществляется. Анализируя текст Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утверждённой.

Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России.

Роль государства в регулировании международной торговли.

У импортозамещения в России есть удачные и неудачные примеры.

Tetra Pak, Stora Enso и Elopak покинули российский рынок, на их смену пришли российские

Таким образом, роль государства в регулировании международной экономики переоценить невозможно.

Следовательно, государство не может оставаться в стороне от этих процессов, никак не...

Похожие статьи

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях...

Ключевые слова: энергетические взаимоотношения, Российская Федерация, государства

До 1991 г. государства Восточной Европы были непосредственно связанны с Россией в рамках

Тем не менее, роль энергетического фактора во взаимоотношениях РФ с Польшей

Впервые глубокий кризис в отношениях России и Чехии случился в конце 1990-х гг., после...

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской...

Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую историю взаимоотношений. Товарооборот между Россией и странами ЕС на конец 2013г. составил 417,7 млрд. долларов

Особым камнем преткновения явилась политика ЕС и РФ в отношении стран СНГ.

Россия, Европа, EFSF, Европейский союз, российская Федерация, РФ, внутренний кризис, Испания...

Энергетический фактор во внешней политике России: состояние...

В статье предпринята попытка раскрыть аспекты, характеризующие энергетический фактор во внешней политике России.

Зависимость экономики России от экспорта энергоносителей. Экспорт нефти и газа

Необходимость модернизации энергетического сектора России.

перехода; конкуренцию со стороны других стран-экспортеров топливно-энергетических...

Основные проблемы и направления развития нефтегазовых...

− исследовать состояние и основные проблемы экспорта нефти и газа в Европу; − рассмотреть перспективы взаимодействия России и Европы в нефтегазовой сфере.

На энергетический рынок Европы СССР вышел во второй половине 20-го века.

Европа является основным потребителем российских углеводородов на мировом рынке.

Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между...

Последние события в Центральной и Восточной Европе, а именно конфликт на Украине, определили во многом торговые и экономические взаимоотношения всех стран региона Большой Европы, прежде всего экономические взаимоотношения России и стран Европейского союза.

Российская Федерация, природный газ, Россия, Европа, Китай...

Рассматриваются теоретические подходы к вопросу о взаимоотношениях стран ЕС и России.

Конфликт Украины и России как фактор санкционной политики ЕС в отношении России.

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях Российской... Вступление в 2004 г

Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую историю взаимоотношений.

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке...

Далее предлагается рассмотреть правовое регулирование железнодорожной отрасли в странах

Следует указать, что принципы, заложенные для стран ЕС Директивой № 91/440 правила

В частности, правовое регулирование деятельности железнодорожных компаний в России

www.garant.ru — Система «Гарант», правовые базы российского законодательства.

Правовое регулирование охраны окружающей среды...

В статье автор попытается рассмотреть эколого-правовое регулирование деятельности

Правовое регулирование правоотношений в сфере энергоснабжения осуществляется. Анализируя текст Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утверждённой.

Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России.

Роль государства в регулировании международной торговли.

У импортозамещения в России есть удачные и неудачные примеры.

Tetra Pak, Stora Enso и Elopak покинули российский рынок, на их смену пришли российские

Таким образом, роль государства в регулировании международной экономики переоценить невозможно.

Следовательно, государство не может оставаться в стороне от этих процессов, никак не...

Задать вопрос