Связь стиля воспитания со стороны матери и отца со склонностью к отклоняющемуся поведению подростков в созависимых семьях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Балякина, Г. Е. Связь стиля воспитания со стороны матери и отца со склонностью к отклоняющемуся поведению подростков в созависимых семьях / Г. Е. Балякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102927/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье описываются результаты эмпирического исследования связи стилей воспитания со стороны матери и отца со склонностью подростков к отклоняющемуся поведению в созависимых семьях. В результате исследования получен вывод, что в созависимых семьях явно прослеживаются элементы потворствования и чрезмерного потакания ребенку, а также существует прямая корреляционная связь патологизирующего характера семейного воспитания со стороны отца и матери в созависимой семье с отклоняющим поведением подростков.

Ключевые слова: подростки, детско-родительские отношения, воспитание, созависимая семья.

The article describes the results of an empirical study of the relationship between parenting styles on the part of mothers and fathers and adolescents' tendency to deviant behavior in co-dependent families. As a result of the study, the conclusion was drawn that in co-dependent families, elements of indulgence and excessive indulgence of the child are clearly traced, and there is also a direct correlation between the pathological nature of family upbringing on the part of the father and mother in a co-dependent family with the deviant behavior of adolescents.

Keywords : teenagers, parent-child relations, upbringing, co-dependent family.

Отношения детей и родителей являются предметом изучения и обсуждения большого количества исследователей и ученых ввиду присутствия обширной доказательной базы, которая свидетельствует о том, что психическое здоровье ребенка в первую очередь зависит от эмоционального состояния окружающих его людей. Традиции общения и коммуникации внутри семьи с течением времени видоизменяются, они зависят как от внешних, так и от внутренних факторов.

Психологический микроклимат в семье, особенно в случае проявления его негативных сторон, оказывает влияние на механизмы выработки и закрепления отрицательного защитного поведения, которое разрушительным образом влияет на еще не окрепшую психику ребенка. Одним из первых факторов, который свидетельствует о нарушениях в ее развитии, является наличие тревожных состояний, и низкой самооценки, сигнализирующей о неблагоприятной обстановке внутри семьи, в которой воспитывается ребенок [2]. Своевременный и развернутый анализ данного явления допускает возможность предупреждения формирования отклоняющегося поведения, которые проявятся уже во взрослом возрасте (А. М. Прихожан, 2000; В. В. Рубцов, И. А. Баева, 2008).

Подростковый возраст отличителен тем, что юноша или девушка начинают учиться самостоятельности в принятии решений, включаются механизмы осознанности и самоконтроля. Решающее значение имеет то, каким образом родители оказывали влияние на ребенка еще в раннем возрасте, от этого зависит, будет ли он активно применять различные защитные способы поведения в рядовых ситуациях [3].

Безусловно, воспитательный процесс, построенный на доверительных взаимоотношениях с ребенком, положительным образом повлияет на становление его личности, однако, не стоит забывать и о роли внутрисемейной атмосферы и взаимодействии между отцом и матерью. Благодаря наличию существенной и объемной доказательной базы, педагогам, исследователям и ученым удалось установить, что ребенок, который воспитывался родителями с алкогольной или наркотической зависимостью, рано или поздно сталкивается с психологическими нарушениями и отклонениями поведенческого характера [5]. Специалисты в сфере межличностных отношений охарактеризовали аномалию, проявляющуюся в результате совместной жизни с человеком, страдающим неконтролируемой тягой к наркотикам и алкоголю «созависимостью» [4].

Как и любое другое проявление межличностных отношений, деструктивный элемент в виде созависимости имеет под собой некий перечень предпосылок, одна из которых заключается в возникновении нарушенных коммуникативных связей внутри определенной ячейки общества, что в результате вытекает в деструктив, образованный между макросредой и микросредой. Семья, столкнувшаяся с такой ситуацией, становится изолированной, связи между близкими и социумом сводятся к минимуму, при этом ни один из членов семьи не может найти выхода из образовавшейся проблемы, не смотря на все усилия. Подросток, которому прививаются нормы, противоречащие законам общества, становится асоциализированным, он не может реализовать себя, проявить положительные стороны своего характера [1].

Проблемой адаптации родителей к наркомании близких людей занимались такие исследователи как С. А. Беличева, А. Г. Данилин., И. В. Данилина, Н. В. Дмитриева и др. Исследования, связанные с проблемой алкоголизма и наркозависимости, чаще всего концентрируются вокруг изучения личности зависимого (Н. И. Алешкин, С. В. Березин, Б. Г. Битенский., Ю. В. Валентик, С.А Кулаков, Н. С. Курек, Э. Г. Эйдемиллер и др.). Механизмы формирования особенностей поведения детей и подростков из созависимых семей изучались авторами Н. В. Александровой, С. Г. Лафи, Д. В. Четвериковым, М. В. Четвериковой, В. Д. Москаленко, Н. А. Сиротой, А. А. Реан, Н. Л. Москвичевой, С. В. Березиным.

На сегодняшний день существует огромная база исследований, направленная на изучение характерных психологических изменений, происходящих у детей в переходном возрасте, большой интерес вызывает проблематика деструктивных семейных отношений, в условиях которых воспитывается ребенок, однако тематика созависимости раскрыта не полностью. Разработанные и внедренные методики работы с детьми, имеющими психологические проблемы, на данный момент малоэффективны.

Цель нашего исследования заключается в определении связи стиля воспитания со стороны матери и отца со склонностью к отклоняющемуся поведению подростков в созависимых семьях

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что существует связь стиля воспитания со стороны матери и отца со склонностью к отклоняющемуся поведению подростков в созависимых семьях.

Частные гипотезы:

– подростки, воспитывающиеся в созависимых семьях, по-разному расценивают взаимодействие с матерью и отцом;

– у подростков, воспитывающихся в созависимых семьях, прослеживаются склонности к отклоняющемуся поведению.

Задачи исследования:

  1. Выявить семьи, в которых присутствуют созависимые отношения и сформировать экспериментальную группу.
  2. Провести сравнительный анализ детско-родительских отношений в созависимых семьях и семьях, в которых созависимости нет;
  3. Провести сравнительный анализ отношения подростков из созависимых и здоровых семей к матери и отцу;
  4. Определить уровень склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из созависимых семей и подростков из здоровых семей, сравнить полученные результаты.

В исследовании были использованы психодиагностические методики:

– Шкала созависимости в отношениях Спан Фишер (в адаптации В. Д. Москаленко);

– Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (подростковая версия, И. М. Марковская);

– «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)» Д. Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, адаптированная М. Перре (1986г);

– Методика опросник «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)», разработанная Э.Г Эйдемиллером и В.В Юстицкисом;

– Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

Теоретико-методологические основы исследования.

– Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина;

– Теории детско-родительских отношений и семейных взаимоотношений (С.Броди, А. В. Петровского, А. Я. Варги, В. В. Столина, Е. Т. Соколовой, Н. Штирмана, Д. Бомринд и др.);

– Концептуальные исследования особенностей созависимой семьи (М. Битти, Н. Г. Артемцева, Е. В. Емельянова, В. Д. Москаленко);

– Различные подходы к отклоняющемуся поведению (А. А. Реан, И. Н. Коноплева, А. С. Лозовенко, Р. Кармакар).

В исследовании принимают участие 50 испытуемых в возрасте 14–15 лет (из них 25 юношей и 25 девушек) из полных семей, учащихся общеобразовательных учреждений, а также их родителей (100 чел.).

В процессе анализа данных удалось выяснить, что подросток, который воспитывается в созависимой семье, склонен к проявлениям отклоняющегося поведения, о чем свидетельствуют показатели по шкалам «аддиктивное поведение», «саморазрушающее поведение», «агрессия и насилие» и «делинквентное поведение». Такое явление также может объясняться тем, что респонденты отбирались для данного исследования, исходя из присутствия у них следующих характерных особенностей: акцентуация на своих личностных качествах положительного и отрицательного характера, формирование образа своего «Я», изучение границ своих возможностей и дозволенности.

Также было отмечено присутствие низких показателей у подростков из семей без созависимости по следующим шкалам:

– «Агрессия и насилие»;

– «Саморазрушающее и самоповреждающее поведение»;

– «Делинквентное поведение».

Для анализа связей стилей семейных взаимоотношений в созависимых семьях использован коэффициент корреляции рангов К. Спирмена.

На основе корреляционного анализа был получен вывод, что склонность подростков из созависимых семей к отклоняющему поведению имеет положительную связь со следующими показателями стиля отношений со стороны отца:

– игнорирование потребностей ребенка со стороны отца: (r=0,693; р<0,05),

– общий уровень тревожности как показатель отца (r=0,706; p<0,05).

Выделена отрицательная связь с недостаточностью обязанностей подростка со стороны отца (r=-0,824; p<0,05).

Недостаточность обязанностей подростка со стороны отца имеет отрицательную связь с потворствованием подростку (r=-0,798; p<0,05) и с проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств как показатель отца (r=-0,677; p<0,05)

Игнорирование потребностей подростка как показатель подростка имеет положительную связь с мягкостью как показатель отца (r=0,865; p<0,05) и с чрезмерностью санкций с его же стороны (r=0,745; p<0,05)

Мягкость как показатель отца имеет положительную связь с гипопротекцией как показатель подростка (r=0,865; p<0,01). Гипопротекция как показатель подростка имеет отрицательную связь с автономностью как показатель отца (r=-0,694; p<0,05)

В данном случае, поведение ребенка влияет на внутреннее состояние родителя в плане проявления такого аспекта, как тревожность, иными словами, отец проецирует свои желания и негативные черты характера на подростке, в результате чего существенно повышается степень притязаний и ожиданий к нему.

Сам по себе феномен отклоняющегося поведения у подростков тесно связан с тем, что ребенок отвечает родителям пренебрежением на их незаинтересованность, если отец или мать игнорируют потребности своего чада, он начинает проявлять демонстрацию своих отрицательных качеств через определенные поступки. В случае с отцами, и теми требованиями, которые они выдвигают в сторону детей, в первую очередь стоит обратить внимание на характерную модель поведения в семьях при наличии созависимых отношений. Когда отец понимает, что подросток бунтует, он выдвигает в его сторону более жесткие санкции, ребенок, понимая, что его потребности игнорируют, проявляет еще большее сопротивление. Когда отец смягчается, ребенок начинает ощущать чрезмерную заботу со стороны родителя, по мере увеличения которой сокращается уровень автономности ребенка. Отец, не проецирующий свои отрицательные личные качества на подростка, или родитель, который делает это в меньшей степени, не позволяет ребенку почувствовать, что его капризам излишне потакают.

Посредством корреляционного анализа взаимоотношений между матерью и ребенком в созависимой семье, удалось отметить положительную связь между проявлениями отклоняющегося поведения и нижеперечисленными критериями:

– недостаточность требований и запретов (r = 0,817; p<0,05);

– гиперпротекция (r = 0,756; p<0,05).

– И отрицательную связь по следующим критериям:

– недостаточность обязанностей со стороны матери (r = -0,929; p<0,01);

– неустойчивостью стиля воспитания матери (r = -0,783; p<0,05).

Недостаточность обязанностей подростка имеет отрицательную связь с вмешательством в мир ребенка со стороны матери (r=-0,795; p<0,05).

Определено, что недостаточность требований-запретов к ребенку имеет положительную связь с неустойчивостью стиля воспитания со стороны матери (r=0,870; p<0,05), который, в свою очередь, имеет положительную связь с фобией утраты со стороны подростка (r=0,908; p<0,05) и отрицательную связь с раздражительностью со стороны матери (r=0,843; p<0,05).

Отклоняющееся поведение у подростков в данном случае зависит, в том числе от нестабильной воспитательной стратегии матери, чем больше мать стремиться оградить своего ребенка от любой ответственности, тем большая вероятность того, что он будет склонен к демонстрации девиантного поведения. Аналогичная ситуация складывается и в случае проявления гиперопеки со стороны матери и отсутствия твердых убеждений в целесообразности применения санкций в отношении ребенка, если он осознано не выполняет своих обязанностей или игнорирует мнение родителей. Подросток, который ощущает незаинтересованность матери и неустойчивость стиля ее воспитания, подсознательно развивает в себе страх потери тесной взаимосвязи с ней, при этом у матери наблюдается существенное снижение прямой или завуалированной трансляции признаков неврастенического поведения.

Подытожив результаты исследований вероятности проявления отклоняющегося поведения у ребенка из созависимой семьи, целесообразно отметить, что система воспитания со стороны обоих родителей оказывает влияние на возможность развития отклоняющегося поведения у подростка.

Литература:

1. Баумринд Д. Современные модели родительского авторитета / Д. Баумринд // Психология развития. — 2016 № 1 — С. 103–110.

2. Варга А. Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / А. Я. Варга. — М.: Просвещение, 2017–180 с.

3. Зеленская, Е. Н. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка / Е. Н. Зеленская // Воспитание школьников. — 2017 — № 6 — С. 69–71.

4. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский. — СПб.: Питер, 2015–480 с.

5. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская. — М.: Просвещение, 2011–106 с.

Основные термины (генерируются автоматически): отклоняющееся поведение, семья, сторона матери, отрицательная связь, подросток, положительная связь, ребенок, показатель отца, сторона отца, отец.


Ключевые слова

воспитание, подростки, детско-родительские отношения, созависимая семья

Похожие статьи

Роль отца и девиантное поведение дочери в подростковом...

[1, с.42] Отец — главный в семье, что очень сильно влияет на его взаимоотношения с дочерью подростком.

Не все положительные черты характера отца будут одинаково положительно влиять на

Отец, подающий подростку негативный пример своим поведением, не только прямым

Для данных испытуемых образ отца представляется отчужденным и отстраненным.

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания...

Исследователи сходятся в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном

Например, мужчины, мужа, отца. − В отцовских семьях — отсутствие материнской ласки. Без которого ребенок не получает должного уровня нежности, ощущения любви и принятия.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, девиантное поведение, ребенок...

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам

указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

СМИ имеет как отрицательные, так и положительные стороны.

показателей неблагополучия семьи на формирование негативных черт у подростков.

Девиантное поведение дошкольников | Статья в журнале...

Но однажды мама заплакала и заявила, что папа ушёл из семьи, и ребёнок стал злым и капризным. При этом мама категорически запрещала отцу видеться с сыном.

Плюс ещё и кризис 7лет. Поэтому проявилось такое девиантное поведение у ребёнка.

Л. Б. Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков. — 2-е изд.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

М. И. Рожков отмечал, что ребенок, который проживает в неблагополучной семье, несмотря на то

Наблюдение было проведено на основе таких показателей поведения детей

У детей преобладал негативный фон общения со сверстниками — частое недовольство, грубые крики

со сверстниками способствует достижению положительных изменений в личностном развитии.

Негативное влияние семьи как причина девиантного поведения...

В статье рассматривается негативное влияние семьи как одна из причин девиантного

семья, девиантное поведение, ребенок, неблагополучная семья, неполная семья

Девиантное (отклоняющимся) поведение — это социальное поведение, не.

Часто нежелательное поведение подростков закрепляется как норма в связи с тем, что родители и другие.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Неполная семья малая – группа с частичными неполными связями, где отсутствует

встретить другую интерпретацию неполной семьи: материнская, где в семье отсутствует отец, и таким образом созданы условия для

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.

Особенности взаимодействия между родителем и ребенком...

отец, воспитание детей, роль отца, ребенок, семья, мать, мужчина, полноценная семья

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, отец, пап, пап

Конечно, родители наблюдают за ними со стороны, но в своих действиях дети одиноки.

Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают отдельно в связи с расторжением...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где отcутствует традиционная система отношений мать-отец-ребенок.

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье.

Похожие статьи

Роль отца и девиантное поведение дочери в подростковом...

[1, с.42] Отец — главный в семье, что очень сильно влияет на его взаимоотношения с дочерью подростком.

Не все положительные черты характера отца будут одинаково положительно влиять на

Отец, подающий подростку негативный пример своим поведением, не только прямым

Для данных испытуемых образ отца представляется отчужденным и отстраненным.

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания...

Исследователи сходятся в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном

Например, мужчины, мужа, отца. − В отцовских семьях — отсутствие материнской ласки. Без которого ребенок не получает должного уровня нежности, ощущения любви и принятия.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, девиантное поведение, ребенок...

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения...

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам

указывает главное направление социализации подростка, но ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

СМИ имеет как отрицательные, так и положительные стороны.

показателей неблагополучия семьи на формирование негативных черт у подростков.

Девиантное поведение дошкольников | Статья в журнале...

Но однажды мама заплакала и заявила, что папа ушёл из семьи, и ребёнок стал злым и капризным. При этом мама категорически запрещала отцу видеться с сыном.

Плюс ещё и кризис 7лет. Поэтому проявилось такое девиантное поведение у ребёнка.

Л. Б. Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков. — 2-е изд.

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

М. И. Рожков отмечал, что ребенок, который проживает в неблагополучной семье, несмотря на то

Наблюдение было проведено на основе таких показателей поведения детей

У детей преобладал негативный фон общения со сверстниками — частое недовольство, грубые крики

со сверстниками способствует достижению положительных изменений в личностном развитии.

Негативное влияние семьи как причина девиантного поведения...

В статье рассматривается негативное влияние семьи как одна из причин девиантного

семья, девиантное поведение, ребенок, неблагополучная семья, неполная семья

Девиантное (отклоняющимся) поведение — это социальное поведение, не.

Часто нежелательное поведение подростков закрепляется как норма в связи с тем, что родители и другие.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Неполная семья малая – группа с частичными неполными связями, где отсутствует

встретить другую интерпретацию неполной семьи: материнская, где в семье отсутствует отец, и таким образом созданы условия для

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.

Особенности взаимодействия между родителем и ребенком...

отец, воспитание детей, роль отца, ребенок, семья, мать, мужчина, полноценная семья

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, отец, пап, пап

Конечно, родители наблюдают за ними со стороны, но в своих действиях дети одиноки.

Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают отдельно в связи с расторжением...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где отcутствует традиционная система отношений мать-отец-ребенок.

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье.

Задать вопрос