Негативное влияние семьи как причина девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Спицин, И. С. Негативное влияние семьи как причина девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи / И. С. Спицин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88565/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается негативное влияние семьи как одна из причин девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи. Приведены результаты проведенного исследования.

Ключевые слова : семья, профилактика, безнадзорность, правонарушение, несовершеннолетние.

The article considers the negative influence of the family as one of the reasons for the deviant behavior of underage youth. The results of the conducted research are presented.

Keywords : family, prevention, neglect, delinquency, minors

Несовершеннолетняя молодёжь, то есть подростки от 14 до 18 лет, является категорией населения, наиболее подверженной негативным влияниям. Обусловлено это тем, что у них еще слабый социальный «иммунитет», они легче приобщаются к плохим привычкам, а в своей дальнейшей жизни могут даже принимать данные негативные отклонения за норму. Данная проблема небезосновательно предстает как одна из наиболее значительных социальных угроз будущему общества и страны. Проблема подростковых девиаций осложняется еще и тем, что в современном обществе, зачастую, наблюдается тенденция толерантного отношения к проявлениям девиации, нет выраженного неприятия и противодействия ей. Поэтому особое значение приобретает работа по диагностике и профилактике девиаций в этом возрасте.

По мнению Е. Н. Пашковой и В. П. Михайловой, факторы девиантного поведения несовершеннолетней молодежи можно сгруппировать в три кластера:

1) биологические факторы — это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка;

2) психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

3) социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

В отечественной психологии М. А. Алемаскиным, Л. Н. Зюбиным, К. Е. Игошевым, А. Н. Леонтьевым, А. Е. Личковым, Д. И. Фельдштейном и др. убедительно показано, что девиантное поведение несовершеннолетней молодёжи не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания. Именно под их воздействием возникают и развиваются такие виды девиантного поведения, как агрессия, аномия, фрустрация.

«Девиантное поведение несовершеннолетней молодёжи — поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Проявления нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции» — такое определение девиантному поведению дает М. И. Аникееев и О. Л. Кочетков в Кратком энциклопедическом словаре [3].

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский утверждают, что в происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.

Из зарубежных авторов данной проблемой занимался Д. Вест. Объектом его исследований стали дети из семей, для которых характерно криминальное или аномальное поведение родителей. Дети могут усваивать социально не одобряемые формы поведения, повторяя поведение своих родителей. Кроме того, родители с асоциальным поведением часто применяют непоследовательные и произвольные методы наказания. А это еще один известный фактор, который приводит к возникновению нарушений поведения несовершеннолетней молодёжи.

Таким образом, под девиантным поведением несовершеннолетней молодёжи понимается поступок, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 54 несовершеннолетних от 14 до 18 лет, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Исследование проводилось по методу незаконченных предложений под редакцией Подмазина С. И. По результатам, представленным на рисунке 1, выявлены отношения испытуемых к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий, что в большей мере побудило их к проявлению девиаций.

Результаты проведения диагностики по методу незаконченных предложений под редакцией Подмазина С. И. Результаты проведения диагностики по методу незаконченных предложений под редакцией Подмазина С. И. Результаты проведения диагностики по методу незаконченных предложений под редакцией Подмазина С. И. Результаты проведения диагностики по методу незаконченных предложений под редакцией Подмазина С. И.

Рис. 1. Результаты проведения диагностики по методу незаконченных предложений под редакцией Подмазина С. И.

Отношение к учебе, отношение к школе — у 9 несовершеннолетних причиной их девиантного поведения являются проблемы в школе, учебные трудности, конфликты с учителями, влияние одноклассников.

Отношение к семье — 24 несовершеннолетних от 14 до 18 лет в своих ответах в методике отмечают, что у них сложились сложные отношения с родителями и близкими, в семье происходит провоцирование ребенка на конфликтные ситуации, влияние асоциального поведения родителей на несовершеннолетнего, проявление жестокости и насилия, что так или иначе повлияло на их поведение.

Отношение к сверстникам — у 12 ребят характер сложившихся со сверстниками отношений повлиял на их поведение, что привело к постановке на профилактический учёт МВД.

Отношение к самому себе — у 2 подростков девиантное поведение проявилось из-за заниженной самооценки, неудовлетворенности собой.

Отношение к окружающим людям — у 7 негативная оценка говорит о том, что людей, которые любят и понимают очень мало.

Таким образом, среди опрошенных основной причиной проявления девиантного поведения является отношения в семье — жестокое обращение родителей к детям, злоупотребление родителями алкоголя и наркотиков, неадекватное воспитание и низкий контакт родителей с детьми и т. д.

Рекомендации по профилактике девиантного поведения можно разделить на следующие этапы:

1) Диагностика девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи.

2) Профилактика девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи.

3) Рекомендации по социально-педагогической работе с семьями подростков с девиантным поведением.

Организация своевременной диагностики девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи во многом зависит от специалиста по социально-педагогической работе с трудными детьми, а также от учреждения, в котором состоят на учёте трудные подростки.

Рекомендации по диагностике девиантного поведения подростков:

1) Изначально проводя диагностику с подростками, нужно учитывать их психологические особенности.

2) Диагностику методом опроса с молодёжью от 14 до 18 лет лучше проводить индивидуально или в группах одного возраста. Это поможет выявить возрастные особенности девиантного поведения и причины их возникновения.

3) При использовании авторской методики для выявления девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи лучше использовать небольшие анкеты, состоящие из 25–50 вопросов. Вопросы должны быть легкими в понимании и с выбором ответа. При большом количестве вопросов снижается уровень объективности опроса, т. к. подростки начинают отвечать случайно.

Рекомендации по проведению профилактической работы девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи предполагают:

1) Учет возрастных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением. В случае если в дошкольном возрасте не принимать мер по коррекционно-воспитательному влиянию к преодолению отклонений в поведении, то дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не хотят соблюдать школьные требования, не выполняют учебных заданий, вступают в инциденты с одноклассниками и педагогами, не соблюдают дисциплину, иногда убегают из школы и из дома.

2) Профилактическая беседа с подростками о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркомании.

3) Пропаганда среди школьников здорового образа жизни путем различных бесед.

4) Организация и проведение встреч с наркологом, работниками подразделений по делам несовершеннолетних отделов МВД, инспекторами ГИБДД, работниками Прокуратуры.

5) Коррекция девиантного поведения может осуществляться методом игротерапии.

6) В коррекции также может помочь открытие клубов, кружков по интересам, ведь всем известно, что много правонарушителей появляется от того, что им нечем заняться.

Рекомендации по социально-педагогической работе с семьей по профилактике девиантного поведения подростка:

1) Обучение родителей проявлению чувств родительской любви, внимания, иначе у детей формируется отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими; эмоциональная неустойчивость; повышенная чувствительность, отставание или задержка психического развития и т. д.

2) Специалисту следует обратить внимание на взаимоотношения в семье и провести с ней работу. В первую очередь нужно провести информационно-образовательную работу с родителями. Она должна быть сосредоточена на объяснении влияния отношений между родителями и типа семейного воспитания на развитие отрицательных отклонений в поведении детей и подростков. Формами данной работы могут быть: лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов.

3) Проведение диагностической работы с родителями подростка. Целью данной работы является диагностика семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Диагностическая работа может осуществляться как групповым методом, так и индивидуальным, сообщение результатов диагностики в данном случае осуществляется индивидуально. В данном случае можно использовать опросник «Измерение родительских установок и реакций».

4) Коррекционная работа с неполной семьей, которая имеет ребенка с девиантным поведением. Формы такой работы очень разнообразны: работа с группой родителей; индивидуальная работа с отдельной семьей; совместная групповая психотерапия детей и родителей.

5) Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи. Необходимо наладить взаимосвязь школы и родителей, которая может проявляться в проведение родительских собраний.

6) Внедрение инновационных форм, методов и приемов в профилактику девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи.

Подводя итог можно сказать, что человек попадая в трудную жизненную ситуацию, в результате внутренних и внешних воздействий не всегда может «трезво» оценить ситуацию и принять правильное решение. Поэтому применяя данные рекомендации, учитывая возраст подростка, его личностные качества, семейных особенностей, а также готовности подростка помогут специалисту в решении проблем, связанных с девиантным поведением несовершеннолетней молодёжи.

Таким образом, можем говорить о том, что негативное влияние семьи является одной из причин девиантного поведения несовершеннолетней молодёжи.

Литература:

  1. Федеральный Закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения 14.12.2021).
  2. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей/ М. А. Алемаскин// Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. — Москва: 2001.- с. 147–211.
  3. Аникеев М. И. Краткий энциклопедический словарь/ М. И. Аникеев, О. Л. Кочетков. М.: Юридическая литература, -1997. — 448с.
  4. Бурханова С. В., Кром И. Л. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации// Современные исследования социальных проблем. — 2010.- № 2.- с.107–110.
  5. Ларионова С. О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема/ С. О. Ларионова // Фундаментальные исследования. -2013. № 1.- с.90.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, несовершеннолетняя молодежь, отношение, ребенок, социально-педагогическая работа, диагностик, диагностическая работа, негативное влияние семьи, поведение, семейное воспитание.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного... В подростковом возрасте девиантное поведение отличается рядом особенностей, которые зависят от семейного воспитания подростка, отношений в школьном коллективе и положения подростка среди...

Значение типа семейного воспитания в профилактике...

Библиографическое описание: Макарова, Л. П. Значение типа семейного воспитания в

Семья – это микросоциальная среда, где наследуются и формируются здоровье и образ

Неоднозначно влияет на поведение детей категорический запрет на употребление алкоголя.

Девиантное поведение несовершеннолетних и его диагностика

Девиантное поведение несовершеннолетних является предметом исследования многих наук, в том числе и педагогики. При этом педагогический аспект представляется нам особенно важным, т.к. позволяет сформулировать рекомендации по профилактике и предупреждению...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной...

«Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп.

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Социально-педагогическая диагностика проводилась с помощью следующих методик

Влияние семьи нередко отмечено склонностью к алкоголизму, отсутствию дружбы между

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Проблема девиантного поведения рассматривалась в работах Л. С. Выготского Я. И

В большинстве случаев девиантное поведение является результатом негативной

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания...

семья, девиантное поведение, ребенок, неблагополучная семья, неполная семья, подростковый возраст, девиантное поведение подростков, неблагоприятная семья, отсутствие любви, полная семья.

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая помощь, педагог, отношение, отклонение, социальная терапия. Социально-психологические аспекты проблемы...

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Девиантное (отклоняющимся) поведение — это социальное поведение, не

Часто нежелательное поведение подростков закрепляется как норма в связи с тем, что родители и другие

Социально-педагогические причины (родители и школа). К таким относятся семьи...

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного... В подростковом возрасте девиантное поведение отличается рядом особенностей, которые зависят от семейного воспитания подростка, отношений в школьном коллективе и положения подростка среди...

Значение типа семейного воспитания в профилактике...

Библиографическое описание: Макарова, Л. П. Значение типа семейного воспитания в

Семья – это микросоциальная среда, где наследуются и формируются здоровье и образ

Неоднозначно влияет на поведение детей категорический запрет на употребление алкоголя.

Девиантное поведение несовершеннолетних и его диагностика

Девиантное поведение несовершеннолетних является предметом исследования многих наук, в том числе и педагогики. При этом педагогический аспект представляется нам особенно важным, т.к. позволяет сформулировать рекомендации по профилактике и предупреждению...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной...

«Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп.

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Социально-педагогическая диагностика проводилась с помощью следующих методик

Влияние семьи нередко отмечено склонностью к алкоголизму, отсутствию дружбы между

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Проблема девиантного поведения рассматривалась в работах Л. С. Выготского Я. И

В большинстве случаев девиантное поведение является результатом негативной

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания...

семья, девиантное поведение, ребенок, неблагополучная семья, неполная семья, подростковый возраст, девиантное поведение подростков, неблагоприятная семья, отсутствие любви, полная семья.

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая помощь, педагог, отношение, отклонение, социальная терапия. Социально-психологические аспекты проблемы...

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Девиантное (отклоняющимся) поведение — это социальное поведение, не

Часто нежелательное поведение подростков закрепляется как норма в связи с тем, что родители и другие

Социально-педагогические причины (родители и школа). К таким относятся семьи...

Задать вопрос